Сущность и функции финансов

инфляционными ожиданиями.

Государственный комитет Российской Федерации по статистике намерен

публиковать в составе официальной статистики, начиная с 2003 года,

субиндекс базовой инфляции на ежемесячной основе. Расчет показателя базовой

инфляции будет осуществляться в рамках федерального статистического

наблюдения за уровнем и динамикой цен с применением методологии и

инструментария, которые разрабатываются и утверждаются Госкомстатом России

по согласованию с заинтересованными организациями.

После опубликования Госкомстатом России официального показателя базовой

инфляции Банком России могут быть внесены уточняющие коррективы в оценки

базовой инфляции за 2002 год. При этом незначительные количественные

отклонения в оценке базовой инфляции могут возникнуть в результате

уточнения весовых коэффициентов набора потребительских товаров и услуг,

используемых для расчета этого показателя.

На 2003 год показатель базовой инфляции устанавливается расчетно,

исходя из конечной цели по инфляции и оценки динамики цен и тарифов на

товары и услуги естественных монополий и платные услуги населению.

Динамика регулируемых цен и тарифов будет также учитываться Банком

России при оценке общего спроса на деньги. При этом оценки будут

ориентироваться на планы Правительства Российской Федерации по повышению

регулируемых цен. В связи с этим максимально точное соблюдение цели по

уровню инфляции (измеряемой индексом потребительских цен) будет зависеть от

согласованных действий Банка России и Правительства Российской Федерации по

управлению инфляционными процессами в стране.

Базовая инфляция более тесно связана с количественными индикаторами

денежно-кредитной политики. Реализация конечной цели денежно-кредитной

политики по снижению инфляции, измеряемой по индексу потребительских цен,

до запланированного уровня в течение ряда лет осуществлялась Банком России

через установление в качестве промежуточной цели диапазона темпов прироста

денежного агрегата М2. По мере замедления инфляции краткосрочная

статистическая взаимосвязь между ежемесячными изменениями денежного

агрегата М2 и индекса потребительских цен снизилась. В настоящее время лаги

между изменением денежного агрегата М2 и динамикой потребительских цен

существенно увеличились. При этом статистическая взаимосвязь наиболее

значима в том случае, когда используется показатель базовой инфляции.

Аналогичная зависимость сложилась между показателями базовой инфляции и

денежной базы.

Причина ослабления статистической зависимости между темпами роста

денежной массы и индексом потребительских цен заключается в том, что,

несмотря на явную тенденцию к снижению скорости обращения денег, ее

количественные параметры не являются точно предсказуемыми. Так, в 1998 году

скорость обращения по агрегату М2 в среднегодовом выражении снизилась на

0,4%, в 1999 году увеличилась на 17,4%, в 2000-2001 годах снижение скорости

обращения составило, соответственно, 3,7 и 15,6%, к концу III квартала

текущего года по сравнению с концом III квартала 2001 года ее замедление

оценивается на уровне 11%.

Скорость обращения денег зависит от целого ряда факторов, состав и

степень влияния которых в настоящее время подвержены значительным и

зачастую трудно прогнозируемым изменениям. Не завершен процесс монетизиции

расчетов, сама платежная система находится на стадии совершенствования

путем внедрения современных технологий проведения валовых платежей.

Использование населением пластиковых карточек как для оплаты товаров и

услуг, так и для хранения своих средств приводит к изменению в тенденциях

движения средств на этих счетах. Нестабильна структура денежной массы,

особенно соотношение срочных депозитов и депозитов до востребования. Кроме

того, наличие накоплений в иностранной валюте существенно влияет на

соотношение валютной и рублевой составляющих широкой денежной массы и па

формирование текущего спроса на национальную валюту. Неопределенность

количественных оценок динамики скорости обращения денег делает функцию

спроса на деньги неустойчивой, что не позволяет Банку России полностью

полагаться только на рассчитанные на год вперед темпы роста денежных

показателей для контроля за инфляцией.

Приближение фактических темпов роста потребительских цеп к нелепым

показателям инфляции в последние годы происходит при различных (порой очень

существенных) отклонениях фактической динамики денежной массы от ее

первоначальных прогнозов. Объективные неточности в прогнозных оценках

спроса на деньги и затем жесткое следование неустановленным ориентирам

прироста денежной массы при изменении течение года спроса на деньги могут

привести либо к нежелательным инфляционным последствиям, либо к чрезмерным

ограничениям совокупного спроса в экономике.

Такие шоковые воздействия на экономику могут негативно повлиять на

ожидания и снизить доверие к проводимой Банком России политике. Поэтому

Банк России рассматривает темпы роста денежной массы как расчетный ориентир

денежно-кредитной политики, то есть не ставит своей целью безусловное

соблюдение прогнозного диапазона и предусматривает возможность его

корректировки в течение года в зависимости от динамики спроса на деньги.

Как свидетельствует опыт, Банк России имеет больше возможностей

контролировать денежную базу. При этом на уровень совокупного денежного

предложения, измеряемого денежной массой, со временем можно будет

воздействовать косвенно, через процентные ставки денежного рынка. Банк

России считает целесообразным перейти в течение нескольких лет к системе

управления, преимущественно опирающейся на процентную ставку, сохранив на

первом этапе в качестве ориентиров денежно-кредитной политики показатели

денежной массы (М2) и денежной базы.

В настоящее время главными инструментами контроля над денежными

показателями служат: со стороны Банка России - интервенции на валютном

рынке и депозитные операции по привлечению средств банков на счета в Банке

России нефиксированным процентным ставкам на различные сроки, со стороны

Правительства Российской Федерации - изменение величины остатков средств

расширенного правительства на счетах в Банке России.

Такая система управления не позволяет взять под полный контроль

динамику денежно-кредитных показателей, так как в ней отсутствуют элементы

“тонкой настройки”. Причина этого кроется в том, что приток или отток

ликвидности по линии интервенций Банка России на валютном рынке напрямую

зависит от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и его нельзя полностью

нивелировать только за счет курсовой политики. Депозитные операции Банка

России, проводимые в форме окна постоянного доступа, недостаточно

результативны для стерилизации ликвидности, так как банки самостоятельно

принимают решения по размещению свободных денежных средств в депозиты.

Динамика остатков средств на счетах расширенного правительства также

подвержена малопредсказуемым внутригодовым и внутримесячным колебаниям,

несвязанным с решениями Банка России.

Для повышения эффективности денежно-кредитного регулирования Банк

России в дальнейшем намерен перейти к воздействию на уровень ликвидности

банковской системы, определяемый объемом свободных резервов банков, за счет

активного использовании рыночных методов ее корректировки, учитывающих как

внутригодовые, так и внутримесячные изменения в спросе банковской системы

на резервы. С этой целью Банк России планирует использовать по мере

необходимости все имеющиеся в его распоряжении инструменты воздействия на

кратко-, средне- и долгосрочную ликвидность банковской системы - от окон

постоянного доступа и операций на открытом рынке до регулирования норм

обязательных резервов.

Предполагается, что по мере практического распространения этих

инструментов регулирования денежного предложения роль процентной ставки

будет возрастать.

Возрастание роли процентных ставок Банка России в управлении денежным

предложением для достижения цели по инфляции означает, что относительная

стабильность обменного курса рубля будет результатом достижения целей

денежно-кредитной политики. В то же время Банк России будет

противодействовать явлениям спекулятивного характера на валютном рынке,

противоречащим фундаментальным факторам курсообразования, и сглаживать

резкие краткосрочные колебания курса.

Использование режима плавающего валютного курса объективно обусловлено

высокой степенью зависимости российской экономики от внешних факторов

конъюнктурного характера и складывающейся нестабильной ситуации на мировых

товарных и финансовых рынках. Уровень накопленных на сегодня международных

резервов и состояние платежного баланса позволяют эффективно контролировать

соответствие динамики валютного курса рубля состоянию фундаментальных

экономических факторов. В долгосрочном плане на динамику реального

эффективного курса российского рубля к резервным валютам будут оказывать

влияние повышение эффективной и российской экономики, а также возможность

абсорбировать положительное сальдо платежного баланса за счет накопления

резервных фондов и увеличения чистых выплат по внешнему долгу.

Заключение.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются

неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в

формировании, распределении и использовании централизованных и

децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций,

задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также

можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены

потребностями общественного развития. Государство может, учитывая

объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные

формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей,

изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не

может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного

развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших

экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный

и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе,

регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически,

стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений,

удовлетворять другие общественные потребности.

В курсовой работе мною были рассмотрены функции финансов, а именно:

распределительная и контрольная – эти функции осуществляются финансами

одновременно. Нельзя забывать, что помимо этих двух основных функций есть и

другие: регулирующая функция – она связана с вмешательством государства

через финансы в процесс воспроизводства, стабилизационная функция –

обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия

в экономических и социальных отношениях.

Таким образом, в курсовой работе я попыталась раскрыть следующие

вопросы: необходимость и сущность финансов, функции финансов и финансовая

политика в современных условиях.

Список литературы.

1. Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы. / М., 2002. 145 стр.

2. Леонтьев В.Е. Финансы. Деньги, кредит и банки. / М., ИВЭСЭП,

2003. 5 стр.

3. Финансы. / Учебное пособие под ред. Ковалева В.В., М., ТК Велби.

2003. 7 стр.

4. Финансы. Денежное обращение и кредит. Учебное пособие под ред.

Романовского М.В. М., Юрайт 2001., 79 стр.

5. Королев Г.Н. Основные направления единой государственной денежно-

кредитной политики 2003 г. // Банкир №2, 2003. 10-13 стр.

6. Блуцевская Ю.А. Финансовые потоки между основными секторами

экономики. // Вопросы экономики. №6, 2003. 88-100 стр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты