ограничения учета и переучета векселей, так и определение пределов
процентной ставки по переучету векселей. Политика рефинансирования,
касающаяся операций коммерческих банков с векселями, осуществляется
посредством регулирования величины процентной ставки по ссудам под залог
векселей, а также количественных и качественных ограничений в отношении
размеров и видов веселей, под залог которых Центральный банк может
предоставлять кредит коммерческим банкам. В зависимости от приоритетов
экономического развития Центральный банк, изменяя условия дисконта и
ломбарда, а также уровень учетной и ломбардной ставки, воздействует на
спрос и предложение на рынке ценных бумаг, регулирует степень
кредитоспособности и ликвидности коммерческих банков, а также объем
денежной массы в стране.
Если Центральный банк считает необходимым проводить жесткую учетную
политику, то он увеличивает ставку рефинансирования и ломбардную ставку,
ужесточает условия переучета и перезалога векселей. Это может быть выражено
в повышении требований к качеству векселей, установлении ограничений в
отношении контингента переучета и перезалога, введением лимитов. Например,
запрещение учета и ломбарда векселей неперспективных отраслей.
Стимулирование конъюнктуры достигается мерами, противоположными
вышеизложенным. Можно способствовать развитию приоритетных сфер экономики,
предоставляя право первоочередного учета векселей этих отраслей и снижения
для них ставки рефинансирования.
Изменение ставки рефинансирования
В случае повышения Центральным банком ставки рефинансирования,
коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее
ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам,
предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение ставки рефинансирования прямо
влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее
является главной целью данного метода денежно-кредитной политики
центрального банка. Например, повышение официальной ставки рефинансирования
в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным
операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку
происходит удорожание кредита, и наоборот.
Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает
влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение
возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном банке влияет
на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной
ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для
клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным
кредитным операциям.
Также изменение официальной ставки рефинансирования Центрального банка
означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет
коммерческие банки вносить необходимые корректировки в свою деятельность.
Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-
кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь
коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или
осуществляется не в Центральном банке, то указанный метод почти полностью
теряет свою эффективность.
Помимо установления официальных ставок рефинансирования и
редисконтирования Центральный банк устанавливает процентную ставку по
ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в
качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в
залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не
вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценных
бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги,
первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна
быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех
месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые
центральными банками".
До недавнего времени величина ставки рефинансирования составляла 28%
(10 июля 2000г.)[4] годовых по кредитам рефинансирования любой срочности. В
данный момент эта ставка снижена до 25%.
Итак, становится очевидным, что учетная политика является ведущим
методом регулирования денежно-кредитной политики. Повышая или понижая
официальную ставку рефинансирования ,Центральный банк оказывает воздействие
на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в
свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень
рыночного процента. Изменение ставки рефинансирования, вызывая
соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии
платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует
привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге
активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной
валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс
национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным
результатам.
2.1. НОМИНАЛЬНЫЕ СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ
Таблица 1.
Динамика ставки рефинансирования
| | | | | |
|Январь |-58 |61 |13 |7 |-40 |16 |-10 |
|Февраль |-14 |67 |19 |27 |-1 |29 |-5 |
|Март |8 |58 |20 |24 |15 |28 |0 |
|Апрель |13 |69 |26 |29 |12 |19 |1 |
|Май |19 |82 |22 |46 |23 |7 |1 |
|Июнь |33 |91 |14 |71 |24 |-3 |3 |
|Июль |49 |100 |11 |76 |11 |4 |18 |
|Август |63 |102 |25 |3 |34 |12 |25 |
|Сентябрь |65 |74 |29 |-97 |30 |9 |16 |
|Октябрь |60 |50 |18 |-6 |31 |0 |10 |
|Ноябрь |59 |28 |19 |-18 |34 |5 | |
|Декабрь |78 |25 |8 |-57 |33 |3 | |
Таблица 4
Реальная межбанковская ставка
| |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |
|Январь |-55 |-19 |-8 |4 |-52 |-15 |-24 |
|Февраль |-37 |-7 |5 |17 |-26 |-1 |-15 |
|Март |-20 |21 |12 |17 |-13 |-1 |-14 |
|Апрель |-24 |5 |14 |23 |-19 |0 |-12 |
|Май |-35 |8 |3 |34 |-18 |-13 |-14 |
|Июнь |-24 |42 |-1 |54 |-14 |-27 |-6 |
|Июль |13 |33 |3 |55 |-22 |-18 |0 |
|Август |19 |35 |18 |-6 |-5 |-6 |7 |
|Сентябрь |-13 |34 |20 |-95 |-1 |-11 |1 |
|Октябрь |-23 |12 |15 |9 |-2 |-19 | |
|Ноябрь |-22 |1 |12 |-30 |-2 |-9 | |
|Декабрь |4 |7 |9 |-66 |-4 |-11 | |
| |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |
|Январь |-58 |61 |13 |7 |-40 |16 |-10 |
|Февраль |-14 |67 |19 |27 |-1 |29 |-5 |
|Март |8 |58 |20 |24 |15 |28 |0 |
|Апрель |13 |69 |26 |29 |12 |19 |1 |
|Май |19 |82 |22 |46 |23 |7 |1 |
|Июнь |33 |91 |14 |71 |24 |-3 |3 |
|Июль |49 |100 |11 |76 |11 |4 |18 |
|Август |63 |102 |25 |3 |34 |12 |25 |
|Сентябрь |65 |74 |29 |-97 |30 |9 |16 |
|Октябрь |60 |50 |18 |-6 |31 |0 |10 |
|Ноябрь |59 |28 |19 |-18 |34 |5 | |
|Декабрь |78 |25 |8 |-57 |33 |3 | |
Таблица 5
Реальная ставка по кредитам
| |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |
|Январь |-63 |35 |10 |9 |-45 |2 |-15 |
|Февраль |-20 |49 |22 |17 |-11 |17 |-9 |
|Март |-1 |47 |20 |29 |5 |21 |-5 |
|Апрель |3 |58 |18 |32 |1 |16 |-5 |
|Май |9 |69 |20 |32 |11 |1 |-5 |
|Июнь |14 |78 |13 |46 |5 |-12 |-2 |
|Июль |28 |79 |16 |41 |0 |-1 |12 |
|Август |34 |87 |30 |-4 |20 |6 |18 |
|Сентябрь |27 |88 |29 |-97 |15 |-3 | |
|Октябрь |29 |43 |21 |-12 |16 |-7 | |
|Ноябрь |33 |29 |14 |-26 |20 |-1 | |
|Декабрь |50 |28 |9 |-62 |12 |-2 | |
На основании рассчитанных реальных процентных ставок построен график-
диаграмма № 4, отражающий изменение реальных процентных ставок во времени.
2.7. На представленном ниже графике показаны изменения реальной ставки
рефинансирования, межбанковской ставки и ставки по кредитам.
График №4
[pic]
Вывод:
С 1992 года денежно-кредитная политика Банка России направлена на
достижение финансовой стабилизации, в первую очередь, снижение темпов
инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости
платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных
структурных сдвигов в экономике.
Отметим, что до конца 92 года механизм рефинансирования в практике
экономического регулирования Банка России отсутствовал. Банк России пытался
влиять на процентные ставки КБ путем регулирования объема и цены
централизованных кредитов, что отвечало требованиям задачи
антиинфляционного регулирования. Однако путем простого увеличения ставок
достичь поставленной цели антиинфляционного регулирования не удалось.
В России главной задачей денежно-кредитной политики в первые годы
рыночных реформ была борьба с инфляцией, развязанной внезапным
освобождением товарных цен в начале 1992 года. С этой целью ставка
рефинансирования ЦБ РФ поддерживалась на весьма высоком уровне и возрастала
вплоть до начала 1995 года, после чего стала снижаться по мере ослабления
инфляции. Среднегодовая ставка рефинансирования составляла 144% годовых в
1993 году, 187% в 1994 году, 185% в 1995 году и 99% в 1996 году. К концу
1996 года она снизилась до 48%, а к сентябрю 1997 года – до 24%.
Наметившаяся в 1996 году тенденция снижения общего уровня процентных ставок
получила дальнейшее развитие в 1997г. и начале 1998 г. (повышение ставки
рефинансирования в ноябре 1997 года и феврале 1998 года носило
антикризисный и кратковременный характер), что показывает диаграмма №1,
отражающая динамику изменения ставки рефинансирования Банка России
(построенная по данным, публикуемым на официальном электронно-
информационном сервере Банка России).
Основным назначением процентной ставки является регулирование кредита
(а через него – инфляции). Для заемщиков главную роль играет не номинальная
ставка процента, а его реальная величина, т.е. поправленная на величину
инфляции. С учетом этой поправки реальная величина ставки рефинансирования
составляла в 1994 году - примерно минус 14%, в 1995 году – плюс 31%, в 1996
году –в среднем примерно плюс 67%. К концу 1996 года реальная ставка
рефинансирования снизилась до 25%, а в сентябрю 1998 года – она составила
минус 97%. В конце 1999 года ставка была резко возвышена и составила 33%. В
течение 2000-2001 годов реальная ставка рефинансирования в целом стала
медленно снижаться и в настоящее время реальная ставка рефинансирования
составляет 10% (сентябрь2000).
Таким образом, наблюдалось значительное несоответствие динамики ставки
процента и инфляции. В 1994 году реальная ставка процента была номинально
высокой, но дороговизна кредита перекрывалась более значительной инфляцией,
так что реальная ставка была даже отрицательной. Практически это означало,
что номинально жесткая кредитная политика не выполняла свою роль
сдерживания инфляции и, наоборот, способствовала росту кредитования
экономики.
В 1995-1996 годах реальный процент стал не только плюсовым, но и
довольно высоким, что постепенно отключало реальную экономику от
пользования банковским кредитованием. Этому периоду соответствует положение
спада ВВП и промышленного производства не только из-за недостаточного
агрегатного спроса, но так же из-за чрезмерной дороговизны кредита. Такая
реально жесткая денежно-кредитная политика действительно способствовала
снижению инфляции, но при этом убивала реальную экономику и порождала ряд
отрицательных явлений в финансовой сфере – нарушение нормального платежного
оборота между предприятиями, переход на бартер и коммерческие векселя, а
также укрытие денежных доходов от налогового ведомства.
Снижение процентных ставок в условиях снижения инфляционных ожиданий и
наблюдаемой инфляции, стабилизация и последующее укрепление валютного курса
рубля являются прямыми свидетельствами того, что проводимая в этом периоде
Банком России денежно-кредитная политика не была мягкой, а денежное
предложение не было избыточным.
Регулирование процентных ставок по кредитным и депозитным операциям
Банка России в 2000 году осуществлялось им с учетом реального состояния
экономики, динамики инфляции, ситуации на различных сегментах денежного
рынка и было ориентировано на закрепление формирующихся позитивных
тенденций.
С начала 2000 года действовали установленные в 1999 году ставка
рефинансирования в размере 55% годовых и ставка по кредитам “овернайт” —
50% годовых. В январе 2000 года по решению Совета директоров Банка России
ставка рефинансирования была снижена на 10 процентных пунктов (с 55 до
45%). Это отражало замедление инфляции, снижение процентных ставок на
межбанковском рынке и одновременно являлось фактором дальнейшего снижения
инфляционных ожиданий.
В течение года ставка рефинансирования была последовательно снижена до
25% исходя из ситуации на финансовом и межбанковском рынках. Соответственно
Комитет Банка России по денежно-кредитной политике снижал ставку по
кредитам “овернайт” с 50 до 22%.
Депозиты привлекались по ставкам, устанавливаемым Банком России,
уровень которых колебался от 1,6 до 20% годовых в январе—октябре 2000 года
до уровня 0,3—9% к ноябрю текущего года в зависимости от состояния
межбанковского рынка и вида депозитных операций.
Банк России в 2001 году намерен сохранить существующую систему
рефинансирования банков, включая предоставление внутридневных кредитов,
кредитов “овернайт” и ломбардных кредитов, и при необходимости будет их
модифицировать. Предполагается ввести в действие единый порядок
предоставления банкам внутридневных кредитов и кредитов “овернайт” в ряде
территориальных учреждений Банка России, а также проводить необходимую
работу по автоматизации этого процесса и переходу на электронный
документооборот между всеми участниками операций рефинансирования.
Я считаю, что ключевое значение в системе процентных ставок,
устанавливаемых Банком России, имеет ставка рефинансирования. Изменения
ставки рефинансирования информируют участников финансового рынка об оценке
Банком России общего направления изменения инфляционной ситуации и, таким
образом, воздействуют на ожидания экономических агентов и процентные ставки
в экономике. Ставка рефинансирования Банка России является своего рода
верхней границей процентных ставок на денежном рынке, что оказывает
косвенное влияние на их динамику. Банк России воздействует на уровни и
структуру процентных ставок на денежном рынке также через установление
процентных ставок по проводимым им кредитным и депозитным операциям.
Список литературы:
1. «Деньги, банки и денежно-кредитная политика» \\Эдвин Дж. Долан\\1998г.
2. «Общая теория денег и кредита» \\учеб. под ред. проф. Е. Ф. Жукова\\
Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ\\1998г.
3. «Макроэкономика» \\ Агапова Т. А. \\ Москва: Дело и сервис\\1999г.
4. «Финансовые институты, рынки и деньги» \\ Кидуэлл Д.С. и др.\\ СПб:
Питер\\2000г.
5. «Банковский менеджмент» \\ Роуз П. С.\\ Москва: Дело\\1997г.
6. Российский статистический ежегодник 1995г.
7. Российский статистический ежегодник 1996г.
8. Российский статистический ежегодник 1997г.
9. «Вестник Банка России» №1(345) от 12 янв.1999г.
10. «Вестник Банка России» №30(374) от 19 мая 1999г.
11. «Вестник Банка России» №1(501) от 5 янв.2001г.
12. «Деньги и кредит» №6, 1995г.
13. «Деньги и кредит» №3, 1999г.
14. «Деньги и кредит» №2, 2000г.
15. «Эксперт» №4, 2001г.
16. www.cbr.ru -сервер ЦБ РФ
17. www.prime-tass.ru - статистические данные
18. www.iet.ru - институт экономики переходного периода
-----------------------
[1] ФРС - важнейший финансовый институт США, выполняющий функции ЦБ
[2] Дисконтное окно – это операция, позволяющая банкам временно брать ссуды
у ФРС вместо того, чтобы продавать свои вторичные резервы или занимать
средства ФРФ для покрытия дефицита обязательных резервов. Дисконтное окно
является частью механизма краткосрочного восполнения недостатка
обязательных банковских резервов.
[3] Ставка по федеральным резервным фондам – это ставка, по которой банки и
прочие депозитные учреждения одалживают друг другу средства из своих
избыточных резервов
[4] www.cbr.ru - данные взяты с официального сайта банка России
[5] данные взяты в интернете на сайте www.prime-tass.ru
-----------------------
Выполнила: студентка группы ФМ-907
Кукушкина Евгения
Проверил: Лякин Александр Николаевич