назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с
развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется
за счет налогов с предприятий и населения.
Остальная часть поступает от использования государственной собственности,
внешнеэкономической деятельности. Структура расходной части бюджета
включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение,
просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного
хозяйства, на оборону, государственное управление.
В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на
принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с
получением блага.
Таким образом, финансовые отношения охватывают две сферы:
А) экономические денежные отношения, связанные с формированием и
использованием денежных фондов, аккумулируемых в государственной бюджетной
системе и правительственных внебюджетных фондах;
Б) экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот
децентрализированных денежных фондов предприятий.
Денежный характер финансовых отношений – важный признак финансов.
Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег –
не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма,
обусловленная существованием первых.
В этой связи неправомерно относить к финансам не только денежные, но и
натуральные взаимоотношения. Существование натуральных повинностей в эпоху
феодализма, взимание рабовладельческим государством дани со своих граждан и
покоренных народов, натурализация общественных отношений в условиях
расстроенного денежного обращения отнюдь не доказывает натуральный характер
финансовых взаимосвязей. Они говорят о другом – функционирование финансов
возможно только при определенных условиях, отсутствие которых сразу же
сужает границы действия этой категории.
Появление финансовых отношений всегда дает о себе знать реальным
движением денежных средств. Отсутствие такого движения на стадиях
производства и потребления воспроизводственного процесса свидетельствует о
том, что они не являются местом возникновения финансов.
Реальное движение денежных средств происходит на второй с третьей
стадии воспроизводственного процесса – в распределении и обмене. Однако
характер движения стоимости (в ее денежной форме) на этих стадиях различен,
что не позволяет обе их стороны относить к сфере функционирования финансов.
На второй стадии движение стоимости в денежной форме осуществляется
обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом
из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой
части стоимости (в рамках одного владельца). На третей стадии
распределенная стоимость (в денежной форма) обменивается на товарную форму,
т.е. совершаются акты купли-продажи. Отчуждения самой стоимости здесь не
происходит; она лишь меняет свою форму – с денежной на товарную.
На третей стадии воспроизводственного процесса постоянно совершаемые
обменные операции обслуживаются двумя категориями: во-первых, деньгами как
всеобщим эквивалентом, во-вторых, ценой. Никакого иного общественного
инструмента здесь больше не требуется. Следовательно, в обмене нет места
финансам.
Областью возникновения и функционирования финансов является вторая
стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение
стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам
хозяйствования. Поэтому важным признаком финансов как экономической
категории является распределительный характер финансовых отношений.
Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов
обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих
специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов
хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов,
отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство,
материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других
потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными
носителями финансовых отношений. Принадлежность финансовых ресурсов
конкретному субъекту хозяйствования и государству позволяет отделить их от
денежных средство населения и, в частности, провести границу между
финансами и заработной платой.
Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через
денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая
форма их использования. Финансовые фонды – важная составная часть общей
системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве. Фондовая
форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена
потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми
преимуществами по сравнению с нефондовой формой: позволяет теснее увязать
потребности людей с экономическими возможностями общества; обеспечивает
концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного
производства; дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и
личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.
Важнейшим признаком финансов является то, что финансовые отношения
всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих
форму финансовых ресурсов.
ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ.
Итак, финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль
и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в
экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по
содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их
сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.
Никто не отрицает, что финансы – это совокупность денежных отношений,
организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование
и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является
источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как
правило, бывает один – валовый внутренний продукт. Осуществить процесс
распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок,
тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.
Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они
выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть
финансов, которая функционирует в сфере материального производства и
участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не
только распределительную и контрольную, но и функцию формирования денежных
доходов (регулирующая).
С помощью финансов государство осуществляет распределение
общественного продукта не только в натурально-денежной форме, но и по
стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за
обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе
расширенного производства.
Активно участвуя в распределении и перераспределении национального
дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при
первичном распределении национального дохода, в пропорции его
использования. Конечная цель распределения и перераспределения
национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемая с помощью
финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных
структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества
жизни широких слоев населения.
Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной – это
прежде всего контроль за рублем в процессе объективно существующих денежных
отношений. Он пронизывает все систему отношений, связанных как с движением
стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной
контроль через форму собственности. Поскольку финансы выражают отношения,
возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как
функция финансов – это только контроль реального денежного оборота.
Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения
и использования общественного продукта и национального дохода. Их
контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной
деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и
внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходами,
формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он
действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и
кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с
бюджетом и другими звеньями финансовой системы.
Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели
деятельности предприятий, организаций, учреждений.
Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного
соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и
полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой,
налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и
организаций по расчетам и платежам.
Регулирующая функция связана с вмешательством государства через
финансы (государственные расходы, налоги, кредиты) в процесс
воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений
используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное
регулирование рынка ценных бумаг. Однако на сегодняшний день в РФ
регулирующая функция развита слабо.
Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от
проводимой правительством политики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина,
Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др., под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.:
Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 479 с.
2. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы
и статистика, 1997. – 336 с.
3. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1994. –
432 с.
4. Официальный сайт в Интернете Центрального Банка РФ.
Страницы: 1, 2