Сущность финансовой политики государства

Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди

которых является налог на добавленную стоимость. Он введён с января 1992 г.

и количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие налог с

оборота и налог с продаж. Одновременно с налогом на добавленную стоимость в

системе косвенного обложения используются также различные акцизы,

устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. В систему косвенного

обложения включаются и таможенные пошлины; ими облагаются товары и иные

предметы, ввозимые на территорию страны и вывозимые за её пределы.

Налог на операции с ценными бумагами включён в налоговую систему страны

впервые. Уплачивают его юридические и физические лица (в том числе и

иностранцы), осуществляющие эмиссию и операции по купли- продаже ценных

бумаг. Налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица,

рекламирующие свою продукцию. Налог на перепродажу автомобилей,

вычислительной техники и персональных компьютеров взимается с юридических и

физических лиц, перепродающих указанные товары.

Государство в лице уполномоченных на это органов (отделы ЗАГС, ОВИР,

нотариальные конторы и др.) оказывает различного рода услуги юридическим и

физическим лицам, за которое оно взимает пошлины и сборы.

К числу платежей, вносимых гражданами, относится сбор за право торговли

(промысловый налог). Сбор за парковку автотранспорта вносят водители

автомашин при парковке в специально оборудованных для этих целей местах.

Граждане, неорганизованно приезжающие на отдых в курортные местности без

путёвок и курсовок, уплачивают курортный сбор.

Уплата налогов осуществляется в определённой очерёдности. Сначала

плательщики вносят все поимущественные налоги и пошлины. На сумму внесённых

платежей уменьшается налогооблагаемый доход (прибыль) физических и

юридических лиц, после чего плательщики уже во вторую очередь обязаны

рассчитаться с бюджетом по местным подоходным налогам, если таковые

взимаются.

Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с

одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, доходы

от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к

рынку - и от её продажи юридическим и физическим лицам, а с другой -

поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных

бумаг.

3. Расходы государственного бюджета

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения,

возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и

его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

В расходах бюджета находят своё выражение две стороны единого

распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные

части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий,

организаций и учреждений материального производства и непроизводственной

сферы, получающих ассигнования.

Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно

классифицируют по определённым признакам: по роли в воспроизводстве,

общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности,

целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета

подразделяются на две части: одна связана с развитием материального

производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая

используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.

Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению

отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную,

оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы

бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство,

социально- культурные мероприятия, оборона, управление. Основу отраслевой

группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое

деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы в

производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на

развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства,

транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и

видам общественной деятельности: на народное образование, культуру,

здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д.

В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых

ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых

государством.

Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на финансирование

народного хозяйства. В их состав в соответствии с действующей в нашей

стране бюджетной классификацией включались расходы на отрасли материального

производства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания

населения.

Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование

социально- культурных мероприятий. Несмотря на важную роль данной группы

бюджетных расходов в социально-экономических процессах, количественные

характеристики бюджетных затрат на эти цели не только далеки от

оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение уровня социального

обслуживания населения нашей страны. Связано это с тем, что социальная

функция государства в течении многих лет была на “втором плане”, заставляя

невольно экономить на затратах в социальной сфере. По оценкам некоторых

экономистов, на образование, медицину и экологию, вместе взятые,

приходилось в конце 80-х годов лишь около 14 % валового национального

продукта, тогда как на военные цели уходило от 25 до 30 %.

Часть бюджетных средств государство направляет на оборону. Военные

расходы довольно дорого обходятся налогоплательщику. Основное место в

затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем

идут затраты по текущему содержанию армии и флота, финансированию научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ; остальное приходится на

долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы. Объём

расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы

военного нападения; при благоприятной международной обстановке они

сокращаются. Важную роль в сокращении бюджетных расходов на оборону

призвана сыграть военная реформа. Её подготовка и проведение позволяет с

меньшим объёмом военных расходов качественнее решать стоящие перед армией

проблемы. Образование СНГ внесло изменения в состав расходов каждого члена

Содружества, их структуру и динамику. Например, на долю России, являющейся

правопреемницей бывшего Советского Союза, приходится 61,3 % общих расходов

на содержание Вооружённых Сил Содружества.

Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством

хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической -

управленческой - сферы деятельности. На сегодняшний день это единственная

часть расходов бюджета, которая выплачивается без перебоев и задолжностей.

Совершенствование аппарата управления и сокращение расходов на его

содержание имеет большое народнохозяйственное значение, так как приводит к

высвобождению людских ресурсов, которые могут быть использованы в других

отраслях деятельности, позволяет добиваться лучшей организации

управленческого труда, делает руководство общественным производством более

оперативным, конкретным, а потому - более действенным.

Разбалансированность отечественной экономики, тяжёлое финансовое

положение страны выдвинули на первый план двуединую задачу - сокращение

бюджетных расходов и одновременное повышение эффективности использования

бюджетных средств.

4. Бюджетный дефицит, управление им

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к

разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет

государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось

бы с бюджетным дефицитом. Однако качество самого дефицита может быть

различным:

а) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных

государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает

не кризисное течение общественных процессов, а государственное

регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить

прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства;

б) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств(войны,

крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится

недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

в) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, её развал,

неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства

держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он -

явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и

действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому

оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.

За последние несколько лет произошёл резкий скачок бюджетного дефицита.

Он привёл к быстрому росту государственного долга, как внутреннего, так и

внешнего.

Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в конце 80-х -

начале 90-х годов явились:

низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой

результативностью внешнеэкономических связей;

нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить

не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные

военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся

странам, крупные хищения, приписки и другие уголовные преступления и

т.п.;

неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству

использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.

Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию

инфляционных процессов ( нарастание инфляционных процессов существенно

снижает жизненный уровень населения, ведёт к обострению социальной

напряжённости), поскольку для покрытия дефицита правительство

систематически использовало денежно-кредитную эмиссию.

Деятельность правительства по исполнению бюджета 1996 года Госдума

признала неудовлетворительной. За 9 месяцев доходы составили почти 173

трлн. рублей - 71 % от запланированного. Расходы достигли 233 трлн.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты