Сущность финансов и их функции

назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с

развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется

за счет налогов с предприятий и населения.

Остальная часть поступает от использования государственной собственности,

внешнеэкономической деятельности. Структура расходной части бюджета

включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение,

просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного

хозяйства, на оборону, государственное управление.

В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на

принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с

получением блага.

Таким образом, финансовые отношения охватывают две сферы:

А) экономические денежные отношения, связанные с формированием и

использованием денежных фондов, аккумулируемых в государственной бюджетной

системе и правительственных внебюджетных фондах;

Б) экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот

децентрализированных денежных фондов предприятий.

Денежный характер финансовых отношений – важный признак финансов.

Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег –

не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма,

обусловленная существованием первых.

В этой связи неправомерно относить к финансам не только денежные, но и

натуральные взаимоотношения. Существование натуральных повинностей в эпоху

феодализма, взимание рабовладельческим государством дани со своих граждан и

покоренных народов, натурализация общественных отношений в условиях

расстроенного денежного обращения отнюдь не доказывает натуральный характер

финансовых взаимосвязей. Они говорят о другом – функционирование финансов

возможно только при определенных условиях, отсутствие которых сразу же

сужает границы действия этой категории.

Появление финансовых отношений всегда дает о себе знать реальным

движением денежных средств. Отсутствие такого движения на стадиях

производства и потребления воспроизводственного процесса свидетельствует о

том, что они не являются местом возникновения финансов.

Реальное движение денежных средств происходит на второй с третьей

стадии воспроизводственного процесса – в распределении и обмене. Однако

характер движения стоимости (в ее денежной форме) на этих стадиях различен,

что не позволяет обе их стороны относить к сфере функционирования финансов.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме осуществляется

обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом

из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой

части стоимости (в рамках одного владельца). На третей стадии

распределенная стоимость (в денежной форма) обменивается на товарную форму,

т.е. совершаются акты купли-продажи. Отчуждения самой стоимости здесь не

происходит; она лишь меняет свою форму – с денежной на товарную.

На третей стадии воспроизводственного процесса постоянно совершаемые

обменные операции обслуживаются двумя категориями: во-первых, деньгами как

всеобщим эквивалентом, во-вторых, ценой. Никакого иного общественного

инструмента здесь больше не требуется. Следовательно, в обмене нет места

финансам.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая

стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение

стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам

хозяйствования. Поэтому важным признаком финансов как экономической

категории является распределительный характер финансовых отношений.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов

обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих

специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов

хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов,

отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство,

материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других

потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными

носителями финансовых отношений. Принадлежность финансовых ресурсов

конкретному субъекту хозяйствования и государству позволяет отделить их от

денежных средство населения и, в частности, провести границу между

финансами и заработной платой.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через

денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая

форма их использования. Финансовые фонды – важная составная часть общей

системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве. Фондовая

форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена

потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми

преимуществами по сравнению с нефондовой формой: позволяет теснее увязать

потребности людей с экономическими возможностями общества; обеспечивает

концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного

производства; дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и

личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

Важнейшим признаком финансов является то, что финансовые отношения

всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих

форму финансовых ресурсов.

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ.

Итак, финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль

и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в

экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по

содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их

сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

Никто не отрицает, что финансы – это совокупность денежных отношений,

организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование

и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является

источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как

правило, бывает один – валовый внутренний продукт. Осуществить процесс

распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок,

тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они

выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть

финансов, которая функционирует в сфере материального производства и

участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не

только распределительную и контрольную, но и функцию формирования денежных

доходов (регулирующая).

С помощью финансов государство осуществляет распределение

общественного продукта не только в натурально-денежной форме, но и по

стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за

обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе

расширенного производства.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального

дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при

первичном распределении национального дохода, в пропорции его

использования. Конечная цель распределения и перераспределения

национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемая с помощью

финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных

структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества

жизни широких слоев населения.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной – это

прежде всего контроль за рублем в процессе объективно существующих денежных

отношений. Он пронизывает все систему отношений, связанных как с движением

стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной

контроль через форму собственности. Поскольку финансы выражают отношения,

возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как

функция финансов – это только контроль реального денежного оборота.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения

и использования общественного продукта и национального дохода. Их

контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной

деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и

внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходами,

формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он

действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и

кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с

бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели

деятельности предприятий, организаций, учреждений.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного

соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и

полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой,

налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и

организаций по расчетам и платежам.

Регулирующая функция связана с вмешательством государства через

финансы (государственные расходы, налоги, кредиты) в процесс

воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений

используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное

регулирование рынка ценных бумаг. Однако на сегодняшний день в РФ

регулирующая функция развита слабо.

Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от

проводимой правительством политики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина,

Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др., под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.:

Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 479 с.

2. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы

и статистика, 1997. – 336 с.

3. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1994. –

432 с.

4. Официальный сайт в Интернете Центрального Банка РФ.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты