Валютное регулирование в РФ

предусмотренной внешнеторговым контрактом (графа «Код валюты платежа»)

соответствие подписи ответственного лица банка, заверившего копию паспорта,

и оттиска печати банка образцам подписей ответственных лиц банка и оттисков

печатей (при отсутствии в таможенном органе оттисков печатей таможенное

оформление не производится)

При таможенном оформлении экспортных поставок с расчетами в

клиринговой валюте. Не котируемой ЦБ РФ, таможенному органу представляется

справка уполномоченного банка, подтверждающая :

наличие у участника внешнеторговой деятельности клирингового счета

осуществление расчетов в клиринговой валюте в счет конкретного

межправительственного соглашения

курс и код клиринговой валюты

Если между документами, представленными для таможенного оформления, не

выявлено никаких существенных расхождений, сами эти документы признаны

подлинными и соответствующими требованиям к подобным документам,

должностное лицо таможенного органа подписывает копию паспорта экспортной

сделки и ставит на ней личную номерную печатью. Указанная копия паспорта

сделки остается в делах таможенного органа наряду с экземпляром ГТД.

Если выявляется конкретное нарушение таможенных правил и предписаний

законодательства о валютном контроле, то оно фиксируется в акте

произвольной формы, который в течении рабочего дня, следующего за днем

составления акта, предоставляется в отдел таможенной стоимости и валютного

контроля таможни. К акту прилагаются копии документов в которых обнаружены

указанные выше нарушения и несоответствия, а также копии иных необходимых

документов. При этом до принятия решения отделом таможенной стоимости и

валютного контроля или до представления указанных документов с внесенными

изменениями и дополнениями (если только по фактам выявленных нарушений и

несоответствий не начато производство по делам о нарушении таможенных

правил) выпуск товаров не осуществляется.

Так же как и паспорт экспортной сделки в документообороте таможенно-

банковского валютного контроля за экспортными операциями существуют

документы как то учетная карточка таможенно-банковского контроля и реестр.

Учетная карточка представляет собой возвратный документ, составляемый

таможенными органами для уполномоченных банков и содержащий часть сведений

из ГТД, необходимых для осуществления валютного контроля. Учетная карточка

содержит информацию по одной произведенной отгрузке. На основе учетных

карточек в календарной последовательности оформляется реестр ожидаемого

поступления на транзитные счета экспортеров валютной выручки от

произведенных товарных поставок. Реестр содержит сгруппированную

информацию об отгрузках товаров на экспорт, а также о суммах и сроках

поступления валютной выручки.

Реестры направляются в уполномоченные банки в двух экземплярах. Первый

экземпляр разделяется банком на у четные карточки, относящиеся к различным

паспортам сделки, и эти учетные карточки распределяются по соответствующим

досье. Второй экземпляр реестра заполняется уполномоченным банком и не

позднее контрольного срока возврата, указанного в нем, высылается обратно

таможенным органам.

Описанный выше документооборот можно посчитать достаточно усложненным

и даже несколько бюрократическим, но именно возвратный характер многих

документов в сочетании не только с документарным, но с денежным и товарным

контролем, позволяет государственным органам в лице уполномоченных банков и

таможни выявлять недобросовестных экспортеров, планировать поступление

валютных средств в Россию из-за рубежа, а значит поддерживать финансовую

безопасность страны.

Валютный контроль за импортными поставками

С того момента, когда в полном объеме «заработал» механизм валютного

контроля за поступлением экспортной валютной выручки, основным способом

сокрытия валютных средств за рубежом стали не экспортные, а импортные

операции. Чаще всего в этих целях использовался такой прием, как

заключение фиктивного контракта т.е., российский покупатель переводил

иностранному контрагенту валюту под заведомую не поставку товаров

(предоплата без поставки товара или неэквивалентное поступление). Широко

также практика авансовых платежей, означающая по сути, предоставление

российскими резидентами беспроцентного кредита иностранным фирмам. По

данным Банка России, основанным на отчетности коммерческих банков по

«бестоварным» переводам по фиктивным импортным контрактам из России

ежемесячно уходило около 400 млн. Долларов.

Валютные контроль за импортными поставками был введен для того. Чтобы

искоренить практику заключения фиктивных импортных контрактов, позволяющих

«перекачивать» иностранную валюту за границу.

Действующий сейчас механизм валютного контроля за импортными

операциями строится на тех же принципах, что и контроль за экспортными

операциями. Основным документом таможенно-банковского контроля является

паспорт импортной сделки.

Импортеры-резиденты, заключившие сделки, которые предусматривают

перевод из России иностранной валюты для приобретение товара, обязаны

ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме валютных средств,

переведенных в их оплату, или обеспечить полный возврат влюты в сроки

установленные в контракте, но не позднее 180 календарных дней с даты

перевода, если иное не разрешено Банком России.

Расчеты по внешнеэкономическим сделкам российских импортеров

осуществляются только через счета резидентов, заключивших сделки с

нерезидентами. Оплата импортируемого товара может осуществляться только со

счета в банке импортера, то есть в уполномоченном банке либо его филиале, в

котором открыт специальный транзитный счет[11] или текущий счет импортера

и который по поручению последнего осуществляет расчеты за импортируемые по

данному контракту товары и оформляет по нему паспорт импортной сделки.

Паспорт импортной сделки является базовым документов валютного

контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые

товары. Он оформляется совместно импортером и уполномоченным банком в двух

экземплярах на каждый внешнеторговый контракт, являющийся объектом

валютного контроля. Реквизиты паспорта сделки являются практически

аналогичными реквизитам паспорта экспортной сделки. Идентификация

импортного характера сделки отражается в первой цифре сложного номера-кода

присвоенного каждому такому документу - это цифра «2».

Если оплата импортируемого товара производиться со счета в иностранном

банке, открытого в соответствии с лицензией Банка России, паспорт сделки

подписывается территориальным учреждением Банка Росии по местонахождения

импортера.

Один экземпляр паспорта сделки остается в банке импортера и служит

основанием для открытия досье валютного контроля. Другой возвращается

импортеру.

Паспорт импортной сделки также необходим для приобретения валюты за

рубли резидентами-импортерами на валютном рынке. При предоставлении

поручения на покупку валюты импортер обязан предоставить оригинал паспорта

импортной сделки, разрешение (лицензия) Банка России на осуществление

валютной операции, связанной с движением капитала, документ подтверждающий

регистрацию в Банке России валютной операции, связанной с движение

капитала, договор, соглашение контракт либо иной документ. Причем данный

порядок распространяется в в отдельных пунктах, не только по операциям

связанным с импортом. Причем резидент приобретший валюту на внутреннем

валютном рынке обязан дать банку распоряжение о зачислении валюты на

специальный транзитный валютный счет и перевести указанные валютные

средства, не позднее 7 календарных дней по соответствующему основанию[12].

Проводя аналогии с организацией валютного контроля над экспортом из

России мы рассматривали элементы документооборота контроля. Особенностью

валютного контроля импортных сделок резидентов РФ, является наличие нового

документа в документообороте. Это карточка платежа, которая позволяет

обмениваться информацией между ГТК России и уполномоченными банками.

Остановимся на ней подробнее.

Банк импортера не позднее 15-го календарного дня с даты платежа за

импортируемые товары (или с даты зачисления средств в иностранной валюте,

поступивших на валютный счет импортера в качестве возврата средств, ранее

переведенных им в оплату импортируемых товаров) составляет карточку платежа

(возврата платежа), представляющую собой документ о движении денежных

средств, который формируется банком импортера и отправляется в ГТК РФ при

оплате импортируемого товара или возврате ему ранее уплаченных средств

(Приложение 2).

Приложение 2

К а р т о ч к а п л а т е ж а №0000000

Пси 2/00000000/000/0000000000 В.сч.000000000000

Сумма П. - 00000000000 КВП - 000 Дата П.-

00.00.00

ГВК №-0000000 Дата Г-00.00.00 Признак - 00 ФР - 00

ГТД № - 00000/00000/0000000 Номер товара - 00

Сумма Б КВ

Инф.Би 0000000.00 000

Особые отметки :

М.П.

(Подпись) И.О. Фамилия

Банк заполняет карточки платежа в части той информации, которой он

располагает, и оформленную карточку направляет в ГТК России :

В карточке платежа содержится следующая информация:

порядковый номер по паспорту сделки платежа, произведенного банком

импортера единой суммой

номер паспорта сделки

номер валютного счета импортера в банке. Через который осуществляются

расчеты по паспорту сделки

сумма платежа

валюта, в которой произведен платеж суммы

дата валютирования платежа иностранной стороне по контракту или ее приказу

(дата валютирования перевода денежных средств импортеру при возврате

средств, ранее переведенных в оплату импортируемых товаров)

используемая форма расчетов

номер соответствующей ГТД

сумма, засчитанная банком как фактически уплаченная за ввезенный товар, по

которому в банк импортера поступила учетная карточка или ксерокопия ГТД

другие сведения

Бумажная копия карточки платежа, отосланной в ГТК России, направляется

импортеру для идентификации платежей по мере прохождения товарами

таможенного оформления.

Импортер по имеющимся у него транспортным и расчетным документам

отбирает из числа полученных от своего банка карточек платежа те из них,

которые относятся к данной учетной карточке.

Далее банк импортера преверяет правильность отнесения импортером

произведенных платежей к конкретным поставкам по учетной карточке. Сверяет

фактические даты платежа с датами, указанными импортером, и, используя

представленный импортером вариант заполнения учетной карточки, а также ГТД

и иные документы, имеющиеся в досье, заполняет карточки платежа,

соответствующие данной учетной карточке.

Заполненные таким образом карточки платежа направляются в ГТК РФ

одновременно с учетными карточками не позднее установленного контрольного

срока.

Электронные копии паспорта сделки, учетной карточки и карточки платежа

формируются банком импортера с помощью унифицированных программных средств,

разрабатываемых ГТК России.

Перспективы развития таможенно-банковского контроля России

Нормативная база таможено-банковского контроля в России находиться в

состоянии постоянного развития. В действующие нормативные правовые акты

вносятся изменения и дополнения, основная цель которых - оптимизировать

механизм контроля за внешнеэкономической деятельностью.

Не отрегулированным до конца остается вопрос о контроле за

поступлением выручки от экспорта работ и услуг. Необходимо ли банкам в

качестве агентов валютного контроля проверять полноту и своевременность

поступления экспортной выручки в валюте за выполнение работ и оказания

услуг за рубежом, как этого часто требуют от них органы ВЭК России ? В

настоящее время, чаще всего о существовании таких внешнеторговых контрактов

банки чаще всего узнают лишь при поступлении валютных средств на счета

клиентов.

Негативно влияет на эффективность контроля за движением капитала

нерешенность проблемы применения штрафных санкций к импортерам. Как

справедливо отмечают в Управлении валютного контроля ГТК России, отсутствие

правовой основы за применение таможенными органами санкций за

необоснованные платежи в иностранной валюте при импорте товаров, выявленные

в процессе валютного контроля, фактически разрывает целостность и логику

построения системы таможенно-банковского контроля.

Перспективу развития таможенно-банковского контроля в России

справедливо связывают с идеей либерализации механизма валютного контроля.

Как бы не казалось парадоксальным на первый взгляд, именно либерализация

валютного законодательства способна остановить отток капитала за границу.

По мнению руководителей Федеральной службы по валютному и экспортному

контролю, идея либерализации валютного регулирования должна быть более

полно развита в законе о финансовой амнистии.

На амнистию могли бы рассчитывать хозяйствующие субъекты, совершившие

нарушения в 1993-1994 годах, а ныне активно работающие на так называемые

«серые деньги» - средства вывезенные за рубеж в то время, когда валютное

законодательство России только формировалось и существовали многочисленные

возможности для перемещения под различными предлогами капитала за границу (

за исключением денег, нажитых преступным путем ).

Документом, определяющим принципиальные направления развития системы

таможенно-банковского контроля на ближайшие годы, является Федеральная

целевая программа развития таможенной службы на 1996-1997 годы и на период

до 2000 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 01 сентября

1996 года № 1052).

Одним из основных направлений таможенной политики России, обозначенных

в Программе (раздел 4), является совершенствование валютного контроля.

В целях развития системы валютного контроля, полного и безусловного

выполнения участниками внешнеэкономической деятельности таможенных и

налоговых обязательств предусматривается :

совершенствовать действующее законодательство о валютном контроле, в

том числе о контроле за поступлением валютной выручки от экспорта товаров,

работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, а также при

перемещении валютных ценностей

подготовить правовые акты. Направленные на реализацию контрольных

функций таможенных органов при осуществлении внешнеэкономической

деятельности, в процессе которой возможны нарушения валютного

законодательства

разработать единые принципы осуществления валютного контроля

таможенными службами государств-участников Таможенного союза

укреплять взаимодействие таможенных органов с иными государственными

контролирующими органами и другими заинтересованными ведомствами (Банком

России, МВЭС, ВЭК, ФСНП и др.) в осуществлении валютного контроля и борьбы

с «отмыванием грязных денег»

Развитие и совершенствование механизма таможенно-банковского контроля

за внешнеторговыми операциями должно оказать несомненное содействие

созданию основ будущей глобальной системы валютного контроля Российской

Федерации.

Использованная литература

1. «Финансовое право» Учебное пособие. Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова,

Изд. «Новый юрист», Москва, 1998 г.

2. «Финансовое и банковское право» словарь-справочник . Додонов В.Н.,

Крылова М.А., Шестаков А.В. Изд. «Инфра-М», Москва, 1997 г.

3. «Валютный контроля внешнеторговой деятельности» юридический

справочник. А.Н. Козырин, Изд. «Новый юрист» Москва, 1998 г.

4. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»

5. Указание ЦБ РФ № 383 от 20 октября 1998 «О порядке совершения

юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной

продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской

Федерации

6. Конституция РФ

-----------------------

[1] Ст. 10 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»

[2] Ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании

внешнеторговой детелльности»

[3] ст.35 Федерального закона «О государственном регулировании

внешнеторговой деятельности»

[4] ст.5 Закона РФ «О таможенном тарифе»

[5] ст.3 Таможенный Кодекс РФ

[6] ст.19 Конституции РФ

[7] ст.8 Конституции РФ

[8] ст. 21 Федерального закона «О государственном регулировании

внешнеторговой деятельности»

[9] ст.55 Конституции РФ

[10] Постановление Верховного Совета РФ «О введение в действие Закона РФ «О

валютном регулировании и валютном контроле» от 09 октября 1992 года № 3617-

1

[11] п.3 Указания ЦБ РФ № 383 от 20 октября 1998 года

[12] п.11 Указаний ЦБ РФ № 383 от 20 октября 1998 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты