одной переменной в результате 1%-ного изменения другой.
Измерение ценовой эластичности спроса осуществляется для того, чтобы
выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж товаров вследствие 1%-
ного изменения цены за единицу данных товаров. Методика такого измерения
проста и представляет собой определение частного от деления процентного
изменения величины спроса на 1% изменения цены. Представить это можно
следующим образом:
где ЭР – ценовая эластичность спроса.
4.2. Варианты эластичности спроса.
В практике могут иметь место, по меньшей мере, пять различных
вариантов ценовой эластичности спроса:
> спрос эластичный, когда при незначительных повышениях цены объем продаж
существенно возрастает;
> спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает
1%-ное изменение продаж товаров;
> спрос неэластичен, если при весьма существенных снижениях цены объем
продаж изменяется неэластично;
> спрос бесконечно эластичен, когда имеет только одна цена, по которой
потребители покупают товар (например, инсулин для больных диабетом);
> спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное
количество товаров, независимо от его цены.
Все варианты эластичности спроса могут быть показаны на графиках
(рис. 7).
Каждый вариант, представленный на рис. 7, имеет свой коэффициент
эластичности:
> коэффициент не эластичности спроса меньше единицы;
> при эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение
продаж более чем на 1%, коэффициент эластичности больше единицы;
> наконец, при единичной эластичности коэффициент равен единице.
Р В А
С
O Q
Рис. 7. Эластичность спроса
Например, если увеличение цены товара на 100% приводит к сокращению
продаж на 50%, то эластичность спроса равна 50%, поделив которые на 100%,
получаем коэффициент 0,5.
В строгом математическом смысле этот коэффициент со знаком «минус»,
так как цена и количество продаж изменяются в противоположном направлении
(обратная зависимость переменных). Но для простоты анализа коэффициентов
эластичности рассматривается как положительная величина, тем более что
реальную значимость эта величина приобретает в показателе объема выручки от
продаж товаров, т.е. денежной торговой выручки.
Следовательно, когда процент снижения цены вызывает такое увеличение
процента продаж, что общая торговая выручка (произведение цены на
количество проданного товара) возрастает, то эластичность спроса
приобретает практический смысл положительного коэффициента.
При единичной эластичности, когда коэффициент равен единице, снижение
в точности компенсируется таким объемом продаж, который не меняет торговую
выручку.
В случае неэластичного спроса снижение цены вызывает настолько
незначительное увеличение продаж товара, что общая торговая выручка
снижается.
4.3. Эластичность предложения.
Применимы ли понятия «эластичность» и «коэффициент эластичности» к
предложению товаров? Да, применимы.
Понятие эластичности предложения товаров характеризует относительные
изменения цен товаров и их количества, предлагаемого к продаже.
Интенсивность этих изменений также различна, и на практике могут иметь
место следующие ситуации:
- эластичного предложения;
- предложения единичной эластичности;
- неэластичного предложения.
Ценовая эластичности предложения выступает как прямая линейная
зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное
изменение цены и вызываемое им то или иное процентное изменение объема
предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обуславливаются положением
кривых эластичности предложения, изображенных на рис. 8.
Р С А
В
O Q
Рис. 8. Эластичность предложения
При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров
вызывает 1% увеличения их предложения для продажи на рынке. В этом случае
имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров,
коэффициент которого равен единице.
В случае эластичного предложения, 1% увеличения цены способен вызвать
увеличение количества предлагаемых к продаже товаров, значительно
превышающее 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.
При эластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо
влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.
Теоретически можно предусмотреть и другой крайний случай: бесконечное
эластичное предложение, которое на графике имеет вид абсолютно
горизонтальной линии. Бесконечно эластичное предложение – это увеличение
поставок товаров на рынок при крайне незначительном увеличении цен на эти
товары.
Показатели эластичности предложения подтверждают весьма важную
закономерность: в течение длительного периода времени, когда спрос уже
приспособился к возросшей цене, эластичность предложения способствует
установлению так называемой нормальной цены равновесия (в отличие от цен
мгновенного и краткосрочного равновесия).
V. Нарушения рыночного равновесия цен.
В конкурентной системе равенство спроса и предложения приводит к
равновесию на всех рынках. И все же равновесная цена может изменяться
(точка равновесия смещается в ту или иную сторону). Некоторые воздействия
на рыночное равновесие цен предвидеть невозможно, влияние других учесть
трудно, поскольку они лишь перемещают точку равновесия, не нарушая законов
спроса и предложения. К числу последних воздействий относится, например,
налогообложение.
Налог выступает одним из экономических рычагов регулирования рынка.
Смещая точку равновесной цены, налог не нарушает законов спроса и
предложения.
5.1. Налог и равновесная рыночная цена.
Налогообложение является прерогативой государства, применяющего
множество разновидностей прямых и косвенных налогов. Последствия
налогообложения отрицательно сказываются как на потребителях, так и на
производителях товаров. Эти последствия выражаются в увеличении цены
товара, с одной стороны, и в сокращении объемов производства товаров – с
другой. Возросшая цена, как известно, вызывает сокращение потребительского
спроса, вследствие чего неизбежно сокращение объема продаж товаров,
попавших под налогообложение. Производители отреагируют на такую ситуацию
однозначно: они сократят производство и представление на рынок товаров,
спрос на которые снизился.
Нарушение законов спроса и предложения не произошло, так как налог
лишь создал предпосылки для перемещения точки равновесия спроса и
предложения на новый, более высокий уровень.
Р D S1 S
P1 E1
E
PE
PA A D
S1 S
O QE1 QE Q
Рис. 9. Влияние налога на равновесную рыночную цену
При налогообложении кривая спроса не смещается так, как спрос не
изменился. Но точка рыночного равновесия Е перемещается на новый, более
высокий уровень вследствие смещения вверх кривой предложения товаров.
Равновесие спроса и предложения теперь находится в точке Е1, а новая
равновесная цена равняется Р1, так как продавец включает налог в цену
предлагаемых к продаже товаров. Снижение объема продаж, которое произошло
вследствие повышения цены, вызвало падение объемов производства товаров,
поскольку их продажи снизились. Направления движения цены и объемы
производства и продаж товаров показаны стрелками, расположенными вдоль
соответствующих осей (рис. 9). Налог непосредственно платит производитель
(продавец) товаров, однако большую часть перекладывает на покупателя путем
увеличения цены (Р1Е1ЕРЕ). Размер уплачиваемого налога равняется
заштрихованной на графике области АЕРЕРА. Это вычет из торговой выручки от
продаваемых товаров и вычет из доходов покупателей. Но главный
отрицательный эффект – общее снижение производства и недопотребление
обществом товаров.
5.2. Контроль над ценами.
Ценовое вмешательство, или контроль над ценами, осуществляет
государство на законодательной основе, но его способны осуществлять и
другие монопольные структуры. Вмешательства такого рода способны
блокировать рыночный механизм конкурентного ценообразования на основе
равновесия спроса и предложения. Любой контроль над ценами не только
нарушает, но и разрушает механизм рыночного ценообразования на основе
законов спроса и предложения. Примером этого является командная модель
экономики, а также любые способы принудительного установления цены,
принимаемые монопольными силами со стороны государства ил отдельных, явных
или скрытых, экономических структур.
Государственное вмешательство в рыночное ценообразование чаще всего
сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного
равновесия. Мотивацией такого вмешательства выступают, как правило,
социальные проблемы: различная для тех или иных групп населения степень
доступа к ресурсам или потребительским благам; неравенство в доходах и т.д.
Однако еще никогда не удавалось решить хотя бы одну из этих проблем методом
вмешательства в механизм ценообразования. Последствия контроля над ценами
могут быть многообразными, но все они, как правило, имеют отрицательный
эффект в социальной и экономической сфере. Последствия контроля над ценами
или любого вмешательства в рыночное конкурентное равновесие обнаружат себя
в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно
скажется на всем обществе из-за недопотребления. Решена ли проблема
низкодоходных групп общества, которых правительство пыталось защитить,
установив принудительно низкие цены? Нет, не решена, поскольку
недопроизводство и дефицитность «уводят» даже имеющиеся товары в теневые
спекулятивные сферы. Возникают теневые рынки, где дефицитные товары
продаются по ценам еще более высоким, чем прежняя равновесная рыночная
цена, поскольку теперь эта цена включает в себя еще и спекулятивную
надбавку. Низкодоходным группам общества эти товары и цены стали еще более
недоступны, а число неплатежеспособных граждан возросло.
Государственное вмешательство, контроль над ценами приводит также к
таким экономическим последствиям, как сокращение производства,
возникновение теневой экономики в различных сферах. Как известно,
особенностью теневых структур экономики является то, что они «неуловимы», в
особенности для официального, государственного налогообложения.
Следовательно, они сокращают реальные возможности для социальной защиты
низкодоходных групп и слоев общества, поскольку не платят налоги в бюджет.
Нетрудно предвидеть, что в подобной ситуации усилятся криминогенные,
мафиозные компоненты социально-экономической среды общества.
Внешними, наиболее очевидными последствиями разрушенного равновесия
рыночного ценообразования станут очереди потребителей за товарами,
социальная напряженность и всеобщее недовольство. Потребуются такие
правительственные мера, как нормирование, рационирование потребления
недостающих, дефицитных товаров, их распределение в продажу по карточкам,
талонам и другим административным «регуляторам» общественного потребления.
На рис. 10. показана схема государственного вмешательства в рыночный
ценовой механизм, или контроль над ценами, с его основными отрицательными
последствиями.
Р D S
D1
PE E -
E1
P1
S D1 D
O Q1 QE Q
Рис. 10. Вмешательство в рыночное равновесие: принудительное
«понижательное» ценообразование
Принудительное установление цены Р1 на уровне ниже рыночной смещает
кривую спроса до уровня низкодоходных групп населения. Пересечение кривой
предложения SS со сместившейся кривой спроса D1D1 дает точку нового
рыночного равновесия Е1, расположенную на более низком уровне. Нарушение
законов спроса и предложения произошло, прежде всего, из-за того, что
совокупный спрос не ограничивается спросом низкодоходных слоев населения, к
которому принудительно «приведен» уровень цены Р1. Однако этот искусственно
смещенный спрос вызвал «понижательную» тенденцию в предложении товаров из-
за их принудительно низких цен. Производители не заинтересованы выпускать и
поставлять на рынок товары по сниженным, не возмещающим издержки ценам Р1.
Происходит снижение объемов производства QEQ1, отмеченное вдоль
соответствующей оси (см. рис. 10). Однако еще более болезненным для
общества будет размер товарного дефицита.
Заключение
В своей работе я постаралась наиболее полно раскрыть влияние тех или
иных факторов на спрос и предложение при рыночной экономике, действительно,
любому акту купли-продажи предшествуют два феномена – «спрос» и
«предложение», величины которых определяют объем сделок и уровень цен на
рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, то
добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (дохода
потребителей) и величину предложения (прибыль производителей).
Список литературы
1. В. Камаев. Учебник по основам экономической теории. М. 1994 г.
2. О. Мамедов. Современная экономика. Общедоступный курс. Ростов-на-
Дону, «Феникс», 1996 год.
3. А. Шишкин. Экономическая теория, учебник для студентов
экономических специальностей высших учебных заведений. М.
Гуманитарный издательский цент «Владос» 1996 г.
4. Дж. Ф. Стенлейк. Экономикс для начинающих. Москва, издательство
“Республика”, 1994 год.
5. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы,
проблемы, политика. Москва, издательство “Республика”, 1993 год.
-----------------------
[pic]
товарный
излишек
товарный
дефицит
неэластичный спрос: 1% снижения цены даст менее 1% количества продаж товара
эластичный спрос: 1% снижения цены увеличивает продажи более чем на 1%
единичная эластичность: 1% снижения цены дает 1% увеличения продаж товара
единичная эластичность
эластичное предложение
неэластичное предложение
точка рыночного равновесия до принудительного снижения цены
товарный дефицит после снижения цены