Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн Генрихом Герцем

Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн Генрихом Герцем

[pic]

Школа № 7

Доклад

на тему : Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн Генрихом

Герцем.

Выполнил :

ученик 11 "А" класса

Костин Д. М.

Проверила : Гуренкова Т. В.

Рузаевка (Мордовия) 2002

[pic]

Герц Генрих (1857—1894)—немецкий физик, впервые экспериментально доказавший

в 1886 г. существование электромагнитных волн. Исследуя электромагнитные

волны, Герц установил тождественность основных свойств электромагнитных и

световых волн. Работы Герца послужили экспериментальным доказательством

справедливости теории электромагнитного поля и, в частности,

электромагнитной теории света. Уравнения Максвелла в современной форме были

записаны Герцем. В 1886 г. Герц впервые наблюдал фотоэффект. Максвелл не

проверил правильности своих теорий электромагнетизма и света опытным путем.

Его учением восторгались как великолепным произведением математического

искусства, часто восхищались им также лишь как блистательной игрой формул и

остроумным курьезом. Большинство физиков сомневались в том, что эта теория

отражает истинное положение вещей. О ее всеобщем признании при жизни

Максвелла не могло быть и речи, особенно в Англии. В Германии, по словам

Планка, теория Максвелла «вряд ли принималась во внимание». Ее основные

положения слишком противоречили привычным воззрениям и не были подкреплены

опытными результатами. Подобно системе мира Коперника до астрономических

наблюдений Галилея и геометрическо-кинематических уточнений, сделанных в

ней Келлером, благодаря двум его первым законам, теория Максвелла также

вначале воспринималась лишь как новая и смелая гипотеза, которая казалась

вполне вероятной и в пользу которой говорило многое. Но обладали ли в

действительности электрические волны свойствами, которые предсказывал

Максвелл, – этого никто не мог сказать с достоверностью. Заслуга

доказательства действительного существования электрических волн,

предсказанных Максвеллом математическим путем, принадлежит Генриху Герцу.

Его классические опыты, проведенные в Карлсруэ в 1886...1888 годах,

доказали, что максвелловская теория электромагнетизма является отображением

действительности. Этим он способствовал ее победе. Немаловажно при этом,

что эксперименты Герца производились простыми средствами – их можно было

повторить и проверить в любом физическом институте. Скептики могли

убедиться собственноручно. Но Герц достиг большего, чем простое

доказательство правильности учения Максвелла. Он освободил эту теорию,

которая в первоначальном виде была еще неясной и трудной для понимания, от

всего второстепенного, что поначалу служило для облегчения представлений и

расчетов, и придал ей законченный математический облик. Борн справедливо

говорил о «новом обосновании» Герцем максвелловской теории

электромагнитного поля. Кроме успешного подтверждения и теоретического

завершения максвелловской теории, Герц создал ценные труды и в других

областях физики. Выводы из них имели большое значение для будущего этой

науки. В речи, посвященной памяти Герца, Планк назвал гениального, слишком

рано умершего исследователя «одним из вождей нашей науки, гордостью и

надеждой нации»; его жизненный путь соответствовал «простоте и прямоте его

поведения». Генрих Герц происходил из среды состоятельного немецкого

бюргерства. Он был старшим сыном гамбургского адвоката, который позднее

стал сенатором и руководил управлением юстиции ганзейского города. Он

родился в Гамбурге 22 февраля 1857 года. Таким образом, Герц был почти

ровесником Планка; однако он умер на полстолетия раньше Планка, и нам

сегодня кажется, что он принадлежал к старшему поколению физиков. Вначале

Генрих Герц посещал частную школу. Наряду с умственными способностями очень

рано стали очевидны его сноровка и склонность к практическим занятиям

техникой. В свободное время он по собственному желанию брал уроки у

столяра, изучил на профессиональном уровне также токарное дело. Будучи уже

начинающим ученым и живя в Берлине, он неоднократно справлялся в письмах о

своем токарном станке, полученном от родителей. Мальчик оказался необычайно

смышленым в добровольном изучении ремесел. Его мать вспоминала, что мастер,

у которого Генрих изучал токарное дело, в ответ на ее сообщение о том, что

его бывший ученик теперь стал профессором, воскликнул, совершенно

расстроенный: «Ах, как жаль, какой бы это был токарь!» В городской школе

Герц считался одним из лучших в классе. Его блестящая одаренность

соединялась с ярко выраженным чувством долга. Все учебные предметы

привлекали его одинаково сильно. Математикой и естественными науками

занимался он так же охотно и успешно, как древними и новыми языками. Эпос

Гомера, диалоги Платона, стихи Данте на языке подлинника сопровождали его

всю жизнь. Наряду с итальянским, французским и английским Герц занимался и

такими языками, которые не относились к числу обязательных предметов. Его

успехи в арабском были столь удивительны, что учитель настоятельно

рекомендовал отцу, чтобы тот непременно направил Генриха изучать

ориенталистику: ученик с такими выдающимися способностями к арабским языкам

ему еще не встречался. У него был также талант рисовальщика, и он развивал

его в специальной школе. Лишь к одному предмету он был совершенно

неспособен: к музыке. Все старания учителей развить у него слух остались

безрезультатными. Он не мог участвовать даже в школьном хоре, так как

сбивал всех своим гудением. В этом Герц отличается от других знаменитых

представителей точного естествознания, среди которых немало одаренных и

страстных музыкантов. Для примера можно сослаться на Гельмгольца,

Больцмана, Нернста, Оствальда, Планка, Эйнштейна, Борна, Фридриха и

Гейзенберга. Как и многие физики и химики, Генрих Герц еще школьником

ставил простые естественнонаучные опыты. Особенно охотно он

экспериментировал в области механики и оптики. Столь характерная для его

более поздней деятельности связь умственной и физической работы проявилась

очень рано. В 18 лет, в 1875 году, Герц сдал экзамены на аттестат зрелости

в школе Иоганнеумса, в которой он заканчивал обучение. По математике он

получил оценку «очень хорошо», по естествознанию – «хорошо». Благоприятные

оценки по другим предметам, поставленные преподавателями, самодур-директор,

незадолго перед этим принявший руководство учебным заведением,

собственноручно понизил на один балл, о чем свидетельствуют сохранившиеся

экзаменационные протоколы. «Ганс пришел домой такой подавленный и

несчастный, что мы должны были утешать его, вместо того чтобы радоваться

его успеху», – писала его мать. Общая характеристика отмечала у абитуриента

острую логику, надежную память и «легкость (если не сказать красоту)

изложения»; к недостаткам отнесена монотонность его речи. Эта оценка

осталась справедливой и в дальнейшем. По желанию отца и следуя собственной

склонности Генрих Герц хотел стать инженером-строителем или архитектором.

Как считал Гельмгольц, скромность, бывшая всегда характерной чертой натуры

Герца, заставила его поначалу усомниться в собственной способности к

теоретическому естествознанию; занимаясь своими любимыми работами по

механике, он был более уверен, что добьется успеха. Для подготовки к

избранной профессии Герц занимался один год практической работой в

конструкторском бюро во Франкфурте-на-Майне. Весной 1876 года он

отправляется в Дрезден, чтобы начать занятия инженерной наукой в Высшей

технической школе. Он пробыл там лишь один семестр. Как видно из его писем,

Герц не получил особенной пользы от большинства «довольно-таки скучных»

лекций. Осенью 1876 года он, как студент инженерного ведомства, был призван

для несения годичной военной службы при железнодорожном корпусе в Берлине.

Вначале его очень угнетала жизнь в прусской казарме. Муштра отталкивала

его. Однако благодаря своей способности осваиваться, он вскоре нашел в этом

свои хорошие стороны. «И все же служба дает нечто прочно-положительное, –

говорится в одном из писем родителям в ноябре 1876 года, – леность

изгоняется из человека основательно; теперь очевидно, что не бывает худа

без добра». После окончания службы Герц отправляется в Мюнхен, чтобы

продолжить занятия инженерной наукой в Высшей технической школе. При этом

он слушал в университете лекции по математике и физике у Филиппа фон Жолли,

прославленного физика того времени, который был также учителем Планка. В

нем росло и крепло убеждение, что только научная работа и академическое

поприще могут дать ему истинное удовлетворение. С согласия отца Герц меняет

свои планы. Он прекращает обучение в Высшей технической школе и полностью

посвящает себя занятиям физикой и математикой в университете. Характерно,

что он при его осторожной манере судить и его уважении ко всякой

основательной деятельности не считал свои прежние планы заблуждением; он

лишь хотел заменить их лучшими. «Я весьма охотно стал бы инженером, – писал

он родителям, – но столь же охотно переплетчиком или токарем, словом, всем,

что относится к разряду приличного. Но все же есть разница между «охотно» и

«охотно»». Жолли отослал любознательного студента к фундаментальным трудам

по математике. Он прежде всего назвал ему произведения Лагранжа, Лапласа и

других классиков точных наук и посоветовал основательно изучать их. Он

рекомендовал ему уделить внимание истории естествознания, так как это

способствует пониманию актуальных проблем исследования природы. Как

показывают его письма к родителям, Генрих последовал совету учителя с

привычной для него добросовестностью. За короткое время он прорабатывает

объемистые труды по истории науки. Особенно настойчиво занимался он

математикой и историей ее проблем. Для его позднейшей теоретической

деятельности это было ценной подготовкой. Герц углубляется также в старые

научные журналы, например знаменитый лейпцигский «Acta Eruditorum», первый

научный журнал Германии, основанный в 1682 году и просуществовавший

столетие. К числу сотрудников этого журнала принадлежал Лейбниц. Под

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты