некоторый вид продукции реализуется по цене 1000 руб. за единицу,
переменные затраты на изготовление единицы продукции составили 600 руб.,
постоянные затраты равны 400 тыс. руб. В этом случае выручка составит:
1000-600=400 руб.,
т.е. Выручка = Доход от продажи - Переменные затраты.
Теперь подсчитаем количество изделий, которые необходимо продать, чтобы
общая выручка равнялась постоянным затратам, иными словами, определим точку
безубыточности. Это можно сделать путем деления суммы постоянных затрат на
выручку. В нашем примере это:
Проведенный анализ свидетельствует, что выпуск и продажа лишь 1001 и
следующих за ним изделий будут давать при указанных затратах прибыль. Если
же количество изделий по каким-либо причинам будет меньше 1000 единиц, то
затраты на производство окажутся не возмещенными и никакой речи о прибыли
быть не может, так как образуется убыток. Это своеобразная точка равновесия
между убытком и прибылью.
В конкурентной борьбе за повышение доли участия в рынке, за прибыльное
ведение производства предприниматель сознательно идет на ряд коренных
изменений в производстве и реализации продукции или услуг. С этой целью
может применяться более совершенная технология производства, другие виды
сырья и материалов, не ухудшающие качество продукции, могут вноситься
изменения в конструкцию изделия без снижения его потребительских
достоинств, а также другие меры. Реализовать продукцию на рынке можно
напрямую, минуя оптовых покупателей - посредников. Может быть до известных
пределов снижена цена продукции.
Следует, однако, отметить, что забота о снижении издержек производства и
цен на свою продукцию, с тем чтобы дать потребителю подешевле товар
прежнего качества, не является главной для предпринимателя. Основное, как
показывает опыт предпринимателей западных стран, - это способность фирмы
дать потребителю товар более высокого качества, чем прежде, или обладающий
какими-то новыми свойствами, и притом за ту же цену и при тех же издержках
производства. Такой путь позволит быстрее завоевать новых потребителей и
победить своих конкурентов.
Таким образом, в зависимости от конъюнктуры рынка и конкретных условий
производства предприниматель избирает наиболее приемлемый в каждом случае
вариант производства и реализации продукции.
Оборотный капитал и управление денежными средствами
Для эффективного управления финансовыми потоками большое значение имеет
определение оптимального размера оборотного капитала. Недостаток наличных
средств может привести предприятие к банкротству, и чем быстрее темпы
развития фирмы, тем больше риск остаться без наличных денег.
С другой стороны, чрезмерное накопление оборотного капитала не является
показателем благополучия, так как приводит к "омертвлению" капитала и
снижает эффективность его использования, поскольку фиксированные активы
приносят большую прибыль, чем текущие.
Оборотный капитал равен разнице между текущими активами и
кратковременными обязательствами. Состав тех и других представлен в табл. 1
Эффективное управление финансами предполагает стремление к тому, чтобы
сроки оплаты предприятием своих долгов превышали сроки погашения
задолженности ее дебиторами с учетом сумм задолженностей.
|Текущие активы |Краткосрочные обязательства |
|Наличные деньги и банковские |Счета, подлежащие уплате кредиторам, |
|депозиты |и др. |
|Счета дебиторов (за вычетом резервов|Векселя к оплате |
|по безнадежным долгам) | |
|Другие краткосрочные векселя и |Платежи, по которым наступили сроки |
|акцептованные счета дебиторов (за |оплаты |
|вычетом резервов) | |
|Товарные запасы (включая сырье, |Облигации и другие долгосрочные |
|незавершенное производство, готовую |обязательства, срок оплаты которых |
|продукцию и другие средства, |наступит в текущем году |
|необходимые для производства) | |
| |Дивиденды, подлежащие выплате |
| |наличными, акционерам |
Превышение сумм неоплаченных закупок над неоплаченными продажами позволит
сократить размер требуемого оборотного капитала и в результате получить
дополнительные доходы. Некоторые рекомендации по ускорению и отсрочке
платежей приведены в табл. 2.
|Ускорение платежей |Отсрочка платежей |
|Перевод средств между банками по |Увеличение сроков межбанковских |
|телеграфу |расчетов путем оплаты через |
| |отдаленные отделения банков |
|Предоставление скидок для досрочных |Пересылка чеков через почту |
|платежей | |
|Досрочное выставление счетов |Использование аккредитивов с правом |
|покупателям |отзыва |
|Личные контакты и переписка с |Отказ от излишнего депонирования |
|дебиторами |средств |
|Расчеты в порядке предоплаты или |Максимальное использование сроков |
|аккредитивами и др. |акцепта и др. |
Важнейшим вопросом планирования финансов является прогноз движения
наличности. Назначение такого прогноза состоит в том, чтобы держать
владельца (менеджера) предприятия в курсе всех поступлений денежных средств
и производственных платежей. Деньги есть жизненные соки, питающие организм
предприятия. Они нужны для оплаты счетов и закупки материалов,
оборудования, а без них бизнес обречен. Расчет нужен для того, чтобы
предвидеть возможный недостаток денежных средств и своевременно принимать
соответствующие меры. В процессе хозяйственной деятельности фирмы
непрерывно происходят изменения - увеличение либо уменьшение денежных
средств.
Уменьшение наличности происходит по мере приобретения материалов и
необходимых услуг для производства готовой продукции, при погашении
задолженности поставщикам. Затем после реализации запасов готовой продукции
возникает входящий денежный поток, появляются и счета дебиторов (т.е.
возникает задолженность покупателей вашей фирмы). После оплаты счетов
покупателями дебиторская задолженность сокращается, а поток денежных
поступлений увеличивается. Но должники часто медлят с оплатой поставок
отгруженной или готовой продукции, поэтому приток денежных средств может
возникнуть лишь спустя какое-то время.
Вот почему руководитель малого предприятия должен постоянно следить за
движением оборотных средств, обращать внимание на любые изменения и
предвидеть их последствия для финансового положения фирмы. В этих целях
составляется карта прогноза движения наличных денег.
Управление движением наличности предполагает:
- регулярное проведение анализа движения наличности;
- прогноз ее движения;
- контроль и регулирование денежных операций;
- предусмотрение "худших вариантов расклада".
Анализ финансов малого бизнеса
Для успешного ведения дел и грамотного управления финансовыми потоками
очень важное значение имеет анализ финансового состояния фирмы. Анализ
позволяет увидеть реальное положение дел, сопоставить фактические данные с
плановыми, разобраться в отклонениях от намеченного плана и их причинах,
принять необходимые меры для совершенствования работы фирмы.
Оценка финансового состояния предприятия включает анализ:
1. доходности и рентабельности
2. финансовой устойчивости
3. скорости оборота капитала
4. окупаемости вложенных средств
Доходность фирмы характеризуется абсолютными и относительными
показателями. Абсолютный показатель – это сумма прибыли или доходов.
Относительный показатель – это уровень рентабельности.
Различают прибыль валовую, чистую и остаточную. Под валовой прибылью
понимается разница между выручкой от реализации и переменными затратами.
Чистая прибыль – это прибыль от всех видов деятельности за вычетом убытков
и уплаченного налога. Остаточная прибыль представляет собой чистую прибыль
за вычетом общей суммы активов, скорректированной на стоимость капитала.
Одной из важных задач финансового менеджера является распределение
прибыли на развитие производства и выплату дивидендов собственникам.
Рентабельность предприятия – это отношение валовой прибыли к средней
стоимости основных и оборотных средств. Рентабельность, рассчитанная в
динамике, дает возможность оценить, как меняется доходность работы
предприятия, выяснить, какие факторы повлияли на эти изменения.
В целом анализ прибыли и рентабельности позволяет судить о степени
эффективности работы предприятия и использования его ресурсов.
Важным показателем, позволяющим определить финансовую устойчивость
предприятия, является коэффициент покрытия (ликвидности) и коэффициент
устойчивости (надежности). Коэффициент покрытия рассчитывается путем
деления текущих активов на краткосрочные обязательства и свидетельствует о
способности предприятия быстро погасить свои краткосрочные долги.
При предоставлении предприятию краткосрочных ссуд коэффициент покрытия
считается одним из самых важных критериев его текущей платежеспособности и
гарантией краткосрочного кредитования. В то же время надо помнить, что
высокий коэффициент покрытия, вызванный большой дебиторской задолженностью
и чрезмерными запасами, - это негативное явление.
Очевидно, что коэффициент покрытия возрастет, если сумма текущих активов
увеличится, а срочные обязательства останутся неизменными. Если это вызвано
увеличением наличности, то это положительный факт.
Степень обеспеченности фирмы собственными средствами и ее зависимость от
внешних источников финансирования характеризует коэффициент устойчивости
(надежности). Естественно, чем больше фирма обеспечена собственными
средствами, внутренними источниками финансирования и чем меньше она
прибегает к использованию внешних источников, тем выше уровень финансовой
независимости и устойчивости фирмы.
Коэффициент устойчивости определяется в виде отношения суммы заемных
средств по долгосрочным и краткосрочным кредитам к собственным средствам