Внебюджетные фонды Российской Федерации

фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет:

- часть страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов

независимо от форм собственности на обязательное медицинское

страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ;

- взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ;

- ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских

программ обязательного медицинского страхования;

- добровольные взносы;

- доходы от использования временно свободных финансовых средств;

- нормированные страховые запасы финансовых средств Федерального и

территориальных фондов

- средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в

соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование

неработающего населения.[14.]

Глава 2. Анализ функционирования внебюджетных фондов РФ.

2.1. Сущность, проблемы и перспективы развития ЕСН.

Одной из важных проблем на протяжении ряда последних лет - особенно

после введения в 1999 г. в действие части первой Налогового кодекса - была

проблема правового статуса отчислений в государственные социальные

внебюджетные фонды. Эта проблема неоднократно обсуждалась на самом высоком

уровне и дважды Конституционный Суд РФ в своих постановлениях подчеркивал,

что, несмотря на определенную специфику этих платежей, они имеют налоговую

природу. Однако эти платежи не были поименованы в Законе РФ «Об основах

налоговой системы в РФ» и, следовательно, не подпадали под категорию

законно установленных налогов, что позволяло на основании положений

Конституции РФ ставить под сомнение необходимость их уплаты.

Конечно, решение о признании платежей во внебюджетные фонды незаконными

налогами было бы не только правовым решением, но и необычайно важным по

своим политическим и экономическим последствиям событием, сравнимым с

катастрофой, поскольку, будучи принятым, оно немедленно разрушило бы

пенсионную систему и систему социального страхования, поставило бы под

угрозу существование миллионов пенсионеров и государства. В этих условиях в

связи с введением в действие части первой Налогового кодекса совместные

пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ приняли

специальное решение, определив при этом, что эти платежи не относятся к

налогам на том основании, что обязанность по их уплате установлена не

Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ», а специальными актами

законодательства.

Другая группа проблем состояла в том, что существовавшие независимо

друг от друга налоговая система и система платежей в государственные

социальные внебюджетные фонды приводили к неэффективному расходованию

государственных средств, дублированию функций разных органов и

дополнительным сложностям в выполнении требований налогового

законодательства. Эти проблемы являлись следствием того, что Пенсионный

фонд РФ и другие социальные фонды объективно не могли создать столь же

эффективную систему налогового администрирования и организовать такую же

систему налогового контроля, какие были созданы МНС, хотя контролируемыми

плательщиками взносов в государственные внебюджетные фонды имели тех же

лиц, которые в качестве налогоплательщиков подлежали контролю со стороны

налоговых органов. Неудивительно, что даже число организаций, состоящих на

учете в налоговых органах, существенно отличалось от числа организаций,

состоящих на учете в Пенсионном фонде РФ.

В то же время органы внебюджетных социальных фондов, в соответствии с

частью первой Налогового кодекса, были признаны полноценными участниками

налоговых правоотношений и были наделены практически всеми правами

налоговых органов, включая право проводить налоговые проверки, предъявлять

требования об уплате налогов (взносов), осуществлять списание средств с

банковских счетов организаций и реализовывать другие полномочия налоговых

органов. Из всех полномочий налоговых органов органы социальных

внебюджетных фондов не были наделены только правами приостанавливать

операции по банковским счетам налогоплательщиков и арестовывать имущество

налогоплательщика.

Такое положение приводило к тому, что к одному и тому же

налогоплательщику с проверками независимо друг от друга могли приходить

представители налоговых органов, а также проверяющие от четырех социальных

фондов. При этом каждая команда контролеров могла проверять

налогоплательщика только в отношении правильности уплаты им тех налогов или

взносов, которые относились непосредственно к их компетенции. Таким

образом, контролируя при проведении налоговой проверки организации

правильность уплаты подоходного налога (в отношении которого организация

выступает в роли налогового агента), сотрудники налоговых органов не могли

проверить начисление и уплату взносов в Пенсионный фонд РФ, имеющих сходную

налоговую базу.

Для налогоплательщиков трудности соблюдения налогового законодательства

и законодательства, связанного с социальным страхованием и уплатой платежей

(взносов) в государственные социальные внебюджетные фонды, дополнительно

усугублялись несовпадением правил определения налоговой базы по подоходному

налогу и взносам в каждый из этих фондов, имеющих свои особенности.

Соответственно, точное соблюдение законодательства требовало дополнительных

административных и финансовых ресурсов. Не совпадали также порядок и сроки

уплаты этих налогов и сборов.

Одно из направлений мобилизации средств, предназначенных для

финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию,

связано с совершенствованием работы по учету и контролю за поступлением

страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех

страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России

(ныне — Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении

механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды

установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать

функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-

за их не совершенства оказались невостребованными, и вопрос остался

открытым.

Теперь же после принятия части второй Налогового кодекса РФ и

Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ “О введении в действие

части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в

некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” с 1 января

2001 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в

государственные социальные внебюджетные фонды. Главой 24 части второй

Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН).[11.с.50-53]

В составе ЕСН консолидированы взносы в Пенсионный фонд, Фонд

социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования — с

целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное

пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Сумма единого социального налога должна исчисляться налогоплательщиками

отдельно по каждому социальному внебюджетному фонду (ПФР, ФСС, Федеральному

и территориальным ФОМС) и, скорее всего, будет перечисляться на счета

фондов отдельными платежными поручениями.

Ставки единого социального налога указаны в следующей таблице:

|Налог. |Пенсионный |Фонд |Фонды | |Итого |

|База на |фонд РФ |социального |обязательного | | |

|кажд. Отд.| |страхования | | | |

| | |Российской |медицинского | | |

|Раб-ка | |Федерации |страхования | | |

|нарастающи| | | | | |

|м итогом с| | | | | |

|нач. года | | | | | |

| | | |Федеральный |Территориальн| |

| | | |фонд |ые фонды | |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|До 100 000|28,0% |4,0% |0,2% |3,4% |35,6% |

|руб. | | | | | |

|От 100001 |28000 р. + |4000р.+2,2% |200 руб. + |3400руб.+1,9%|35600 |

|руб. |15,8% с |с суммы, |0,1% с суммы, | |руб. + |

|до 300000 |суммы, |превыш. | |с суммы, | |

|руб. |превыш. |100000 руб. |превыш. |превыш. |20,0% с|

| |100000 | |100000 |100000 |суммы, |

| |руб. | |руб. |руб. | |

| | | | | |превыш |

| | | | | |100000 |

| | | | | | |

| | | | | |руб. |

|От 300001 |59600 руб. |8400 руб. + |400 руб. + |7200 руб. + |75600 |

|руб. до |+ |1,1% |0,1% |0,9% |руб. + |

|600000 |7,9% |с суммы, |с суммы, |с суммы, | |

|руб. |с суммы, |превышающей |превышающей |превышающей |10,0% |

| |превышающей|300000 |300000 |300000 |с |

| | |руб. |руб. |руб. |суммы, |

| |300000 | | | | |

| |руб. | | | |превыша|

| | | | | |ющей |

| | | | | |300 000|

| | | | | | |

| | | | | |руб. |

|Свыше |83300 руб. |11700 руб. |700 руб. |9900руб. |105600 |

|600000 |+ | | | | |

|руб. |2,0% | | | |руб. + |

| |с суммы, | | | | |

| |превышающей| | | |2,0% |

| | | | | |с |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты