Спрос и предложение, основные ценообразующие факторы

Спрос и предложение, основные ценообразующие факторы

Академия труда и социальных отношений

Уральский социально-экономический институт

Кафедра «Экономической теории»

Контрольная работа по курсу «Ценообразование»

Тема: «Спрос и предложение, – основные ценообразующие факторы.

Рыночное равновесие. Равновесная цена».

Выполнила: Гулевская В.Г.

гр. Ф.К. З-101

(второй диплом)

Челябинск 1999

План

Введение……………………………………………………………………………… 2

I. Спрос и его изменение. График спроса.………………….. …………………… 3

1.1. Спрос…………………………………………………………………… 3

1.2. Изменение кривой спроса………………………………………….. 3

II. Предложение товара на рынке. График предложения………………………. 6

2.1. Цена и объем предложения товаров…………………………….. 6

2.2. Особенности рыночного предложения…………………………… 7

III. Рыночное равновесие цен спроса и предложения…………………………… 8

3.1. Равновесная цена……………………………………………………. 8

3.2. Установление равновесной цены…………………………………. 8

3.3. Пример расчета равновесной цены на московском

автомобильном рынке……………………………………………….. 9

IV. Эластичность спроса и предложения………………………………………….. 11

4.1. Эластичность, показатель ценовой эластичности…………….. 11

4.2. Варианты эластичности спроса…………………………………… 11

4.3. Эластичность предложения……………………………………….. 12

V. Нарушения рыночного равновесия цен………………………………………… 14

5.1. Налог и равновесная рыночная цена…………………………….. 14

5.2. Контроль над ценами……………………………………………….. 15

Заключение……………………………………………………………………………… 17

Список использованной литературы ………………………………………………. 18

Введение

Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и

предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила

эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух

столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной

рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель быть описаны все

экономические процессы.

В данной работе я попытаюсь объединить все существующие знания о двух

взаимосвязанных категориях – «спрос» и «предложение», рыночное равновесие

цен спроса и предложения, а также их эластичность, к чему приводят

нарушения рыночного равновесия цен.

I. Спрос и его изменение. График спроса.

1.1. Спрос.

Спрос – это одна из сторон многомерного процесса рыночного

ценообразования. Характерные для него причинно-следственные зависимости

имеют вид устойчиво действующих экономических законов. В частности, закон

спроса выражает:

. обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;

. постепенное убывание спроса на данный товар или услугу.

Согласно закону спроса, при прочих равных условиях количество

покупаемых товаров или услуг зависит от уровня их цен. При этом, чем выше

цена и отчетливей тенденция к ее росту, тем меньшее количество товаров или

услуг будет куплено потребителями. Если цена товара возрастает, то объем

продаж товара, в соответствии с падением спроса, снижается. И наоборот,

если цена снижается, то падение объем продаж данного товара или услуги

возрастает. Зависимости подобного характера возникают, например, в

следующих ситуациях: когда рынки дефицитны, т.е. очевидна нехватка каких-

либо товаров и услуг, то цены на эти товары и услуги неизбежно будут расти.

Напротив, когда на рынок поступает больше товаров и услуг данного вида, то

их реализация, т.е. продажа, возможна лишь при условии снижения цен.

Закон спроса отражает и другой важный процесс: постепенное убывание

спроса. Снижение количества продаж данного товара или услуги происходит не

только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребительского

спроса. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая покупка

одного и того же товара или услуги приносит потребителю сравнительно

меньшую пользу, выгоду, удовлетворение.

1.2. Изменение кривой спроса.

В данном случае закон сопряжен с действием закона убывающей

предельной полезности экономических благ. На рынках это проявляется в том,

что продажа каждой дополнительной единицы товара становится возможной лишь

при снижающейся цене. Потребители осуществят дополнительную покупку данного

товара или услуги лишь при условии, что цены на них снизятся.

Особый характер зависимости между ценой товара и количеством его

продаж, а также постепенное убывание спроса показаны на рис. 1.

Р D

A

B

D

O Q

Рис. 1. Кривая спроса

Полого опускающаяся кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как

описывает обратную линейную зависимость между двумя переменными – ценой и

количеством продаж товара, а также снижающуюся предельную полезность каждой

дополнительной покупки одноименного товара, что объясняется падением его

цены.

Если цена товара возрастает от точки В до точки А, то объем продаж

снижается. Это показано стрелками на осях графика. Направление стрелок на

осях графика изменяется на противоположное, если цена снизится в

направлении от точки А к точке В. Любой точке – А, В и т.д. - на кривой

спроса DD соответствует определенное значение двух переменных – цены и

объема продаж. Движение по кривой спроса из одной точки в любую другую

показывает, как изменение одной переменной, т.е. цены, вызывает обратное

движение другой, т.е. объема продаж. Кривая спроса DD не изменилась, ее

смещения в ту или иную сторону не произошло. Это означает, что спрос не

изменился, он остался прежним: изменение цен меняет лишь объем продаж

товара, но не спрос.

Рассмотрим другой случай. Изменяются не соотношения цен и объемы

продаж, а так называемые неценовые факторы: доходы покупателей, их

субъективные вкусы, мода, потребительские характеристики товаров и т.п. Что

происходит в подобных случаях с кривой спроса? Ответ однозначен: изменение

неценовых факторов спроса вызывает перемещение и изменение конфигурации,

наклона кривой спроса, выражая изменение количества проданных товаров по

той же, не изменяющейся, цене. Спрос не бывает, статичен, он постоянно

меняется под воздействием неценовых факторов, о чем свидетельствует то или

иное смещение кривой спроса. Еще раз подчеркнем, что к числу таких

неценовых факторов, меняющих спрос покупателей, относятся следующие:

. уровень доходов в обществе;

. размеры рынка данного товара и наличие на потребительских рынках

взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;

. субъективное отношение покупателей к товарам;

. гарантийный и постгарантийный сервис продаваемых товаров и т.п.

P D D1 P D1 D

A A1 A

A1

D1

D1

D D

O Q O Q

Q Q1 Q

Q1

Рис. 2а. Рост спроса под влиянием Рис. 2б. Уменьшение

спроса под

Неценовых факторов влиянием неценовых

факторов

На рис. 2а пунктирной кривой спроса показано его увеличение под

воздействием неценовых факторов. Рост спроса - это смещение всей кривой

вправо и вверх, что означает увеличение объема продаж товара по той же, не

изменившейся, цене.

На рис. 2б показано уменьшение спроса: пунктирная кривая спроса

сместилась влево и вниз. Это уменьшение спроса также вызвано неценовыми

факторами и выражается в снижении объема продаж при не изменяющейся цене за

единицу товара.

II. Предложение товара на рынке. График предложения.

2.1. Цена и объем предложения товаров.

Изменение спроса на товары вызывает адекватную реакцию со стороны

рыночного предложения этих товаров.

Предложение товаров на рынке – это другая, не менее существенная,

сторона предпринимательства, выражающая прямую зависимость между ценой и

количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. Цены и объем

продаж товаров изменяются однонаправлено: если цена повышается, то на рынок

будет поступать к продаже больше товаров. И наоборот, если цены на данный

товар снижаются, его производство и предложение на рынках будут также

сокращаться.

Основным, ведущим фактором здесь выступает цена. По каждому из

великого множества товаров цена свидетельствует о необходимости либо

сокращения его выпуска, если спрос снизился, либо наращивания его

производства, если спрос стабилен или повышается. От уровня цен

предлагаемых товаров зависит выручка, доход, прибыль. Чем они выше, тем

оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В этом смысле

предложение товаров на рынке – это сложный процесс, требующий

соответствующего вознаграждения организации, собственно выпуска или, при

необходимости, переориентации производства товаров в соответствии с

потребностями. Рыночное предложение товаров имеет смысл только тогда, когда

это подтверждают удовлетворяющие его цены. При неудовлетворительных ценах

или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская

деятельность по переориентации ресурсов, изменению технологий, объемов

выпуска и продаж товаров.

Точка А на кривой предложения SS показывает более высокий уровень

цены Р1 и возросший объем товаров Q1, предлагаемых к продаже на рынке;

точка В на кривой предложения показывает изменившуюся ситуацию: снижение

цены до уровня Р2, которому соответствует сокращение предлагаемых к продаже

товаров Q2.

Как видно из рис. 3, предложение товаров имеет вид кривой с

положительным наклоном, отражающей прямую зависимость между двумя

переменными – ценой товара и его количеством, или объемом для продажи на

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты