валу так, что при каждом такте по крайней мере один из цилиндров работает.
Чтобы двигатель начал работать, его надо привести в движение внешней силой.
В автомобилях это делается при помощи особого электромотора, питающегося от
аккумулятора (стартер).
[pic]
Схема устройства водяного охлаждения цилиндров двигателя автомобиля
Добавим, что необходимой частью двигателя является приспособление для
охлаждения стенок цилиндров. При чрезмерном перегревании цилиндров
наступает пригорание масла, возможны преждевременные вспышки горючей смеси
и детонация (взрыв горючей смеси вместо сгорания, имеющего место при
нормальной работе). Детонация не только вызывает понижение мощности, но и
разрушительно действует на мотор. Охлаждение цилиндров производится
проточной водой, отдающей теплоту воздуху, или непосредственно воздухом.
Вода циркулирует, омывая цилиндры 1. Движение воды вызывается нагреванием
ее вблизи цилиндров и охлаждением в радиаторе 2. Это — система медных
трубок, по которым протекает вода. В радиаторе вода охлаждается потоком
воздуха, засасываемого при движении вентилятором 3.
Кроме четырехтактных двигателей, существуют менее распространенные
двухтактные двигатели.
Двигатель внутреннего сгорания обладает рядом преимуществ, являющихся
причиной его широкого распространения (компактность, малая масса). С другой
стороны, недостатками двигателя являются: а) то, что он требует жидкого
топлива высокого качества; б) невозможность получить при его помощи малую
частоту вращения (при малом числе оборотов, например не работает
карбюратор). Это заставляет прибегать к разного рода приспособлениям для
уменьшения частоты вращения (например, к зубчатой передаче).
Коэффициент полезного действия двигателя внутреннего сгорания.
Присматриваясь к условиям, при которых производится работа в двигателе
внутреннего сгорания, мы видим сходство с условиями, при которых
производится работа в паровом двигателе. Здесь тоже имеется наличие
разности температур: с одной стороны, источник тепла (в данном случае
источником тепла является химическая реакция горения) создает высокую
температуру рабочего вещества; с другой стороны, имеется громадный
резервуар, в котором рассеивается получающаяся теплота,— атмосфера; она
играет роль холодильника.
Энергетический баланс автомобильного двигателя
Так как температура газов, получающихся при сгорании смеси внутри
цилиндра, довольно высока (свыше 1000 °С), то к. п. д. двигателей
внутреннего сгорания может быть значительно выше к. п. д. паровых
двигателей. На практике к. п. д. двигателей внутреннего сгорания равен
обычно 20—30 %. Примерный энергетический баланс двигателя автомобильного
типа показан на рисунке.
Двигатель Дизеля. Как повысить к.п.д. двигателя внутреннего сгорания?
И расчеты и опыты показывают, что для этого надо употреблять большую
степень сжатия (отношение между наибольшим и наименьшим объемами цилиндра,
см. рис.). При большом сжатии горючая смесь сильнее нагревается и
получается более высокая температура во время горения смеси. Однако в
двигателях автомобильного типа нельзя употреблять сжатие более 4—5-
кратного. При большей степени сжатия горючая смесь нагревается в течение
второго такта настолько, что воспламеняется раньше, чем нужно, и
детонирует.
Это затруднение обойдено в двигателе, сконструированном в конце XIX
века Р. Дизелем (двигатель Дизеля или просто дизель). Устройство дизеля
схематически показано на рис. 528. В дизеле подвергается сжатию не горючая
смесь, а чистый воздух. Сжатие применяется 11—12-кратное, причем получается
нагревание воздуха до 500— 600 °С. Когда сжатие заканчивается, в цилиндр
вбрызгивается жидкое топливо. Делается это при помощи особой форсунки,
работающей от сжатого воздуха, нагнетаемого компрессором[4]. Зажигание
разбрызганной и испарившейся нефти происходит вследствие высокой
температуры, получившейся в цилиндре при сжатии, и не требует никаких
вспомогательных поджигающих устройств. Во время горения нефти,
продолжающегося значительно дольше, чем горение смеси бензин — воздух в
автомобильном двигателе, поршень движется вниз и производит работу. Затем
производится выбрасывание отработанных газов.
Дизель оказался более экономичным двигателем, чем бензиновый (к. п. д.
около 38 %). Он может иметь значительно большую мощность. Дизели ставят на
судах (теплоходах), тепловозах, тракторах, грузовых автомобилях, небольших
электростанциях. Большим преимуществом дизеля является то, что он работает
на дешевых «тяжелых» сортах топлива, а не на дорогом очищенном бензине.
Кроме того, дизели не нуждаются в особой системе зажигания. Однако в тех
случаях, когда требуется минимальный вес двигателя при данной мощности,
дизели оказываются менее выгодными.
Схема двигателя Дизеля
Реактивные двигатели. Реактивная струя создается реактивным
двигателем, являющимся по существу двигателем внутреннего сгорания. На
рисунке показана схема устройства одного из типов реактивных двигателей,
устанавливаемых на самолетах. Двигатель заключен в цилиндрический корпус,
открытый спереди (воздухоприемное отверстие) и сзади (выходное сопло).
Воздух входит в переднее отверстие (это показано стрелками) и попадает в
компрессор, состоящий из ряда лопаток, укрепленных на вращающихся колесах.
Компрессор гонит воздух вдоль оси двигателя, уплотняя его при этом. После
компрессора воздух поступает в камеру, в которую впрыскивается горючее.
Получается горючая смесь, которая воспламеняется, образуя газы высокой
температуры и высокого давления. Газы направляются к выходному соплу, по
пути приводя в действие газовую турбину, вращающую компрессор, а затем
вырываются через сопло из заднего отверстия двигателя. Газы, покидающие
двигатель и получающие огромную скорость в направлении назад, действуют на
самолет с силой реакции, направленной вперед. Эта сила и приводит в
движение самолет.
Схема устройства реактивного двигателя
Передача теплоты от холодного тела к горячему. Мы убедились на ряде
примеров, что работа производится тогда, когда теплота переходит от
горячего тела (нагревателя) к холодному (холодильнику), причем холодильник
получает меньше теплоты, чем отдает нагреватель. Внутренняя энергия
нагревателя убывает не только потому, что он передает теплоту холодильнику,
но также и потому, что производится работа.
Выясним, при каких условиях имеет место обратный процесс — передача
теплоты от холодного тела к горячему?
Примером такого рода могут служить холодильные машины, применяемые в
пищевой промышленности (для изготовления мороженого, для хранения мяса и т.
п.). Схема устройства компрессорной холодильной машины является обратной
устройству паросиловой установки.
Она показана на рисунке. Рабочим веществом в холодильной машине обычно
служит аммиак (иногда углекислый газ, сернистый ангидрид или какой-либо из
галоидоводородов, получивших специальное название «фреоны»). Компрессор 1
нагнетает пары аммиака под давлением 12 атм в змеевик 2 (он соответствует
конденсатору). При сжатии пары аммиака нагреваются, и их охлаждают в баке 3
проточной водой. Здесь пары аммиака обращаются в жидкость. Из змеевика 2
аммиак через вентиль 4 поступает в другой змеевик 5 (испаритель), где
давление около 3 атм.
Схема устройства компрессорной холодильной машины
При прохождении через вентиль часть аммиака испаряется и температура
понижается до —10 °С. Из испарителя аммиак отсасывается компрессором.
Испаряясь, аммиак заимствует теплоту, необходимую для испарения, от
окружающего испаритель соляного раствора (рассола). Вследствие этого рассол
охлаждается примерно до —8°С. Таким образом, рассол играет роль холодного
тела, отдающего теплоту горячему телу (проточной воде в баке 3). Струя
охлажденного рассола направляется по трубам в охлаждаемое помещение.
Искусственный лед получают, погружая в рассол металлические коробки,
наполненные чистой водой.
Кроме компрессорных холодильных машин, для бытовых целей применяют
абсорбционные холодильные машины, где сжатие рабочего газа достигается не
при помощи компрессора, а путем абсорбции (поглощения, растворения) в
подходящем веществе. Так, в бытовом холодильнике крепкий водный раствор
аммиака (NH3) нагревается электрическим током в генераторе 1 и выделяет
газообразный аммиак, давление которого достигает 20 атм. Газообразный
аммиак после осушки (в осушителе, не показанном на схеме) конденсируется в
конденсаторе 2. Сжиженный аммиак поступает в испаритель 3, где он вновь
превращается в газ, заимствуя у испарителя значительное количество теплоты.
Газообразный аммиак абсорбируется (растворяется в воде) в абсорбере 4, где,
таким образом, вновь образуется крепкий раствор аммиака, который перетекает
в генератор 1, вытесняя оттуда обедненный (после выделения газа) раствор в
абсорбер. Так осуществляется непрерывный цикл, причем внутри охлаждаемого
объема (шкафа) помещается испаритель (сильно охлаждаемый при испарении
аммиака), а все остальные части расположены вне шкафа.
Схема устройства абсорбционной холодильной машины
Возникает вопрос, почему в конденсаторе газообразный аммиак сжижается,
а в испарителе он испаряется, хотя температура испарителя ниже, чем
температура конденсатора? Это достигается благодаря тому, что вся система
заполнена водородом при давлении около 20 атм. Когда нагревают генератор,
то газообразный аммиак выделяется из кипящего раствора, причем давление его
доходит примерно до 20 атм. Аммиак вытесняет водород из верхней части
генератора и конденсатора в испаритель и абсорбер. Таким образом, аммиак в
конденсаторе находится под собственным высоким давлением и поэтому
сжижается при температуре, близкой к комнатной, в испаритель же жидкий
аммиак попадает под низким парциальным давлением, а находящийся в
испарителе водород обеспечивает нужное суммарное давление, равное давлению
в конденсаторе и других частях системы.
Смесь водорода и газообразного аммиака из испарителя переходит в
абсорбер, где аммиак растворяется в воде, что вызывает нагревание раствора,
а водород проходит сквозь теплый раствор и, нагревшись там, переходит
благодаря конвекции в холодный испаритель. На место же растворившегося
аммиака в испарителе испаряются его новые порции, вызывая дальнейшее
охлаждение испарителя. Преимущество этой конструкции состоит в отсутствии
движущихся механических частей. Циркуляция аммиачного раствора (между 1 и
4) и циркуляции водорода (между 4 и 3) осуществляется за счет разности
плотностей, обусловленной разностью температур (раствор в 1 горячее, чем в
4, а водород в 4 теплее, чем в 3).
Итак, чтобы осуществить передачу теплоты от холодного тела к горячему,
нужно произвести работу внешней силой. При этом горячее тело получит не
только то количество теплоты, которое отдано холодным телом, но также и то,
которое эквивалентно произведенной работе.
-----------------------
[1] Слово «машина» употребляется в смысле «двигатель» — устройство,
совершающее работу за счет получаемой теплоты, тогда как раньше мы говорили
о простых машинах, понимая под ними механизмы, передающие работу,
[2] Ф. Энгельс говорит, что «паровая машина была первым действительно
интернациональным открытием» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч.— 2-е изд., т. 14,
с. 570). Энгельс упоминает Папина (француз), Лейбница (немец), Сэвери и
Ньюкомена (англичане), а также Уатта (англичанин), придавшего «паровой
машине в принципе ее современный вид». Энгельсу в то время не были известны
материалы о русском горном инженере, работавшем на Урале и в Сибири, И. И.
Ползунове (1728—1766), на 21 год раньше Уатта разработавшем проект паровой
машины.
[3] В наше время паровозы почти вытеснены тепловозами и электровозами
[4] В некоторых типах дизелей компрессор отсутствует и вбрызгивание
топлива производится насосом, дающим очень большое давление.
-----------------------
с)
Лопатки на рабочем колесе паровой турбины
Устройство поршня двигателя внутреннего сгорания. Справа показано
присоединение шатуна к поршню
Устройство карбюратора
Степень сжатия есть отношение объема газа в цилиндре при положении поршня I
к объему при положении поршня II