также от внереализационных доходов .
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – это разница
между финансовыми результатами (выручка) от реализации продукции работ,
услуг (без НДС и спецналога) и затратами на их производство.
К внереализационным доходам относятся доходы от прочей
деятельности предприятия, помимо основной. Например, доходы от сдачи
имущества в аренду, положительная курсовая разница по валюте, доходы по
ценным бумагам.
Из валовой прибыли вычитаются доходы по видам деятельности,
которые освобождены от налогообложения или облагаются в особом порядке.
Так, освобождена от налогообложения прибыль, полученная от реализации
произведенной сельскохозяйственной продукции. Это сделано с целью
стимулирования производства сельхозпродукции в стране.
В законе по налогу на прибыль предусмотрен достаточно широкий
перечень льгот. Из имеющих наибольшее применение отметим уменьшение
прибыли на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений
(к примеру, на природоохранные мероприятия), а также на погашение
кредитов банка, полученных и использованных на эти цели. Ставка налога
на прибыль предприятий понижается на 50% и в том случае, если на этом
предприятии инвалиды и (или) пенсионеры составляют не менее 70% от
общего числа работников.
Существенные льготы по налогу на прибыль имеют малые предприятия
(МП). К этой категории относят предприятия любой организационно-
правовой формы со следующей среднесписочной численностью работающих: в
промышленности и строительстве – до 200 человек, в науке и научном
обслуживании- до 100 человек, в других отраслях производственной сферы-
до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы- до 15 человек. В
первые 2 года после создания не уплачивают налоги на прибыль МП,
производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, товары
народного потребления, занимающиеся строительством и ремонтно-
строительными работами ( при условии , что выручка от указанных видов
деятельности превышает 70% от общей суммы выручки от реализации
продукции).
Сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно на
основании бухгалтерского учета и отчетности.
В течение квартала плательщики производят авансовые взносы
налога, исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый
период и ставки налога (некоторые категории плательщиков освобождены от
авансовых платежей, в частности малые предприятия). Эти взносы
уплачиваются всеми плательщиками не позднее 15-го числа каждого месяца
равными долями в размере 1/3 квартальной суммы налога, исчисленной на
базе предполагаемой прибыли на квартал .
4. Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, и
оплачивается покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость,
введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога
с оборота и налога с продаж.
Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории
Российской Федерации предприятия и организации, включая предприятия с
иностранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы,
обособленные подразделения, производящие и реализующие вышеназванные
товары, независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности.
Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных
товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам,
включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами,
относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья,
пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили
емкостью до 25 т., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из
хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из
натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом
на добавленную стоимость. Отдельные товары акцизами не облагаются.
Ставки акцизов утверждаются Правительством Российской Федерации и
являются едиными на всей территории России.
4. Система управления налогообложением в РФ.
Система управления налогообложением в РФ представляет собой единую
централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой
иерархической организации: республиканского, областного и районного
уровней. Каждый уровень имеет свои функции и специфику.
Органом (субъектом) управления системой налогообложения в России
является Государственная налоговая служба РФ, состоящая из
подразделений, осуществляющих методологическое руководство и контроль
за налогообложением по видам (отраслям) налогов. Система органов
Государственной налоговой службы, подчиняющейся Президенту РФ, включает
Федеральную налоговую службу, а также государственные налоговые
инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное
оперативное звено - городские и районные налоговые инспекции, поскольку
именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут
учет налогоплательщиков.
В свою очередь Федеральная налоговая служба контролирует деятельность
нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов
налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными
органами.
Органы государственной налоговой службы имеют право в соответствии
с законодательством проверять любые денежные документы у юридических и
физических лиц; получать от них необходимые справки и сведения;
контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового
законодательства и правильности исчисления налогов, обследовать любые
используемые для извлечения доходов производственные складские и
торговые помещения;
применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц
и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление
операций по счетам в банках; имеют право наложения административных
штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.
Структура налоговой службы РФ предполагает единство целей, при
котором локальные системы управления одного уровня функционируют по
одной (типовой) схеме, решают идентичный набор задач по заранее
определенной единой методологии и технологии обработки данных.
Рисунок 2 Структура Государственной налоговой службы РФ.
3. Проблема создания модели эффективной налоговой системы РФ.
К настоящему времени в России за период от начала развертывания
рыночных реформ уже стала отчетливо ясно необходимость серьезной
корректировки налоговой системы. В процессе работы над Налоговым
кодексом РФ, как известно, было подготовлено несколько вариантов
кодексов с диапазоном обновления налоговой системы от кардинального
варианта до максимально приближенного к действовавшей до 1998 года.
Тем не менее, после бурных обсуждений принят вариант кодекса,
предполагающий в основном сохранение действовавших налогов.
Проблема создания налоговой системы, обеспечивающей баланс,
гармонию социальной справедливости и экономической эффективности таким
образом - оставалось нерешенной.
Отметим, что совершенствование налоговой системы в целом
неразрывно связано с упорядочением межбюджетных отношений и оптимальным
распределением бюджетных ресурсов между федеральным, региональным и
муниципальным уровнями. Это обусловлено тем, что важнейшим направлением
укрепления государственности в РФ является обеспечение как целостности
государства, так и необходимой самостоятельности субъектов федерации и
органов местного самоуправления. Последнее требует обоснования и
четкого разграничения функций и полномочий между федеральным,
региональным и муниципальным уровнями. Таким образом, для каждого
уровня управления должны быть обоснованы и зафиксированы необходимыми
нормативно-правовыми актами триады “функции-полномочии-ресурсы”.
Налоговая система, как известно, обеспечивает формирование
основной массы финансовых ресурсов государства. Именно поэтому
совершенствование налоговой системы в направлении сбалансированности
между фискальной, стимулирующей и регулирующей функциями одновременно в
обязательном порядке должно быть нацелено на упорядочение межбюджетных
отношений.
Необходимость обеспечения реализации основных функций налоговой
системы и ориентация на принцип сбалансированности фискальной и
стимулирующей компонент позволяют сформулировать следующие требования к
модели эффективной налоговой системы:
1.Простота и обозримость по количеству налогов и сборов.
2.Устойчивость налогооблагаемых баз для соответствующих
налогов и увеличение доли налогов на
потребление.
3.Отказ от налогообложения фонда оплаты труда в целях блокирования
занижения фонда оплаты труда на предприятиях.
4.Обеспечение минимизации возможностей “ухода” от налогов.
5.Единые ставки налогов для всей территории страны при предоставлении
регионам и муниципальным образованиям их по снижению для стимулирования
развития приоритетных сфер, отраслей и производств, но без уменьшения
отчислений на вышерасположенные уровни.
6.Единые пропорции “расщепления” всех налогов по “веерной” схеме сбора
налогов между федеральным, региональным и муниципальным уровнями на
основе принципа “две трети на нижнем уровне”.
7.Создание условий доля формирования в расходных частях бюджетов всех
уровней “бюджета текущих расходов” и “бюджета развития” с целью
обеспечения равных потенциальных возможностей регионов и муниципальных
образований.
На основе сформулированных требований к эффективной налоговой
системе, а также с учетом необходимости упорядочения межбюджетных
отношений, модель налоговой системы РФ может быть представлена в
следующем виде (см. таблицу[2]).
Представленный в таблице состав налогов отличается от состава
налогов по Налоговому кодексу.
Таблица 2.