Валютное регулирование в РФ
Северо-Западная Академия Государственной Службы при Президенте Российской
Федерации
Р Е Ф Е Р А Т
по финансовому праву
тема : «Валютное регулирование в РФ»
Выполнила студентка
V курса вечернего отделения
юридического факультета
Миронова Н.Н.
группа № 52
Преподаватель
Иванюженко А.Б.
Санкт-Петербург
1998
П Л А Н
Введение :
1. Валютное регулирование - основные функции, задачи, механизмы.
Основная часть :
2. Внешнеторговые отношения как важнейшие отношения валютного регулирования
и их принципы
3. Отдельные вопросы осуществления валютного контроля
. Валютный контроль за экспортными поставками
. Некоторые вопросы таможенного оформления экспорта товаров в связи с
осуществлением валютного контроля
. Валютный контроль за импортными поставками
Заключение:
7. Перспективы развития таможенно-банковского контроля России
Валютное регулирование - основные функции, задачи, механизмы
В области валютного законодательства за последние десять лет произошли
радикальные изменения, вызванные основным событием в этой сфере - отменой
государственной валютной монополии.
Государственная валютная монополия была главным принципом валютной
политики на протяжении всей истории СССР. Она означала, что государство
выступало единственным законным владельцем иностранной валюты, которая
концентрировалась в одних руках и распределялась из центра с помощью
валютного плана. Государство имело тогда исключительное право на
совершение операций с валютными ценностями, на управление принадлежавшими
ему золото-валютными резервами. Действовали принципы концентрации валютных
резервов и единства валютной кассы.
С упразднением государственной монополии на внешнюю торговлю и началом
либерализации внешнеторговой деятельности резко увеличилось количество
физических и юридических лиц, сталкивающихся в своих повседневных нуждах с
валютным законодательством. Создание же внутреннего валютного рынка в
России придало валютно-правовому регулированию постоянный характер.
Допуская в известных пределах обращение иностранной валюты и валютных
ценностей, государство обеспечивает приоритет собственной, национальной
валюты. Так, денежные обязательства возникающие при совершении сделок с
золотом и серебром, должны быть выражены и оплачены в валюте РФ. В
соответствии с решением Совета Безопасности РФ «Об итогах работы
Государственной комиссии по рассмотрению причин резкой дестабилизации
финансового рынка» от 2 ноября 1994 года в расчетах междду конечными
потребителями запрещено применять валюту иностранных государств. В связи с
этим на предприятиях розничной торговли и других предприятиях,
обслуживающих население, запрещается объявлять цены на товары и услуги в
иностранной валюте. Оценка вкладов в уставный фонд предприятия с
иностранными инвестициями может осуществляться как в национальной, так и в
иностранной валюте - по соглашению между участниками предприятия.
Таким образом мы можем определить валютное регулирование как,
деятельность государственных органов, направленная на регламентирование
порядка совершения валютных операций.
Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях :
нормативном и индивидуальном. Нормативно-правовое регулирование состоит в
создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых
являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-
правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным
жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и
прекращении валютных правоотношений.
Основы организации и осуществление валютного регулирования определены
Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Более детальное
регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями,
осуществляется в других законодательных иных нормативных актах, в том
числе и ведомственных (однако имеющих общее значение).
Правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций,
выполняют две основные функции - регулирующую и контрольную.
Регулирующая функция валютного законодательства сводится. В первую
очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в
совершении валютных операций, под которыми понимаются :
операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные
ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве
средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной
валюте
ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из
Российской Федерации валютных ценностей
осуществление международных денежных переводов
Основной же целью валютного контроля является обеспечение соблюдения
валютного законодательства при осуществлении валютных операций[1].
Особым направлением валютного контроля является контроль за
соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой
деятельности - предпринимательской деятельности в области международного
обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами
интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на
них[2].
В соответствии со ст.10 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном
контроле» валютный контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности
ведется по следующим основным направлениям :
определение соответствия проводимых валютных операций действующему
законодательству и наличия необходимых для них лицензий
проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед
государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном
рынке Российской Федерации
проверка обоснованности платежей в валюте
проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям
Для реализации поставленных задач было начато формирование механизмы
валютного контроля за внешне-торговой деятельностью. Под которыми
понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в
процессе валютного контроля (субъективная составляющая), а так же набор
форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).
Внешнеторговые отношения как важнейшие отношения валютного регулирования и
их принципы
Внешнеторговые отношения являются наиболее распространенными
отношениями. Основными целями государственного регулирования внешнеторговой
деятельности являются :
защита экономического суверенитета
обеспечение экономической безопасности
стимулирование развития национальной экономики при осуществлении
внешнеторговой деятельности
обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в
мировую экономику
Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
представляют собой исходные нормативно-руководящие основы механизма
государственного регулирования. Они обеспечивают взаимосвязь
внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики. Особую роль
принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности играют
в формировании судебной и административной практики, содействуют отмене
устаревших и принятии новых юридических норм, в толковании правовых актов и
устранения пробелов в законодательстве, в организации контроля за
деятельностью государственных чиновников, осуществляемой в порядке
дискреционных полномочий т.е. полномочий, реализуемых по собственному
усмотрению. Итак, рассмотрим непосредственно сами принципы государственного
регулирования внешнеторговых отношений :
Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики .
Внешнеторговая политики является частью внешней политики - общего курса
государства в международных делах. Это предполагает необходимость
согласования конкретных решений в сфере внешней торговли с общими
установками внешней политики. Так, например, присоединение России к
международным санкциям в отношении какого-либо государства влечет за собой
немедленное прекращение или приостановление внешнеторговых операций с
данной страной, какими выгодными они не являлись
Единство системы государственного регулирования внешнеторговой
деятельности и контроля за ее осуществлением. Контроль - обязательный этап
любой управленческой деятельности, включающей в себя подготовку
управленческого решения, его реализацию и контроль за исполнением. Контроль
за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими
органами государственной власти РФ и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в целях
обеспечения положения Федерального закона «О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности». Других федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, а также
в целях защиты экономических и политических интересов РФ, муниципальных
образований и российских лиц[3]
Единство политики экспортного контроля. Система экспортного контроля
представляет собой совокупность мер по реализации федеральными органами
власти установленного российским законодательством порядка вывоза за
пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а так же
отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-
технической информации, которые могут быть использованы при создании
вооружений и военной техники, по недопущению вывоза оружия массового
уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания,
по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.
Единство таможенной территории Российской Федерации. Таможенная территория
- это территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной