Внебюджетные фонды Российской Федерации

Министерством здравоохранения РФ, согласовывается Министерством финансов

РФ, Федеральным Фондом ОМС и утверждается Правительством. Базовая программа

включает в себя первичную медико-санитарную помощь, стационарное и

восстановительное лечение, осуществляется за счет средств ОМС и реализуется

на основе договоров, заключаемых между субъектами обязательного

медицинского страхования.

Медицинская помощь в рамках базовой программы предоставляется гражданам

на всей территории Российской Федерации в соответствии с договорами

обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование строится на системе договоров

между субъектами страхования, отражающих права, обязанности и

ответственность сторон. Пациент получает возможность выбора независимого

защитника своих интересов при получении медицинской помощи.

Каждому застрахованному или страхователю в порядке, установленном

договором ОМС, страховой медицинской организацией выдается страховой

медицинский полис обязательного медицинского страхования. На территории РФ

действует страховой полис обязательного медицинского страхования единого

образца.[6.c.40-42]

Система ОМС очень многолика, многофакторна и сложна, так как ее

инфраструктура вбирает огромный спектр политических, социальных и

экономических проблем, и каждая их этих моделей может иметь несколько типов

реализации, зависящих от вариантов финансового взаимодействия подсистем,

входящих в систему ОМС, наличие связей различного характера между ними,

влияние подсистем на обеспечение государственной политики в деле внедрения

ОМС. Базисом каждой системы ОМС является порядок движения финансовых

средств от страхователя в медицинские учреждения на возмещение затрат

последних за оказанную медицинскую помощь при наступлении страхового

события.

Законодательной базой предусмотрено 3 варианта движения финансовых

средств:

1. движение финансового потока от территориального фонда ОМС через

страховые медицинские организации в медицинские учреждения;

2. финансирование медицинских учреждений осуществляется через

страховые медицинские организации и непосредственно

территориальным фондом. Всеобщность страхования обеспечивается

филиалами территориальных фондов;

3. финансирование медицинских учреждений осуществляется только

территориальным фондом. Функции страховщика выполняют филиалы

территориальных фондов ОМС.

Существование различных схем финансовых потоков обусловлено рядом

факторов, в том числе:

. различной степенью готовности территорий к внедрению системы

обязательного медицинского страхования;

. финансовыми возможностями регионов;

. национально-территориальными особенностями регионов;

. политическими аспектами регионов.

В настоящее время в России предпринимается попытка перехода от

государственной (бюджетной) системы финансирования медицинской помощи к

финансированию через систему обязательного медицинского страхования.

Немаловажным фактором является создание основы системы ОМС на уровне

субъекта РФ, что позволит урегулировать взаимоотношения «центра» и «

регионов» в отношении разделения полномочий в системе здравоохранения, а не

территориальном уровне осуществлять выравнивание финансовых средств

территорий, необходимых для реализации программ ОМС.

Основной смысл проводимых в здравоохранении преобразований заключается

в создании медицинских услуг при соблюдении принципа общественной

солидарности и удовлетворения потребности граждан в медицинской помощи.

В нашей стране в течение многих десятилетий господствовал принцип

остаточного финансирования здравоохранения, да и качество оказываемых услуг

часто не зависело от финансирования. Принятие Закона РФ « О медицинском

страховании граждан РФ» означало отказ от остаточного принципа

финансирования здравоохранения и формирования финансовых ресурсов для

развития этой отрасли на стадии распределения стоимости продукта и

включения затрат на здравоохранение в себестоимость продукции.

Внедрение системы ОМС расширяет права граждан на выбор лечебных

учреждений и врача, позволяет более эффективно использовать средства

здравоохранения. Законом определено, что обязательное медицинское

страхование является формой социальной защиты интересов населения,

обеспечивающей всем гражданам России равные возможности в получении

медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств, в

объемах и на условиях соответствующих программ ОМС. Каждый регион

осуществляет переход к обязательному медицинскому страхованию в силу

своего понимания проблемы и самостоятельно выбирает конкретную схему такого

перехода.[7.c.39] Наиболее распространенной является следующая схема:

В связи с введением обязательного медицинского страхования встала

проблема определения размера страховых тарифов и объема страховых фондов по

ОМС. Правильно рассчитанная тарифная ставка обеспечивает финансовую

устойчивость страховых операций. На сегодняшний день наиболее разработан

лишь механизм формирования фонда обязательного медицинского страхования.

Определены плательщики взносов – работодатели, предприниматели без

образования юридического лица, граждане, занимающиеся частной практикой, и

граждане, использующие труд наемных рабочих. Облагаемой базой является

начисленная оплата труда по всем основаниям, включая сверхурочную работу,

работу в выходные и праздничные дни, оплату за совместительство. Ставка

страховых взносов составляет 3,6 % , в том числе 0,2 % поступает в

федеральный фонд и 3,4% остается на местах. Взносы на неработающее

население должны делать местные власти.

Тарифная ставка, лежащая в основе страхового взноса, называется брутто-

ставкой. Она состоит из совокупности нетто ставки и нагрузки. В основу

расчета рисковой нетто-ставки заложена стоимость курса лечения и

вероятность наступления страхового случая. Вероятность обращения в лечебные

учреждения и вызова скорой помощи была изучена на основе пятилетней

статистики и экспертной оценки.

Рисковая нетто-ставка выражает часть страхового взноса в денежной

форме, предназначенную на покрытие риска

Вторая часть страхового тарифа, нагрузка, составляет 30% брутто-ставки

и включает расходы на превентивные мероприятия – 5%, расходы на ведение дел

страховой компании – 10%. Прибыль в структуру тарифной ставки ОМС не

закладывается.

Превентивные расходы предназначаются для проведения оздоровительных,

физкультурных мероприятий, направленных на укрепление здоровья,

оздоровление производственной и бытовой сферы среди застрахованных по ОМС.

Каждый регион самостоятельно разрабатывает и утверждает тарифы на

медицинские услуги. При этом заработная плата в тарифе на конкретную услугу

при одинаковой сложности не зависит от категории стационара. Тарифы на

услуги, не вошедшие в клинико-статистические группы, рассчитываются

дополнительно. Тарифы даже не предусматривают затрат на ремонт

оборудования, не говоря уже о финансировании развития материально-

технической базы здравоохранения. Лишь небольшая часть больниц и поликлиник

оборудованы современной аппаратурой, 38 % амбулаторно-поликлинических

учреждений находятся в неприспособленных помещениях, не имеют современных

диагностических центров, кабинетов физиотерапии и т.д. и еще очень много

нерешенных вопросов.

Если проанализировать функционирование фонда медицинского страхования в

целом, то можно сказать, что по сравнению с предыдущим годом поступления в

фонд увеличились на 45,5%, впрочем, увеличились и расходы – на 45,9%

больше, чем в предыдущем году. Что касается структуры расходов ФОМСа, то

здесь основное направление – это субвенции территориальным фондам (81,8% от

общего числа расходов), на втором месте – финансирование целевых программ

ОМС и отдельных мероприятий по здравоохранению (14,6% от всех расходов),

остальные расходы идут на финансирование исполнительной дирекции фонда

(1,2%) и финансирование по созданию и совершенствованию информационной

системы фонда (1,3%). Причем, необходимо отметить, что увеличение расходной

части бюджета пошло в основном на увеличение субвенций территориальным

фондам и финансирования целевых программ (по сравнению с предыдущим годом

увеличились в 1,4 и 2,5 раза соответственно).[13.]

Глава 3. Характеристика проблем функционирования внебюджетных фондов РФ и

перспективы их решения.

3.1. Пенсионный фонд Российской Федерации.

Одной из самых серьезных проблем в деятельности ПФ РФ остается проблема

инвестирования пенсионных денег. Члены совета по пенсионной реформе не

пришли к единому мнению в отношении законопроектов о профессиональных

пенсиях и об инвестировании средств для накопительных пенсий.

Основная претензия к законопроекту об инвестировании пенсионных средств

– недостаточная прозрачность прописанных в нем механизмов. Законопроект в

нынешнем виде не может обеспечить прозрачность инвестиций, абсолютные

государственные гарантии и эффективные механизмы инвестирования в наиболее

доходные и прибыльные сферы. Тем более, что даже среди разработчиков закона

нет согласия по поводу того, в какие именно финансовые инструменты должны

инвестироваться средства Пенсионного фонда, какие финансовые институты,

государственные или частные, будут при этом задействованы, где эти средства

должны работать – в России или за рубежом, каков должен быть

государственный контроль, как следует гарантировать их сохранность и

прочее. Эти недоработки очевидны, однако на сегодняшний день не предложено

никаких реальных альтернатив проекту закона. Согласно этому проекту,

накопительная часть пенсионных сбережений должна инвестироваться по трем

направлениям – в государственные ценные бумаги РФ, в акции предприятий с

высоким рейтингом корпоративного управления в России и за границей.

Идея инвестировать часть пенсионных средств за границей представляется

очень удачной, поскольку российский инвестиционный рынок слишком мал для

тех средств, которые могут появиться в результате перехода на накопительную

систему. Может это и покажется странным при той нехватке инвестиций,

которая сегодня существует во всех областях нашей экономики, однако у нас

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты