Система налогообложения Российской Федерации

также от внереализационных доходов .

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – это разница

между финансовыми результатами (выручка) от реализации продукции работ,

услуг (без НДС и спецналога) и затратами на их производство.

К внереализационным доходам относятся доходы от прочей

деятельности предприятия, помимо основной. Например, доходы от сдачи

имущества в аренду, положительная курсовая разница по валюте, доходы по

ценным бумагам.

Из валовой прибыли вычитаются доходы по видам деятельности,

которые освобождены от налогообложения или облагаются в особом порядке.

Так, освобождена от налогообложения прибыль, полученная от реализации

произведенной сельскохозяйственной продукции. Это сделано с целью

стимулирования производства сельхозпродукции в стране.

В законе по налогу на прибыль предусмотрен достаточно широкий

перечень льгот. Из имеющих наибольшее применение отметим уменьшение

прибыли на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений

(к примеру, на природоохранные мероприятия), а также на погашение

кредитов банка, полученных и использованных на эти цели. Ставка налога

на прибыль предприятий понижается на 50% и в том случае, если на этом

предприятии инвалиды и (или) пенсионеры составляют не менее 70% от

общего числа работников.

Существенные льготы по налогу на прибыль имеют малые предприятия

(МП). К этой категории относят предприятия любой организационно-

правовой формы со следующей среднесписочной численностью работающих: в

промышленности и строительстве – до 200 человек, в науке и научном

обслуживании- до 100 человек, в других отраслях производственной сферы-

до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы- до 15 человек. В

первые 2 года после создания не уплачивают налоги на прибыль МП,

производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, товары

народного потребления, занимающиеся строительством и ремонтно-

строительными работами ( при условии , что выручка от указанных видов

деятельности превышает 70% от общей суммы выручки от реализации

продукции).

Сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно на

основании бухгалтерского учета и отчетности.

В течение квартала плательщики производят авансовые взносы

налога, исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый

период и ставки налога (некоторые категории плательщиков освобождены от

авансовых платежей, в частности малые предприятия). Эти взносы

уплачиваются всеми плательщиками не позднее 15-го числа каждого месяца

равными долями в размере 1/3 квартальной суммы налога, исчисленной на

базе предполагаемой прибыли на квартал .

4. Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, и

оплачивается покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость,

введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога

с оборота и налога с продаж.

Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории

Российской Федерации предприятия и организации, включая предприятия с

иностранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы,

обособленные подразделения, производящие и реализующие вышеназванные

товары, независимо от форм собственности и ведомственной

принадлежности.

Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных

товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам,

включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами,

относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья,

пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили

емкостью до 25 т., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из

хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из

натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом

на добавленную стоимость. Отдельные товары акцизами не облагаются.

Ставки акцизов утверждаются Правительством Российской Федерации и

являются едиными на всей территории России.

4. Система управления налогообложением в РФ.

Система управления налогообложением в РФ представляет собой единую

централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой

иерархической организации: республиканского, областного и районного

уровней. Каждый уровень имеет свои функции и специфику.

Органом (субъектом) управления системой налогообложения в России

является Государственная налоговая служба РФ, состоящая из

подразделений, осуществляющих методологическое руководство и контроль

за налогообложением по видам (отраслям) налогов. Система органов

Государственной налоговой службы, подчиняющейся Президенту РФ, включает

Федеральную налоговую службу, а также государственные налоговые

инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное

оперативное звено - городские и районные налоговые инспекции, поскольку

именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут

учет налогоплательщиков.

В свою очередь Федеральная налоговая служба контролирует деятельность

нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов

налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными

органами.

Органы государственной налоговой службы имеют право в соответствии

с законодательством проверять любые денежные документы у юридических и

физических лиц; получать от них необходимые справки и сведения;

контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового

законодательства и правильности исчисления налогов, обследовать любые

используемые для извлечения доходов производственные складские и

торговые помещения;

применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц

и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление

операций по счетам в банках; имеют право наложения административных

штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

Структура налоговой службы РФ предполагает единство целей, при

котором локальные системы управления одного уровня функционируют по

одной (типовой) схеме, решают идентичный набор задач по заранее

определенной единой методологии и технологии обработки данных.

Рисунок 2 Структура Государственной налоговой службы РФ.

3. Проблема создания модели эффективной налоговой системы РФ.

К настоящему времени в России за период от начала развертывания

рыночных реформ уже стала отчетливо ясно необходимость серьезной

корректировки налоговой системы. В процессе работы над Налоговым

кодексом РФ, как известно, было подготовлено несколько вариантов

кодексов с диапазоном обновления налоговой системы от кардинального

варианта до максимально приближенного к действовавшей до 1998 года.

Тем не менее, после бурных обсуждений принят вариант кодекса,

предполагающий в основном сохранение действовавших налогов.

Проблема создания налоговой системы, обеспечивающей баланс,

гармонию социальной справедливости и экономической эффективности таким

образом - оставалось нерешенной.

Отметим, что совершенствование налоговой системы в целом

неразрывно связано с упорядочением межбюджетных отношений и оптимальным

распределением бюджетных ресурсов между федеральным, региональным и

муниципальным уровнями. Это обусловлено тем, что важнейшим направлением

укрепления государственности в РФ является обеспечение как целостности

государства, так и необходимой самостоятельности субъектов федерации и

органов местного самоуправления. Последнее требует обоснования и

четкого разграничения функций и полномочий между федеральным,

региональным и муниципальным уровнями. Таким образом, для каждого

уровня управления должны быть обоснованы и зафиксированы необходимыми

нормативно-правовыми актами триады “функции-полномочии-ресурсы”.

Налоговая система, как известно, обеспечивает формирование

основной массы финансовых ресурсов государства. Именно поэтому

совершенствование налоговой системы в направлении сбалансированности

между фискальной, стимулирующей и регулирующей функциями одновременно в

обязательном порядке должно быть нацелено на упорядочение межбюджетных

отношений.

Необходимость обеспечения реализации основных функций налоговой

системы и ориентация на принцип сбалансированности фискальной и

стимулирующей компонент позволяют сформулировать следующие требования к

модели эффективной налоговой системы:

1.Простота и обозримость по количеству налогов и сборов.

2.Устойчивость налогооблагаемых баз для соответствующих

налогов и увеличение доли налогов на

потребление.

3.Отказ от налогообложения фонда оплаты труда в целях блокирования

занижения фонда оплаты труда на предприятиях.

4.Обеспечение минимизации возможностей “ухода” от налогов.

5.Единые ставки налогов для всей территории страны при предоставлении

регионам и муниципальным образованиям их по снижению для стимулирования

развития приоритетных сфер, отраслей и производств, но без уменьшения

отчислений на вышерасположенные уровни.

6.Единые пропорции “расщепления” всех налогов по “веерной” схеме сбора

налогов между федеральным, региональным и муниципальным уровнями на

основе принципа “две трети на нижнем уровне”.

7.Создание условий доля формирования в расходных частях бюджетов всех

уровней “бюджета текущих расходов” и “бюджета развития” с целью

обеспечения равных потенциальных возможностей регионов и муниципальных

образований.

На основе сформулированных требований к эффективной налоговой

системе, а также с учетом необходимости упорядочения межбюджетных

отношений, модель налоговой системы РФ может быть представлена в

следующем виде (см. таблицу[2]).

Представленный в таблице состав налогов отличается от состава

налогов по Налоговому кодексу.

Таблица 2.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты