Тепловые двигатели
Тепловые двигатели и их применение
Условия, необходимые для работы тепловых двигателей. Простейшей
машиной, при помощи которой люди давно использовали энергию излучения
Солнца для получения работы, являются ветряные мельницы (ветряные
двигатели). Вращение крыльев двигателя, приводящее в движение вал,
совершающий какую-либо работу, возникает под действием ветра. Для
возникновения ветра необходима разность давлений, а эта последняя возникает
вследствие различия в температуре различных частей атмосферы. Ветер есть не
что иное, как конвекционное движение атмосферы, обусловленное неравномерным
нагреванием ее.
Таким образом, энергия, доставляемая Солнцем, может быть использована
для получения работы в ветряном двигателе только при условии, что имеется
разность температур отдельных частей атмосферы, создаваемая поглощением
лучистой энергии Солнца и частичным испусканием ее в мировое пространство.
Установлено, что непрерывное или периодически повторяющееся получение
работы за счет охлаждения тел может иметь место лишь в том случае, если
совершающая работу машина не только получает теплоту от какого-либо тела
(это тело называют нагревателем), но вместе с тем отдает часть теплоты
другому телу (холодильнику). Итак, на совершение работы идет не вся
теплота, полученная от нагревателя, а только ее часть, остальная же теплота
отдается холодильнику.
Машины[1], производящие механическую работу в результате обмена
теплотой с окружающими телами, называются тепловыми двигателями. В
большинстве таких машин нагревание получается при сгорании топлива,
благодаря чему нагреватель получает достаточно высокую температуру. В этих
случаях работа совершается за счет использования внутренней энергии смеси
топлива с кислородом воздуха. Кроме того, существуют машины, в которых
нагревание производится Солнцем, а также проекты машин, использующих
разности температур морской воды. Однако пока ни те, ни другие не имеют
заметного практического значения. В настоящее время эксплуатируются также
тепловые машины, использующие теплоту, выделяющуюся в реакторе, где
происходит расщепление и преобразование атомных ядер.
Паросиловая станция. Раньше всего (в конце XVIII века) были созданы
паровые поршневые двигатели (паровые машины). Спустя примерно 100 лет
появились паровые турбины. Как показывает название, работа этих двигателей
производится посредством пара. В огромном большинстве случаев — это водяной
пар, но возможны машины, работающие с парами других веществ (например,
ртути). Паровые турбины ставятся на мощных электрических станциях и на
больших кораблях. Поршневые двигатели в настоящее время находят применение
только в железнодорожном и водном транспорте (паровозы и пароходы).
Для работы парового двигателя необходим ряд вспомогательных машин и
устройств. Все это хозяйство вместе носит название паросиловой станции. На
паросиловой станции все время циркулирует одна и та же вода.
[pic]
Схема оборудования паросиловой станции
Она превращается в пар в котле, пар производит работу в турбине (или в
поршневой машине) и снова превращается в воду в барабане, охлаждаемом
проточной водой (конденсатор). Из конденсатора получившаяся вода
посредством насоса через сборный, бак (сборник) снова направляется в котел.
Итак, круговорот воды происходит по следующей схеме:
[pic]
В этой схеме паровой котел является нагревателем, а конденсатор —
холодильником. Так как в установке циркулирует практически одна и та же
вода (утечка пара невелика и добавлять воды почти не приходится), то в
котле почти не получается накипи, т. е. осаждения растворенных в воде
солей. Это важно, так как накипь плохо проводит тепло и уменьшает
коэффициент полезного действия котла. В случае появления накипи на стенках
котла ее удаляют. В следующих параграфах мы рассмотрим части паросиловой
станции по отдельности.
Паровой котел. Он состоит из топки и собственно котла. Уголь или дрова
сжигаются в топке на колосниковых решетках. Жидкое топливо сжигается в
распыленном состоянии; распыление обычно производится с помощью пара в
форсунках. Пар или сжатый воздух, вырываясь из узкого отверстия в трубке,
засасывает жидкое топливо и разбрызгивает его.
Схема устройства форсунки
Котел состоит из барабана и труб, через стенки которых теплота от
горячих топочных газов передается воде. Иногда вода находится снаружи труб,
а по трубам идут топочные газы (огнетрубный котел, дымогарные трубы).
Иногда, наоборот, вода находится внутри труб, а горячие газы омывают их
(водотрубный котел). Во многих паровых котлах пар подвергается перегреванию
в особых змеевиках, омываемых горячими газами. При этом он из насыщенного
делается ненасыщенным. Этим достигается уменьшение конденсации пара (на
стенках паропроводов и в турбине) и повышается к. п. д. станции.
Схема устройства водотрубного котла: 1 — барабан котла, 2 —
водотрубная часть, 3 — водомерное стекло, 4 — перегреватель, 5 — труба для
подачи воды в котел, 6 — поддувало, 7 — предохранительный клапан, 8 —
заслонка в борове
На котле имеются манометр для наблюдения за давлением пара и
предохранительный клапан, выпускающий пар в случае, если давление его
превысит допустимую величину. На днище барабана имеются приспособления для
наблюдения за уровнем воды в котле (водомерное стекло). Если уровень воды
опустится настолько, что пламя будет нагревать стенки котла в тех местах,
где они не соприкасаются с водой, то возможен взрыв котла.
Энергия горячих топочных газов передается воде в котле не целиком.
Часть ее рассеивается в котельной, часть уносится с газами в дымовую трубу.
Кроме того, значительную потерю может дать неполное сгорание топлива.
Признаком этого является черный дым из труб станции. Черный цвет придается
дыму крупинками несгоревшего угля.
Паровая турбина. Из котла пар по паропроводу поступает в турбину или в
поршневую машину. Рассмотрим сначала турбину (а). Турбина состоит из
стального цилиндра, внутри которого находится вал ее с укрепленными на нем
рабочими колесами. На рабочих колесах находятся особые изогнутые лопатки (б
и с), где изображено одно из рабочих колес с соплом). Между рабочими
колесами помещаются сопла или направляющие лопатки. Пар, вырываясь из
промежутков между направляющими лопатками, попадает на лопатки рабочего
колеса. Рабочее колесо при этом вращается, производя работу. Причиной
вращения колеса в паровой турбине является реакция струи пара. Внутри
турбины пар расширяется и охлаждается. Входя в турбину по узкому
паропроводу, он выходит из нее по очень широкой трубе (а). Отметим, что
турбина может вращаться только в одном направлении и скорость вращения ее
не может меняться в широких пределах. Это затрудняет применение паровых
турбин на транспорте, но очень удобно для вращения электрических
генераторов.
а) Схема устройства паровой турбины,
б) Расположение на валу ее турбины лопаток: а — направляющих, b —
рабочих
Весьма важной для электрических станций является возможность строить
турбины на громадные мощности (до 1 000 000 кВт и более), значительно
превышающие максимальные мощности других типов тепловых двигателей. Это
обусловлено равномерностью вращения вала турбины. При работе турбины
отсутствуют толчки, которые получаются в поршневых машинах при движении
поршня взад и вперед.
Поршневая паровая машина. Основы конструкции поршневой паровой машины,
изобретенной в конце XVIII века[2], в основном сохранились до наших дней. В
свое время паровая машина дала технике, до того почти не знавшей машин-
двигателей, новое мощное средство развития. В настоящее время она частично
вытеснена другими типами двигателей. Однако у нее есть свои достоинства,
заставляющие иногда предпочесть ее турбине. Это — простота обращения с ней,
возможность менять скорость и давать задний ход.
Устройство паровой машины показано на рисунке. Основная ее часть —
чугунный цилиндр 1, в котором ходит поршень 2. Рядом с цилиндром расположен
парораспределительный механизм. Он состоит из золотниковой коробки, имеющей
сообщение с паровым котлом. Кроме котла, коробка посредством отверстия 3
сообщается с конденсатором (в паровозах чаще всего просто через дымовую
трубу — с атмосферой) и с цилиндром посредством двух окон 4 и 5. В коробке
находится золотник 6, движимый специальным механизмом посредством тяги 7
так, что, когда поршень движется направо (рис. а), левая часть цилиндра
через окно 4 сообщается с паровым котлом, а правая — через окно 5 с
атмосферой. Свежий пар входит в цилиндр слева, а отработанный пар из правой
части цилиндра уходит в атмосферу. Затем, когда поршень движется налево
(рис. б), золотник передвигается так, что свежий пар входит в правую часть
цилиндра, а отработанный пар из левой части уходит в атмосферу. Пар
подается в цилиндр не во все время хода поршня, а только в начале его.
После этого благодаря особой форме золотника пар отсекается (перестает
подаваться в цилиндр) и работа производится расширяющимся и охлаждающимся
паром. Отсечка пара дает большую экономию энергии. На паровозах обычно
установлены два цилиндра (иногда больше). Пар поступает сначала в один
цилиндр, а затем во второй. Так как пар в первом цилиндре расширяется, то
диаметр второго цилиндра значительно больше первого. На паровозах, как
правило, ставятся огнетрубные котлы; имеется пароперегреватель.
Устройство цилиндра и золотниковой коробки паровой машины а) Пар
входит в цилиндр слева б) Пар входит в цилиндр справа
В конце IX и начале XX века строили паровозы, выпускающие пар в
атмосферу. Впоследствии на паровозах ставили конденсаторы, и пар в них
циркулировал так же, как и в паросиловой станции[3].
Конденсатор. Как было указано ранее, после турбины или поршневой
машины пар поступает в конденсатор, играющий роль холодильника. В
конденсаторе пары должны превратиться в воду. Но пар конденсируется в воду
только в том случае, если отводится выделяющаяся при конденсации теплота
испарения. Это делают при помощи холодной воды. Например, конденсатор может
быть устроен в виде барабана, внутри которого расположены трубы с проточной
холодной водой.