Министерством здравоохранения РФ, согласовывается Министерством финансов
РФ, Федеральным Фондом ОМС и утверждается Правительством. Базовая программа
включает в себя первичную медико-санитарную помощь, стационарное и
восстановительное лечение, осуществляется за счет средств ОМС и реализуется
на основе договоров, заключаемых между субъектами обязательного
медицинского страхования.
Медицинская помощь в рамках базовой программы предоставляется гражданам
на всей территории Российской Федерации в соответствии с договорами
обязательного медицинского страхования.
Обязательное медицинское страхование строится на системе договоров
между субъектами страхования, отражающих права, обязанности и
ответственность сторон. Пациент получает возможность выбора независимого
защитника своих интересов при получении медицинской помощи.
Каждому застрахованному или страхователю в порядке, установленном
договором ОМС, страховой медицинской организацией выдается страховой
медицинский полис обязательного медицинского страхования. На территории РФ
действует страховой полис обязательного медицинского страхования единого
образца.[6.c.40-42]
Система ОМС очень многолика, многофакторна и сложна, так как ее
инфраструктура вбирает огромный спектр политических, социальных и
экономических проблем, и каждая их этих моделей может иметь несколько типов
реализации, зависящих от вариантов финансового взаимодействия подсистем,
входящих в систему ОМС, наличие связей различного характера между ними,
влияние подсистем на обеспечение государственной политики в деле внедрения
ОМС. Базисом каждой системы ОМС является порядок движения финансовых
средств от страхователя в медицинские учреждения на возмещение затрат
последних за оказанную медицинскую помощь при наступлении страхового
события.
Законодательной базой предусмотрено 3 варианта движения финансовых
средств:
1. движение финансового потока от территориального фонда ОМС через
страховые медицинские организации в медицинские учреждения;
2. финансирование медицинских учреждений осуществляется через
страховые медицинские организации и непосредственно
территориальным фондом. Всеобщность страхования обеспечивается
филиалами территориальных фондов;
3. финансирование медицинских учреждений осуществляется только
территориальным фондом. Функции страховщика выполняют филиалы
территориальных фондов ОМС.
Существование различных схем финансовых потоков обусловлено рядом
факторов, в том числе:
. различной степенью готовности территорий к внедрению системы
обязательного медицинского страхования;
. финансовыми возможностями регионов;
. национально-территориальными особенностями регионов;
. политическими аспектами регионов.
В настоящее время в России предпринимается попытка перехода от
государственной (бюджетной) системы финансирования медицинской помощи к
финансированию через систему обязательного медицинского страхования.
Немаловажным фактором является создание основы системы ОМС на уровне
субъекта РФ, что позволит урегулировать взаимоотношения «центра» и «
регионов» в отношении разделения полномочий в системе здравоохранения, а не
территориальном уровне осуществлять выравнивание финансовых средств
территорий, необходимых для реализации программ ОМС.
Основной смысл проводимых в здравоохранении преобразований заключается
в создании медицинских услуг при соблюдении принципа общественной
солидарности и удовлетворения потребности граждан в медицинской помощи.
В нашей стране в течение многих десятилетий господствовал принцип
остаточного финансирования здравоохранения, да и качество оказываемых услуг
часто не зависело от финансирования. Принятие Закона РФ « О медицинском
страховании граждан РФ» означало отказ от остаточного принципа
финансирования здравоохранения и формирования финансовых ресурсов для
развития этой отрасли на стадии распределения стоимости продукта и
включения затрат на здравоохранение в себестоимость продукции.
Внедрение системы ОМС расширяет права граждан на выбор лечебных
учреждений и врача, позволяет более эффективно использовать средства
здравоохранения. Законом определено, что обязательное медицинское
страхование является формой социальной защиты интересов населения,
обеспечивающей всем гражданам России равные возможности в получении
медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств, в
объемах и на условиях соответствующих программ ОМС. Каждый регион
осуществляет переход к обязательному медицинскому страхованию в силу
своего понимания проблемы и самостоятельно выбирает конкретную схему такого
перехода.[7.c.39] Наиболее распространенной является следующая схема:
В связи с введением обязательного медицинского страхования встала
проблема определения размера страховых тарифов и объема страховых фондов по
ОМС. Правильно рассчитанная тарифная ставка обеспечивает финансовую
устойчивость страховых операций. На сегодняшний день наиболее разработан
лишь механизм формирования фонда обязательного медицинского страхования.
Определены плательщики взносов – работодатели, предприниматели без
образования юридического лица, граждане, занимающиеся частной практикой, и
граждане, использующие труд наемных рабочих. Облагаемой базой является
начисленная оплата труда по всем основаниям, включая сверхурочную работу,
работу в выходные и праздничные дни, оплату за совместительство. Ставка
страховых взносов составляет 3,6 % , в том числе 0,2 % поступает в
федеральный фонд и 3,4% остается на местах. Взносы на неработающее
население должны делать местные власти.
Тарифная ставка, лежащая в основе страхового взноса, называется брутто-
ставкой. Она состоит из совокупности нетто ставки и нагрузки. В основу
расчета рисковой нетто-ставки заложена стоимость курса лечения и
вероятность наступления страхового случая. Вероятность обращения в лечебные
учреждения и вызова скорой помощи была изучена на основе пятилетней
статистики и экспертной оценки.
Рисковая нетто-ставка выражает часть страхового взноса в денежной
форме, предназначенную на покрытие риска
Вторая часть страхового тарифа, нагрузка, составляет 30% брутто-ставки
и включает расходы на превентивные мероприятия – 5%, расходы на ведение дел
страховой компании – 10%. Прибыль в структуру тарифной ставки ОМС не
закладывается.
Превентивные расходы предназначаются для проведения оздоровительных,
физкультурных мероприятий, направленных на укрепление здоровья,
оздоровление производственной и бытовой сферы среди застрахованных по ОМС.
Каждый регион самостоятельно разрабатывает и утверждает тарифы на
медицинские услуги. При этом заработная плата в тарифе на конкретную услугу
при одинаковой сложности не зависит от категории стационара. Тарифы на
услуги, не вошедшие в клинико-статистические группы, рассчитываются
дополнительно. Тарифы даже не предусматривают затрат на ремонт
оборудования, не говоря уже о финансировании развития материально-
технической базы здравоохранения. Лишь небольшая часть больниц и поликлиник
оборудованы современной аппаратурой, 38 % амбулаторно-поликлинических
учреждений находятся в неприспособленных помещениях, не имеют современных
диагностических центров, кабинетов физиотерапии и т.д. и еще очень много
нерешенных вопросов.
Если проанализировать функционирование фонда медицинского страхования в
целом, то можно сказать, что по сравнению с предыдущим годом поступления в
фонд увеличились на 45,5%, впрочем, увеличились и расходы – на 45,9%
больше, чем в предыдущем году. Что касается структуры расходов ФОМСа, то
здесь основное направление – это субвенции территориальным фондам (81,8% от
общего числа расходов), на втором месте – финансирование целевых программ
ОМС и отдельных мероприятий по здравоохранению (14,6% от всех расходов),
остальные расходы идут на финансирование исполнительной дирекции фонда
(1,2%) и финансирование по созданию и совершенствованию информационной
системы фонда (1,3%). Причем, необходимо отметить, что увеличение расходной
части бюджета пошло в основном на увеличение субвенций территориальным
фондам и финансирования целевых программ (по сравнению с предыдущим годом
увеличились в 1,4 и 2,5 раза соответственно).[13.]
Глава 3. Характеристика проблем функционирования внебюджетных фондов РФ и
перспективы их решения.
3.1. Пенсионный фонд Российской Федерации.
Одной из самых серьезных проблем в деятельности ПФ РФ остается проблема
инвестирования пенсионных денег. Члены совета по пенсионной реформе не
пришли к единому мнению в отношении законопроектов о профессиональных
пенсиях и об инвестировании средств для накопительных пенсий.
Основная претензия к законопроекту об инвестировании пенсионных средств
– недостаточная прозрачность прописанных в нем механизмов. Законопроект в
нынешнем виде не может обеспечить прозрачность инвестиций, абсолютные
государственные гарантии и эффективные механизмы инвестирования в наиболее
доходные и прибыльные сферы. Тем более, что даже среди разработчиков закона
нет согласия по поводу того, в какие именно финансовые инструменты должны
инвестироваться средства Пенсионного фонда, какие финансовые институты,
государственные или частные, будут при этом задействованы, где эти средства
должны работать – в России или за рубежом, каков должен быть
государственный контроль, как следует гарантировать их сохранность и
прочее. Эти недоработки очевидны, однако на сегодняшний день не предложено
никаких реальных альтернатив проекту закона. Согласно этому проекту,
накопительная часть пенсионных сбережений должна инвестироваться по трем
направлениям – в государственные ценные бумаги РФ, в акции предприятий с
высоким рейтингом корпоративного управления в России и за границей.
Идея инвестировать часть пенсионных средств за границей представляется
очень удачной, поскольку российский инвестиционный рынок слишком мал для
тех средств, которые могут появиться в результате перехода на накопительную
систему. Может это и покажется странным при той нехватке инвестиций,
которая сегодня существует во всех областях нашей экономики, однако у нас
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9