Управление финансами в малом бизнесе

некоторый вид продукции реализуется по цене 1000 руб. за единицу,

переменные затраты на изготовление единицы продукции составили 600 руб.,

постоянные затраты равны 400 тыс. руб. В этом случае выручка составит:

1000-600=400 руб.,

т.е. Выручка = Доход от продажи - Переменные затраты.

Теперь подсчитаем количество изделий, которые необходимо продать, чтобы

общая выручка равнялась постоянным затратам, иными словами, определим точку

безубыточности. Это можно сделать путем деления суммы постоянных затрат на

выручку. В нашем примере это:

Проведенный анализ свидетельствует, что выпуск и продажа лишь 1001 и

следующих за ним изделий будут давать при указанных затратах прибыль. Если

же количество изделий по каким-либо причинам будет меньше 1000 единиц, то

затраты на производство окажутся не возмещенными и никакой речи о прибыли

быть не может, так как образуется убыток. Это своеобразная точка равновесия

между убытком и прибылью.

В конкурентной борьбе за повышение доли участия в рынке, за прибыльное

ведение производства предприниматель сознательно идет на ряд коренных

изменений в производстве и реализации продукции или услуг. С этой целью

может применяться более совершенная технология производства, другие виды

сырья и материалов, не ухудшающие качество продукции, могут вноситься

изменения в конструкцию изделия без снижения его потребительских

достоинств, а также другие меры. Реализовать продукцию на рынке можно

напрямую, минуя оптовых покупателей - посредников. Может быть до известных

пределов снижена цена продукции.

Следует, однако, отметить, что забота о снижении издержек производства и

цен на свою продукцию, с тем чтобы дать потребителю подешевле товар

прежнего качества, не является главной для предпринимателя. Основное, как

показывает опыт предпринимателей западных стран, - это способность фирмы

дать потребителю товар более высокого качества, чем прежде, или обладающий

какими-то новыми свойствами, и притом за ту же цену и при тех же издержках

производства. Такой путь позволит быстрее завоевать новых потребителей и

победить своих конкурентов.

Таким образом, в зависимости от конъюнктуры рынка и конкретных условий

производства предприниматель избирает наиболее приемлемый в каждом случае

вариант производства и реализации продукции.

Оборотный капитал и управление денежными средствами

Для эффективного управления финансовыми потоками большое значение имеет

определение оптимального размера оборотного капитала. Недостаток наличных

средств может привести предприятие к банкротству, и чем быстрее темпы

развития фирмы, тем больше риск остаться без наличных денег.

С другой стороны, чрезмерное накопление оборотного капитала не является

показателем благополучия, так как приводит к "омертвлению" капитала и

снижает эффективность его использования, поскольку фиксированные активы

приносят большую прибыль, чем текущие.

Оборотный капитал равен разнице между текущими активами и

кратковременными обязательствами. Состав тех и других представлен в табл. 1

Эффективное управление финансами предполагает стремление к тому, чтобы

сроки оплаты предприятием своих долгов превышали сроки погашения

задолженности ее дебиторами с учетом сумм задолженностей.

|Текущие активы |Краткосрочные обязательства |

|Наличные деньги и банковские |Счета, подлежащие уплате кредиторам, |

|депозиты |и др. |

|Счета дебиторов (за вычетом резервов|Векселя к оплате |

|по безнадежным долгам) | |

|Другие краткосрочные векселя и |Платежи, по которым наступили сроки |

|акцептованные счета дебиторов (за |оплаты |

|вычетом резервов) | |

|Товарные запасы (включая сырье, |Облигации и другие долгосрочные |

|незавершенное производство, готовую |обязательства, срок оплаты которых |

|продукцию и другие средства, |наступит в текущем году |

|необходимые для производства) | |

| |Дивиденды, подлежащие выплате |

| |наличными, акционерам |

Превышение сумм неоплаченных закупок над неоплаченными продажами позволит

сократить размер требуемого оборотного капитала и в результате получить

дополнительные доходы. Некоторые рекомендации по ускорению и отсрочке

платежей приведены в табл. 2.

|Ускорение платежей |Отсрочка платежей |

|Перевод средств между банками по |Увеличение сроков межбанковских |

|телеграфу |расчетов путем оплаты через |

| |отдаленные отделения банков |

|Предоставление скидок для досрочных |Пересылка чеков через почту |

|платежей | |

|Досрочное выставление счетов |Использование аккредитивов с правом |

|покупателям |отзыва |

|Личные контакты и переписка с |Отказ от излишнего депонирования |

|дебиторами |средств |

|Расчеты в порядке предоплаты или |Максимальное использование сроков |

|аккредитивами и др. |акцепта и др. |

Важнейшим вопросом планирования финансов является прогноз движения

наличности. Назначение такого прогноза состоит в том, чтобы держать

владельца (менеджера) предприятия в курсе всех поступлений денежных средств

и производственных платежей. Деньги есть жизненные соки, питающие организм

предприятия. Они нужны для оплаты счетов и закупки материалов,

оборудования, а без них бизнес обречен. Расчет нужен для того, чтобы

предвидеть возможный недостаток денежных средств и своевременно принимать

соответствующие меры. В процессе хозяйственной деятельности фирмы

непрерывно происходят изменения - увеличение либо уменьшение денежных

средств.

Уменьшение наличности происходит по мере приобретения материалов и

необходимых услуг для производства готовой продукции, при погашении

задолженности поставщикам. Затем после реализации запасов готовой продукции

возникает входящий денежный поток, появляются и счета дебиторов (т.е.

возникает задолженность покупателей вашей фирмы). После оплаты счетов

покупателями дебиторская задолженность сокращается, а поток денежных

поступлений увеличивается. Но должники часто медлят с оплатой поставок

отгруженной или готовой продукции, поэтому приток денежных средств может

возникнуть лишь спустя какое-то время.

Вот почему руководитель малого предприятия должен постоянно следить за

движением оборотных средств, обращать внимание на любые изменения и

предвидеть их последствия для финансового положения фирмы. В этих целях

составляется карта прогноза движения наличных денег.

Управление движением наличности предполагает:

- регулярное проведение анализа движения наличности;

- прогноз ее движения;

- контроль и регулирование денежных операций;

- предусмотрение "худших вариантов расклада".

Анализ финансов малого бизнеса

Для успешного ведения дел и грамотного управления финансовыми потоками

очень важное значение имеет анализ финансового состояния фирмы. Анализ

позволяет увидеть реальное положение дел, сопоставить фактические данные с

плановыми, разобраться в отклонениях от намеченного плана и их причинах,

принять необходимые меры для совершенствования работы фирмы.

Оценка финансового состояния предприятия включает анализ:

1. доходности и рентабельности

2. финансовой устойчивости

3. скорости оборота капитала

4. окупаемости вложенных средств

Доходность фирмы характеризуется абсолютными и относительными

показателями. Абсолютный показатель – это сумма прибыли или доходов.

Относительный показатель – это уровень рентабельности.

Различают прибыль валовую, чистую и остаточную. Под валовой прибылью

понимается разница между выручкой от реализации и переменными затратами.

Чистая прибыль – это прибыль от всех видов деятельности за вычетом убытков

и уплаченного налога. Остаточная прибыль представляет собой чистую прибыль

за вычетом общей суммы активов, скорректированной на стоимость капитала.

Одной из важных задач финансового менеджера является распределение

прибыли на развитие производства и выплату дивидендов собственникам.

Рентабельность предприятия – это отношение валовой прибыли к средней

стоимости основных и оборотных средств. Рентабельность, рассчитанная в

динамике, дает возможность оценить, как меняется доходность работы

предприятия, выяснить, какие факторы повлияли на эти изменения.

В целом анализ прибыли и рентабельности позволяет судить о степени

эффективности работы предприятия и использования его ресурсов.

Важным показателем, позволяющим определить финансовую устойчивость

предприятия, является коэффициент покрытия (ликвидности) и коэффициент

устойчивости (надежности). Коэффициент покрытия рассчитывается путем

деления текущих активов на краткосрочные обязательства и свидетельствует о

способности предприятия быстро погасить свои краткосрочные долги.

При предоставлении предприятию краткосрочных ссуд коэффициент покрытия

считается одним из самых важных критериев его текущей платежеспособности и

гарантией краткосрочного кредитования. В то же время надо помнить, что

высокий коэффициент покрытия, вызванный большой дебиторской задолженностью

и чрезмерными запасами, - это негативное явление.

Очевидно, что коэффициент покрытия возрастет, если сумма текущих активов

увеличится, а срочные обязательства останутся неизменными. Если это вызвано

увеличением наличности, то это положительный факт.

Степень обеспеченности фирмы собственными средствами и ее зависимость от

внешних источников финансирования характеризует коэффициент устойчивости

(надежности). Естественно, чем больше фирма обеспечена собственными

средствами, внутренними источниками финансирования и чем меньше она

прибегает к использованию внешних источников, тем выше уровень финансовой

независимости и устойчивости фирмы.

Коэффициент устойчивости определяется в виде отношения суммы заемных

средств по долгосрочным и краткосрочным кредитам к собственным средствам

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты