бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного
финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств
предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий,
предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на
определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами
предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования
выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность
ее функционирования.
Важную роль в организации рациональной системы бюджетного
финансирования играют, прежде всего, принципы финансирования. К числу этих
принципов относятся:
1. получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства
должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей
результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с
одной стороны, в решении различных задач социально-экономического
развития страны, а с другой - в обратном притоке в бюджет денежных
средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
2. целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица
получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета,
причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа
препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
3. предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и
других показателей и с учетом использования ранее отпущенных
ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения
показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и
эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и
учреждений;
4. безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без
условия их обязательного возврата в государственный бюджет.
Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее
время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных
ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким
ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям
Правительства РФ на выполнение целевых программ развития. Такие ссуды
предоставлялись на финансирование:
5. расходов на формирование федеральных продовольственных фондов;
6. расходов на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной
продукцией и приобретение племенного скота на основе долгосрочной
аренды (лизинга);
7. части расходов на инвестиционные программы конверсии оборонной
промышленности.
В области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные
недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко
распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств.
Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не
организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу
социально незащищенных слоев населения.
Основные задачи в области бюджетных расходов:
8. сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию
средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
9. снизить расходы на содержание государственного аппарата;
10. продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику
государственно-коммерческого финансирования проектов;
11. повысить эффективность использования ассигнований на национальную
оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных
проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
12. снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
13. усилить контроль за использованием бюджетных средств;
14. обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру,
медицинское обслуживание, образование.
2. Состав и структура расходов
федерального бюджета
Бюджетные расходы общепринято подразделяются на четыре основные
группы в соответствии с функциями, выполняемыми государством по обеспечению
функционирования экономической системы: народное хозяйство, социально –
культурные мероприятия, оборона и управление.
В состав расходов государственного бюджета на финансирование народного
хозяйства включаются ассигнования, выделяемые предприятиям и организациям
наиболее значимых отраслей экономики. Так, важнейшим направлением
использования государственных ресурсов является поддержка предприятий
топливно-энергетического комплекса (5 716 936,6 тыс. руб.(), оборонной
промышленности в рамках конверсионных программ (1 480 220,0 тыс. руб.),
строительства, архитектуры, градостроительства (18 666 695,2 тыс. руб.),
транспорта и связи (1 521 357,0 тыс. руб.). Из государственного бюджета
финансируется приобретение подвижного состава пассажирского автотранспорта,
выплачиваются компенсации предприятиям воздушного транспорта части затрат
по внутренним перевозкам, покрываются расходы эксплуатационно –
восстановительного характера объектов связи.
Значительные бюджетные средства направляются на финансирование
агропромышленного комплекса. Развитие агропромышленного комплекса
приоритетное направление экономики любого типа, в последние годы в связи с
либерализацией цен и ужесточением кредитной политики, произошло ухудшение
финансового положения агропромышленного комплекса. Были приостановлены
процессы укрепления материально-технической базы, поддержания плодородия
почв, развития социальной инфраструктуры на селе. Основными положениями
бюджетной поддержки АПК являются:
1. финансирование проведения земельной реформы;
2. пополнение фонда льготного кредитования крестьянских (фермерских)
хозяйств;
3. создание рыночных отношений в агропромышленном комплексе;
4. поддержка социальной инфраструктуры села;
5. мелиорация земель и поддержание мелиоративных систем;
6. финансовая помощь по землеустройству.
Государственную поддержку селу предполагается обеспечивать через
проведение льготной налоговой политики для агропромышленного комплекса.
Сохраняется датирование из бюджета средств направленных на капитальные
вложения и средств производства, как способа регулирования розничных цен на
сельскохозяйственную продукцию, при этом датирование осуществляется на
конечной стадии производственного цикла.
Осуществление мероприятий по агропромышленному комплексу зависит от
социально-экономических условий складывающихся в различных регионах
России, действенности контроля местной администрации за проведением
земельной реформы и эффективного использования выделенных средств.
Анализируя расходы федерального бюджета, я заметил, что расходы на
сельское хозяйство и рыболовство уменьшились с 16 100 382,5 тыс. руб. в
1997 г. до 12 017 785,6 тыс. руб. в 1998 году и доля расходов по этой
статье в 1998 году составила 2,4%.
Финансирование фундаментальных исследований и содействия научно –
техническому прогрессу направляется на работы по важнейшим перспективным
теоретическим исследованиям и по общегосударственным целевым научно-
техническим программам. Средства на эти цели выделяются непосредственно
Российской академии наук, отраслевым академиям, высшим учебным заведениям,
архивам и другим организациям, занимающимся осуществлением научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ. В связи с недостатком
бюджетных ассигнований, произошел отказ от неэффективных и дорогостоящих
объектов.
Приоритетными направлениями финансирования научно-технических и
инновационных программ являются:
1. организация высокоэффективных процессов по производству продовольствия
и для переработки продукции отраслей АПК;
2. борьба с наиболее распространенными болезнями;
3. создание экологически чистых, ресурсосберегающих технологий в
энергетике, строительстве, сельском хозяйстве и промышленности;
4. научно – исследовательские и опытно – конструкторские работы в области
космической деятельности.
При этом предусмотрен программно-целевой подход к планированию и
финансированию науки, бюджетные средства предусмотренные на финансирование
проекта направляются непосредственно исполнителям на конкурсной основе, что
позволяет повысить уровень заработной платы наиболее квалифицированной
части научных работников и улучшить техническое оснащение исследований,
имеющих первостепенное значение для развития науки и экономики.
В настоящее время происходит реформирование научной сферы, в
результате чего предполагается сократить объем бюджетных ассигнований,
выделяемых неэффективно работающим научно-производственным объединениям.
Исследуя расходы этой статьи бюджета в динамике можно заметить, что
расходы на науку в 1998 году уменьшились незначительно на 429 263,2 тыс.
руб. по сравнению с расходами на 1997 год, что в общем объеме расходов
бюджета составило 3,0%.
Также из бюджета осуществляется финансирование охраны окружающей
природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологии, картографии и
геодезии (2929835,8 тыс. руб.), предупреждений и ликвидаций последствий
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (8 474 217,5 тыс. руб.).
В целом расходы на народное хозяйство по проекту в 1998 году
уменьшились на 28 108 456,8 тыс. руб. по сравнению с расходами 1997 года,
удельный вес которых составил в общих расходах бюджета 13,4 %.
Расходы на социально-культурные мероприятия связаны с выполнением
государством его социальных функций.
Эти средства подразделяются на следующие основные группы:
5. образование и профессиональная подготовка кадров;
6. культура, искусство и кинематография;
7. средства массовой информации (периодическая печать, телевидение,
радиовещание);
8. здравоохранение и физическая культура;
9. социальное обеспечение.
Расходы на социально-культурные мероприятия определяются на основе
принципов сметного порядка планирования. Финансируются эти расходы по
конкретным мероприятиям и видам затрат. В основу расчетов закладываются
показатели деятельности учреждений. Эти показатели служат расчетными
единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме,
обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения.