Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди
которых является налог на добавленную стоимость. Он введён с января 1992 г.
и количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие налог с
оборота и налог с продаж. Одновременно с налогом на добавленную стоимость в
системе косвенного обложения используются также различные акцизы,
устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. В систему косвенного
обложения включаются и таможенные пошлины; ими облагаются товары и иные
предметы, ввозимые на территорию страны и вывозимые за её пределы.
Налог на операции с ценными бумагами включён в налоговую систему страны
впервые. Уплачивают его юридические и физические лица (в том числе и
иностранцы), осуществляющие эмиссию и операции по купли- продаже ценных
бумаг. Налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица,
рекламирующие свою продукцию. Налог на перепродажу автомобилей,
вычислительной техники и персональных компьютеров взимается с юридических и
физических лиц, перепродающих указанные товары.
Государство в лице уполномоченных на это органов (отделы ЗАГС, ОВИР,
нотариальные конторы и др.) оказывает различного рода услуги юридическим и
физическим лицам, за которое оно взимает пошлины и сборы.
К числу платежей, вносимых гражданами, относится сбор за право торговли
(промысловый налог). Сбор за парковку автотранспорта вносят водители
автомашин при парковке в специально оборудованных для этих целей местах.
Граждане, неорганизованно приезжающие на отдых в курортные местности без
путёвок и курсовок, уплачивают курортный сбор.
Уплата налогов осуществляется в определённой очерёдности. Сначала
плательщики вносят все поимущественные налоги и пошлины. На сумму внесённых
платежей уменьшается налогооблагаемый доход (прибыль) физических и
юридических лиц, после чего плательщики уже во вторую очередь обязаны
рассчитаться с бюджетом по местным подоходным налогам, если таковые
взимаются.
Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с
одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, доходы
от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к
рынку - и от её продажи юридическим и физическим лицам, а с другой -
поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных
бумаг.
3. Расходы государственного бюджета
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения,
возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и
его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
В расходах бюджета находят своё выражение две стороны единого
распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные
части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий,
организаций и учреждений материального производства и непроизводственной
сферы, получающих ассигнования.
Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно
классифицируют по определённым признакам: по роли в воспроизводстве,
общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности,
целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета
подразделяются на две части: одна связана с развитием материального
производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая
используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.
Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению
отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную,
оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы
бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство,
социально- культурные мероприятия, оборона, управление. Основу отраслевой
группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое
деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы в
производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на
развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства,
транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и
видам общественной деятельности: на народное образование, культуру,
здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д.
В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых
ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых
государством.
Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на финансирование
народного хозяйства. В их состав в соответствии с действующей в нашей
стране бюджетной классификацией включались расходы на отрасли материального
производства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания
населения.
Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование
социально- культурных мероприятий. Несмотря на важную роль данной группы
бюджетных расходов в социально-экономических процессах, количественные
характеристики бюджетных затрат на эти цели не только далеки от
оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение уровня социального
обслуживания населения нашей страны. Связано это с тем, что социальная
функция государства в течении многих лет была на “втором плане”, заставляя
невольно экономить на затратах в социальной сфере. По оценкам некоторых
экономистов, на образование, медицину и экологию, вместе взятые,
приходилось в конце 80-х годов лишь около 14 % валового национального
продукта, тогда как на военные цели уходило от 25 до 30 %.
Часть бюджетных средств государство направляет на оборону. Военные
расходы довольно дорого обходятся налогоплательщику. Основное место в
затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем
идут затраты по текущему содержанию армии и флота, финансированию научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ; остальное приходится на
долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы. Объём
расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы
военного нападения; при благоприятной международной обстановке они
сокращаются. Важную роль в сокращении бюджетных расходов на оборону
призвана сыграть военная реформа. Её подготовка и проведение позволяет с
меньшим объёмом военных расходов качественнее решать стоящие перед армией
проблемы. Образование СНГ внесло изменения в состав расходов каждого члена
Содружества, их структуру и динамику. Например, на долю России, являющейся
правопреемницей бывшего Советского Союза, приходится 61,3 % общих расходов
на содержание Вооружённых Сил Содружества.
Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством
хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической -
управленческой - сферы деятельности. На сегодняшний день это единственная
часть расходов бюджета, которая выплачивается без перебоев и задолжностей.
Совершенствование аппарата управления и сокращение расходов на его
содержание имеет большое народнохозяйственное значение, так как приводит к
высвобождению людских ресурсов, которые могут быть использованы в других
отраслях деятельности, позволяет добиваться лучшей организации
управленческого труда, делает руководство общественным производством более
оперативным, конкретным, а потому - более действенным.
Разбалансированность отечественной экономики, тяжёлое финансовое
положение страны выдвинули на первый план двуединую задачу - сокращение
бюджетных расходов и одновременное повышение эффективности использования
бюджетных средств.
4. Бюджетный дефицит, управление им
Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к
разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет
государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось
бы с бюджетным дефицитом. Однако качество самого дефицита может быть
различным:
а) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных
государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает
не кризисное течение общественных процессов, а государственное
регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить
прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства;
б) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств(войны,
крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится
недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;
в) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, её развал,
неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства
держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он -
явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и
действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому
оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.
За последние несколько лет произошёл резкий скачок бюджетного дефицита.
Он привёл к быстрому росту государственного долга, как внутреннего, так и
внешнего.
Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в конце 80-х -
начале 90-х годов явились:
низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой
результативностью внешнеэкономических связей;
нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить
не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные
военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся
странам, крупные хищения, приписки и другие уголовные преступления и
т.п.;
неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству
использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.
Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию
инфляционных процессов ( нарастание инфляционных процессов существенно
снижает жизненный уровень населения, ведёт к обострению социальной
напряжённости), поскольку для покрытия дефицита правительство
систематически использовало денежно-кредитную эмиссию.
Деятельность правительства по исполнению бюджета 1996 года Госдума
признала неудовлетворительной. За 9 месяцев доходы составили почти 173
трлн. рублей - 71 % от запланированного. Расходы достигли 233 трлн.