5. Когда можно ожидать возврата вложенных средств и получения дохода?
Какова будет величина этого дохода?
Тщательно взвесив возможные варианты, можно выбрать наиболее приемлемый
источник получения финансовых ресурсов.
Источники финансирования обычно делят на две категории: собственные и
заемные. К собственным можно отнести: личные средства, средства партнеров,
прибыли, амортизация, продажа активов, продажа акций, дебиторская
задолженность. К заемным средствам относятся: банковский кредит, кредиты
поставщиков, страховые возмещения, правительственные программы, кредиты под
активы, венчурный (рисковый) капитал. Естественно, что самый простой и
надежный источник, – собственные средства. Собственный капитал может
состоять из своих сбережений или средств, полученных от продажи какой-либо
собственности.
Однако совсем не обязательно вести дело в одиночку, можно привлекать и
партнеров. Они станут совладельцами предприятия и будут иметь право
участвовать в его управлении. Партнеры делают свой вклад либо в деньгах,
либо предоставляют свои знания и опыт, либо передают иные ценности –
например, оборудование или помещения.
По мере развития бизнеса в качестве собственных источников будет
использоваться прибыль, амортизационные отчисления, средства, получаемые от
продажи акций (для акционерных обществ), активов предприятия, а также
дебиторская задолженность.
Кредиты
Если для открытия бизнеса или ведения дела нужна крупная сумма денег,
можно обратиться за кредитом. В зависимости от того, на какое время берется
кредит, различают краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до трех
лет) и долгосрочные кредиты (от трех до пяти лет).
Кредитование имеет две разновидности:
1. Кредитование деятельности в форме прямой выдачи денежных ссуд
(банковский кредит).
2. Кредитование как разновидность расчетов, то есть расчетов с рассрочкой
платежей (торговый кредит).
Для получения кредита заемщик подает в банк заявку и другие требующиеся
документы. В заявке указывается цель получения кредита, сумма и срок, на
который испрашивается кредит. Другие документы устанавливаются конкретным
банком-кредитором. К ним обязательно относятся учредительные документы,
карточки с образцами подписей и печатей, баланс.
Получив документы, банк-кредитор оценивает кредитоспособность и
платежеспособность заемщика. Затем заключается кредитный договор, который
содержит вид кредита, сумму и срок кредита, расчеты процентов и
комиссионных вознаграждений банка за его расходы, связанные с выдачей
кредита, вид обеспечения кредита и форму передачи кредита заемщику.
Важным условием выдачи кредита является его обеспечение. Обеспечение
кредита – это ценности, служащие для кредитора залогом полного и
своевременного возврата должником полученной ссуды и уплаты процентов.
Основными видами обеспечения кредита могут быть поручительство, гарантия,
залог и страхование ответственности заемщика за непогашение кредита.
Поручителем или гарантом может являться любой хозяйствующий субъект (банк,
предприятие, ассоциация и др.).
Банковский кредит выдается на конкретный срок под определенный кредитный
процент. Кредит может выдаваться под долговое обязательство, именуемое
векселем. Одна из форм банковского кредита состоит в том, что банк
разрешает фирме расходовать деньги сверх суммы на ее расчетном счете. Такой
кредит называется овердрафтом, за него также уплачивается процент банку.
Следует отметить, что из-за высоких процентных ставок, действующих в
настоящее время в России, использование банковских кредитов для многих
предприятий малого бизнеса затруднено.
Торговый кредит, именуемый также коммерческим, заключается в том, что
предприниматель приобретает товар с отсрочкой платежа. Это равносильно
получению в долг от продавца товара на сумму его стоимости. Торговым
кредитом пользуются преимущественно оптовые покупатели товара.
Предприниматель, приобретающий товар таким образом, обязуется выплатить
проценты за кредит, предоставленный в виде товара.
Управление финансовой деятельностью
Финансовая устойчивость предприятия
Правильное понимание финансовых вопросов особенно важно для малого
бизнеса. Плохая организация финансовой деятельности остается одной из
основных причин краха малых предприятий, и поэтому очень важно, чтобы сам
владелец контролировал приход и расход денежных средств и старался
предвидеть потребности в них.
Вопросы финансовых ресурсов и финансовой устойчивости (например, сколько
денег на счете и в какой степени погашение долгов влияет на работу
предприятия) требуют постоянного внимания, а решение вопросов о
расходовании средств невозможно без достоверной информации. Поэтому очень
важен точный и постоянный учет движения средств.
Финансовая устойчивость предполагает, что предприятие:
- может оплатить все текущие долги из дохода после получения денег от
своих заказчиков;
- в состоянии погасить будущие обязательства на основе ожидаемого дохода
из вырученных средств;
- имеет достаточные суммы для плановых вложений в основные средства
(машины, оборудование, транспорт и здания);
- имеет дополнительные средства для покрытия незапланированных расходов
или возможность получить эти средства в любой момент путем займа (кредита)
или продажи акций.
В идеальном варианте эти четыре требования дожны обеспечиваться
одновременно. Они представляют собой идеальное состояние дел,
соответсвующее требованиям упраления малым предприятием. Основы финансовой
устойчивости - наличность и прибыль. Четыре названных выше требования
предполагают, что для выполнения текущих обязательств предприятию
необходима наличность.
Для поддержания положительного движения наличности лучше всего получать
прибыль из каждой сделки и с помощью системы финансового контроля как можно
быстрее превращать прибыль в наличность.
Таким образом, хотя получение прибыли - необходимое условие
положительного движения наличности, оно никоим образом не является
достаточным условием. Необходимо организовать надежную систему получения
платежей с оплатой счетов в точно установленном порядке.
Известны предприятия, которые терпели крах, несмотря на получение
прибыли, поскольку они не предпринимали никаких попыток, чтобы обеспечить
поступление наличности в соответствующие сроки.
Планирование финансов малого бизнеса
Первейшая задача каждого предпринимателя - добиться наиболее прибыльного
ведения дела за счет эффективного использования ресурсов предприятия. Эта
цель может быть наилучшим образом достигнута путем составления финансового
плана (бюджета).
Необходимо отметить, что многие владельцы малых предприятий действуют
вслепую, не видя перед собой конечной цели, они просто стараются
продержаться еще одну неделю, еще один месяц, следуя принципу "там видно
будет". Если же не пренебрегать таким надежным инструментом управления, как
финансовое планирование, и составлять планы на год и больший период, то вы
сможете уверенно и осознанно двигаться в выбранном направлении. Финансовый
план включает:
1. План доходов и расходов.
2. Расчет точки безубыточности.
3. Прогноз движения наличности.
Таким образом, план о доходах и расходах дает информацию о результатах
работы фирмы по разным направлениям.
В процессе анализа деятельности предприятия, рассмотрения его финансового
состояния необходимо выделять переменные и постоянные затраты.
Переменные затраты - это затраты, зависящие от объема реализации
продукции, постоянные - не зависящие от объема. Покупая автомобиль, вы
делаете постоянные затраты, поскольку его цена не зависит от того, будете
ли вы им пользоваться каждый день или нет. А вот сумма, расходуемая на
бензин, колеблется каждый день в зависимости от того, насколько интенсивно
вы используете машину. Следовательно, это - переменные затраты.
Применительно к предприятию, постоянными затратами будут: стоимость
помещения и оборудования, налоги, арендная плата, сумма полученных кредитов
и выплаты процентов по ним в расчете на год. Вне зависимости от того, будет
ли работать ваше предприятие, деньги вам придется платить. Сюда же могут
быть отнесены затраты на рекламу, исследовательские работы, затраты на
оплату труда работников, получающих твердые оклады. Вообще же можно взять
за правило: если вы сомневаетесь, куда отнести те или иные затраты,
считайте их постоянными.
В состав переменных затрат включаются: затраты на материалы, сырье,
комплектующие изделия, затраты на электро- и тепло- энергию, используемые в
производственных процессах; затраты на оплату труда персонала, получающего
зарплату в зависимости от объема произведенной продукции.
Нетрудно увидеть, что все названные затраты напрямую зависят от объема
производства: чем больше выпускается продукции, тем больше соответствующие
затраты и наоборот.
Обычно для анализа берут общую сумму постоянных затрат, а переменные
затраты - в расчете на изготовление единицы товара (оказание одной услуги).
Безубыточность бизнеса
Одним из эффективных методов анализа расходов является определение уровня
безубыточности. Безубыточность бизнеса - это уровень производства или
сбыта, при котором финансовые поступления от продажи товара (услуги)
равняются издержкам, т.е. это тот минимальный уровень сбыта, при котором
нет убытка.
Анализ безубыточности бизнеса имеет очень важное значение, ибо позволяет
убедиться, будет ли ваше дело прибыльным или принесет убытки. Ясно, что
получение прибыли в результате предпринимательской деятельности является
обязательным условием функционирования предприятия в рыночной экономике.
Жизнеспособность предприятия, целесообразность деловой активности во
многом зависят от того, в какой мере обеспечена финансовая отдача от
вложенных средств, насколько достигнутый уровень доходности создает
экономические стимулы дальнейшего роста производства.
В этой связи важно прежде всего выяснить, каким по величине должен быть
минимально допустимый объем реализации товара, чтобы не возникла ситуация
получения убытков от вашей деятельности.
Анализ безубыточности начинается с определения выручки - разницы между
розничной ценой и переменными затратами на единицу продукции. Допустим,