Естествознание

Естествознание

ЧАСТЬ 1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

1. ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ

Ученые и специалисты насчитывают более 170 определений

понятия культура. Это свидетельствует о универсальности

данного явления человеческого общества. Понятием культура

обозначают и обычные явления, и сорта растений и умственные

качества человека, и образ жизни, и систему положительных

ценностей и так далее. В таком контексте все созданное

человеком есть культура.

Мы используем одно из определений культуры, которое

связано с ее инструментальной трактовкой. Культура - это

система средств человеческой деятельности, благодаря которой

реализуются действия индивида, групп, человечества в их

взаимодействии с природой и между собой. Эти средства

создаются людьми , постоянно меняются и совершенствуются.

Принято выделять три типа культуры: материальную, социальную и

духовную.

Материальная культура -совокупность средств бытия человека

и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда,

технику, благосостояние человека и общества. Социальная

культура - это система правил поведения людей в различных

видах общения. Она включает этикет, профессиональную,

правовую, религиозную и т. д. разновидности деятельности

человека. Более подробно содержательная часть первой и второй

культур изучается в других дисциплинах. Духовная культура -

это составная часть культурных достижений человечества.

Основные виды духовной культуры - мораль, право,

мировоззрение, идеология, искусство, наука и т.д. Каждый из

этих видов духовной культуры состоит из относительно

самостоятельных частей. Эти части взаимосвязаны и относятся к

духовной культуре человечества.

Под наукой в настоящее время понимают ту сферу

человеческой деятельности, функция которой - выработка и

теоретическая систематизация объективных знаний о

действительности. Система наук условно делится на

естественные, общественные и технические науки.

В науке принято выделять систему знаний о природе -

естествознание, которое является предметом естественнонаучной

культуры и систему знаний о позитивно значимых ценностях бытия

индивида, групп , государства, человечества - гуманитарные

науки или гуманитарную культуру. До того, как наука оформилась

в самостоятельную часть культуры человечества, знания о

природе и ценностях общественной жизни входили в иные

состояния духовной культуры : практический опыт, мудрость,

народная медицина, натурфилософия и т.д.

Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур

заключается в следующем:

n они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах

человека и человечества, в создании оптимальных условий для

самосохранения и самосовершенствования;

n осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами;

n взаимно координируют в процессе развития человечества;

n являются самостоятельными ветвями единой системы знаний науки

и духовной культуры в целом.

Мы являемся свидетелями того, как социологи, юристы,

экономисты, менеджеры и другие специалисты - гуманитарии

начинают применять в своей работе системный подход, идеи и

методы кибернетики и теории информации, знание фундаментальных

законов естествознания и в частности физики.

Поясним вышесказанное примерами из практики. Юрист

разбирает дело о столкновении судов. Конечно, ему нужно знать

законы, приняты в мировой практике судовождения. Но, с другой

стороны, если он не знает, что такое масса, радиус поворота,

скорость, ускорение и т. д. , он не сможет реально применить

свои профессиональные знания.

Социолог изучает общественное мнение путем опроса. Но как

он сможет оценить степень достоверности результатов, если не

имеет представление о теории вероятности и теории

погрешностей. Без знания этих разделов естественных наук,

результаты его предсказаний не будут представлять практической

ценности.

Менеджер рекламирует изделие какого - то предприятия.

Хорошо известно, что на выставках или просмотрах первые

вопросы всегда касаются технических сторон изделия. Конечно,

полностью ответить на такие вопросы может только специалист,

имеющий хорошую фундаментальную естественнонаучную подготовку.

Однако разбираться в этих вопросах должен и менеджер.

Существует и другая сторона рассматриваемого вопроса.

Наука часто обвиняется в тех грехах, в которых повинна не

столько она сама, сколько та система институтов, в рамках

которой она функционирует и развивается. В настоящее время

очевидно, что развитие науки может приводить к отрицательным

последствиям влияющем на все человечество в целом. Актуальным

становится вопрос о социальной ответственности всех людей, а

не только ученых за возможность использования из открытий и

достижений. В настоящее время сформировалась направление,

называемое этикой науки, дисциплине, изучающей нравственные

основы научной деятельности.

В качестве примера можно привести пример из истории второй

мировой войны. Р.Оппенгеймера называют отцом атомной бомбы. Он

являлся координатором и руководителем проекта создания атомной

бомбы. Она была создана и испытана сначала в Неваде, а потом и

в Хиросиме и Нагасаке. Позднее Оппенгеймер, осознавая тяжесть

ответственности, ушел из проекта и стал заниматься

деятельностью, направленной на предотвращение использования

атомных бомб.

Вышесказанное утверждает нас в мысли, что представляется

весьма важным познакомится с основными концепциями

естествознания. Это необходимо для того, чтобы: во первых,

сознательно применять их в своей деятельности, во вторых,

чтобы получить более ясное и точное представление о

современной научной картине мира, которую дает естествознание.

Необходимость применения естественно научных методов и

законов в практической деятельности гуманитарных

специальностей и привело к постановке того курса, который мы

будем изучать: Физика для гуманитариев.

Курс состоит из нескольких частей. В первой части мы

рассмотрим основы естественнонаучного метода познания,

математический аппарат естествознания, виды материи , т.е.

общие для всех разделов естествознания вопросы.

Во второй части , самой большой по объему, мы изучим

раздел под общей темой: Физика для гуманитариев. Он состоит

из трех частей: физики необходимого, физики непрерывного и

физики возможного.

В третьей части мы рассмотрим концепции самоорганизации

материи.

2. НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ. ОПЫТ, ГИПОТЕЗА, ЗАКОН,

ТЕОРИЯ.

Что такое научный метод познания? На чем он базируется?

Что лежит в его основе и чем он отличается от других методов

познания?

Способ получить частичные ответы на вопросы придуман

несколько сотен лет назад. Наблюдение, размышление и опыт

составляют так называемый научный метод познания, который и

позволяет давать ответы на многие интересующие нас вопросы.

Основой научного метода является опыт - пробный камень всех

наших знаний. Опыт, эксперимент - это единственный судья

научной истины.

Проводя наблюдения каких-либо природных явлений,

невозможно охватить все процессы, с этими явлениями связанные.

Поэтому нужно отбросить все второстепенные факты и выделить

основные, т.е. суть явления. Этот процесс называется

абстрагированием или построением модели явления. В

размышлениях создается основа наблюдаемого явления, его

модель. Что является существенным для данного явления, а что

несущественным, вопрос неоднозначный и сложный. Не всегда он

решается сразу, на первых этапах наблюдения и размышления. На

этом этапе нельзя, как говорится в старой поговорке,

“выплеснуть младенца из купели вместе с водой”.

В создаваемой модели должны быть учтены главные

характеристики и основные параметры изучаемого явления.

Построенная модель должна не только верно описывать

наблюдаемое это явление, но и хорошо прогнозировать его

развитие в новых условиях. Предсказания теории проверяются

экспериментом или опытом - важнейшей частью научного метода

познания.

С самого начала необходимо договорится, что

подразумеваться под тем или иным термином. В понятие “опыт”

будем вкладывать смысл наблюдения за явлением при

контролируемых условиях, т.е. наблюдения с возможностью

контролировать, воспроизводить и изменять желаемым образом

внешние условия. Существенна возможность создавать как

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты