Рынок ценных бумаг. Его профессионалы и участники. Выпуск и обращение ценных бумаг

иностранные инвестиции. В результате имеет место падение курса рубля,

увеличение доходности государственных долговых обязательств, потери

государственного бюджета, угроза экономической катастрофы. Созданная

правовая система по регулированию фондового рынка не действует в полной

мере из-за неготовности к реализации правовых норм со стороны

правительства, находящегося в состоянии перманентной ротации, и

экономических агентов, не имеющих активной политической воли к проведению

структурных преобразований экономики. Многие достижения финансовой

стабилизации в России до кризиса мировой финансовой системы в октябре-

ноябре 1997г. базировались на иностранных инвестициях. Проблемы бюджета

наполовину решались либо за счет внешних займов, либо за счет инвестиций

нерезидентов на рынке ГКО, либо за счет приватизации, где роль иностранных

участников также была значительна.

После августовского кризиса 1998г., несмотря на угрожающую ситуацию,

российский рынок акций не прекратил существования, хотя цены акций в

считанные дни снизились в 3-5 раз по сравнению с июнем 1998г. и в 10-15 раз

по сравнению с октябрем 1997г. Ключевыми задачами нового этапа развития

фондового рынка России являются создание условий для привлечения инвестиций

в реальный сектор экономики и защита прав инвесторов.

3 Приватизация – катализатор развития рынка ценных бумаг

3.1 Приватизационные чеки

Основную роль в создании российского фондового рынка сыграла

приватизация государственных предприятий, которая дала возможность

населению стать собственниками ценных бумаг - ваучеров (в частности, к

середине 1993 г. обращалось около 100 млн. приватизационных чеков с валовой

курсовой стоимостью 500 млрд. руб.; по сути это были государственные ценные

бумаги).

Создание рыночной экономики в России практически не имело

экономической базы образования частной собственности. Поэтому правительство

решило выпустить в наличной форме своеобразную предъявительскую ценную

бумаг - приватизационные чеки (ваучеры), которые могли служить средством

платежа при покупке акций приватизированных предприятий, объектом обмена на

акции приватизационных фондов, продажи, дарения или передачи по наследству.

Номинальная стоимость ваучеров - условная величина, рассчитанная

делением суммы цен (по состоянию на начало 1992 г.) подлежащего

приватизации в 1993 г. имущества (1,5 трлн. руб.) на численность населения

(около 150 млн. чел.), составила 10 000 руб. Отпечатанные ваучеры (около

150 млн. штук) начали выдаваться населению 01.11.1992 г. Уже к началу 1993

г. начал образовываться довольно ликвидный вторичный рынок этих ценных

бумаг; их продавали в основном малоимущие граждане, а скупали в наличной и

безналичной форме предприятия и организации для использования ваучеров в

качестве ликвидного платежного средства при покупке акций приватизированных

предприятий или последующей перепродажи бумаг по выросшему курсу. Курсовая

стоимость приватизационных чеков в значительной степени колебалась из-за

политических событий и игры крупных инвесторов. В результате стоимость

бумаг с 4 000 руб. - 5 000 руб. в октябре-ноябре 1992 г. уже в декабре

поднялась до 8 500 руб. - 9 000 руб.: ожидались первые аукционы по покупке

акций приватизированных предприятий (их стоимость при обмене на ваучеры

была существенно занижена). В результате конечными инвесторами стали в

основном приватизируемые предприятия.

Таким образом, с одной стороны, приватизационные чеки способствовали

быстрой реорганизации отношений собственности, а с другой стороны,

получившие возможность стать собственниками-акционерами индивидуальные

инвесторы (население) практически потеряли свои средства, вложив ваучеры в

недобросовестные, но усиленно рекламируемые компании. Поэтому в России слой

мелких акционеров практически не был создан.

3.2. Специализированные приватизационные инвестиционные фонды

Специализированные инвестиционные фонды приватизации появились в 1992

г. после выхода Указа Президента РФ № 1186 от 7 октября 1992 г.,

утверждающего Положение об их создании. Поскольку они предоставляли больше

инвестиционных возможностей и пользовались налоговыми льготами, они были

широко распространены (например, по сравнению с инвестиционными фондами

открытого типа). Если организация выполняет функции специализированного

инвестиционного фонда, она не может совмещать их с другими видами

хозяйственной деятельности. Кроме этого, минимум 30% активов фонда должно

быть вложено в ценные бумаги. Создание специализированных фондов являлось

хорошей возможностью организации бизнеса, потому что не требовало высоких

затрат, крупного стартового капитала; требования регулирования были вполне

разумны. С начала чековой приватизации до середины 90-х гг. число фондов

быстро росло (за этот период лицензии получили около 600 специализированных

инвестиционных фондов с совокупными активами около 1,4 млрд. руб., а общее

количество акционерных фондов превысило 23 млн. чел., т.е. 16% всего

населения страны. У 60 фондов лицензии были отозваны или не были продлены,

а 30 были реорганизованы путем их слияния или присоединения более мелкого

фонда к более крупному). Затем их рост стабилизировался и оставался

сравнительно небольшим, потом наметилась тенденция уменьшения количества

фондов, связанная с их реорганизацией (слияния, поглощения) и

переоформлением лицензий (отдельным фондам не выдавалась новая лицензия или

приостанавливалось действие старой лицензии, если нарушались требования

действующего законодательства). Пик роста количества специализированных

фондов пришелся на начало 1993 г., когда было лицензировано около 500

фондов. В результате фонды стали крупными портфельными инвесторами,

аккумулировав около 45 млн. приватизационных чеков или около 30% их общего

количества.

Эти фонды были созданы с целью аккумулирования приватизационных чеков

граждан путем их обмена на собственные акции и инвестирования в ценные

бумаги приватизированных предприятий; обеспечения участия российских

граждан в массовой приватизации предприятий и образование достаточно

массового слоя акционеров. Приватизационный чек механизма ваучерной

приватизации стал первой российской ценной бумагой. Физические лица-

резиденты могли самостоятельно участвовать в аукционах или вкладывать свои

ценные бумаги в специализированные приватизационные фонды (в обмен на их

акции), что привело к более квалифицированному инвестированию

приватизационных чеков фондом, формированию довольно многочисленного класса

российских институциональных инвесторов и к становлению достаточно крупных

акционеров в лице специализированных инвестиционных фондов, способных

противостоять администрации приватизированных предприятий и защищать

интересы вкладчиков.

4 Первичный и вторичный рынки ценных бумаг

Законодательно первичный рынок ценных бумаг определяется как

отношения, складывающиеся при эмиссии (для инвестиционных ценных бумаг)

или при заключении гражданско-правовых сделок между лицами, принимающими

на себя обязательства по иным ценным бумагам, и первыми инвесторами,

профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также их

представителями. Таким образом, первичный рынок - это рынок, который

обслуживает выпуск и первичное размещение ценных бумаг. Основными

участниками первичного рынка ценных бумаг являются эмитенты (корпорации,

федеральное правительство, муниципалитеты) и инвесторы (индивидуальные и

институциональные).

Важнейшей чертой первичного рынка является полное раскрытие информации

для инвесторов, позволяющее сделать обоснованный выбор ценной бумаги для

вложения денежных средств. Вся деятельность на первичном рынке служит для

раскрытия информации и заключается в следующем:

- подготовка проспекта эмиссии, его регистрация и контроль

государственными органами с позиций полноты представленных данных;

- публикация проспекта и итогов подписки и т.д.

Существует две формы первичного рынка ценных бумаг:

1) частное размещение (характеризуется продажей (обменом) ценных бумаг

ограниченному количеству заранее известных инвесторов без публичного

предложения и продажи);

2) публичное предложение (размещение ценных бумаг при их первичной

эмиссии путем публичных объявления и продажи неограниченному числу

инвесторов).

Относительно небольшая доля ценных бумаг после первичного

распределения остается в портфелях держателей до истечения срока облигаций

или в течение всего срока существования предприятия, если речь идет об

акциях. Ценные бумаги в большинстве случаев приобретаются для извлечения

дохода не столько из процентных выплат, сколько от перепродажи.

Рынок, где ценные бумаги многократно перепродаются, то есть

обращаются, называют вторичным. Уровень развития именно вторичного рынка,

его активность, мобильность отражают уровень конкретного рынка ценных

бумаг. Без активного вторичного рынка и первичный рынок обычно бывает

вялым, узким и неразвитым.

По сложившейся традиции и коммерческому праву покупатель ценной бумаги

вправе и совершенно свободен перепродать эту бумагу практически немедленно

или когда он пожелает (если эмитентом не оговорены особые условия).

Механизм вторичного рынка весьма сложен и многоступенчат. Рынок

распадается на две большие части - биржевой и внебиржевой. Внебиржевой

рынок очень пестрый: здесь и соответствующие отделы банков, дилеры,

брокеры, соответствующие конторы и фирмы. Вторичное обращение ценных бумаг

уже ничего не прибавляет к капиталам, которые эмитенты однажды уже

приобрели на первичном рынке. Внешне вторичный рынок выглядит, и в

значительной мере действительно является, чисто спекулятивным процессом,

размах которого может показаться излишним и предосудительным. В

действительности именно процесс перепродажи создает механизм перелива

капитала в наиболее эффективные отрасли хозяйства. Акции и облигации

наиболее доходных отраслей производства и целых секторов хозяйства растут в

цене, увеличивают число желающих иметь эти ценные бумаги, что делает

возможным выпуски новых бумаг и новое привлечение капитала.

Необходимо отметить различие функций, выполняемых первичным и

вторичным рынком ценных бумаг. Если функция первичного рынка состоит в

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты