5. Начало войны
В войне с Советским Союзом особую роль гитлеровцы отводили своей
авиации, которая к этому времени уже завоевала полное господство в
воздухе на Западе. В основном план использования авиации на Востоке
намечался такой же, как и война на Западе: сперва завоевать господство в
воздухе, а затем перебросить силы на поддержку наземной армии. Обозначив
сроки нападения на Советский Союз, гитлеровское командование поставило
перед "Люфтваффе" следующие задачи:
1.Внезапным ударом по советским аэродромам разгромить советскую
авиацию.
2.Добиться полного господства в воздухе.
3.После решения двух первых задач переключить авиацию на поддержку
сухопутных войск непосредственно на поле боя.
4.Нарушить работу советского транспорта, затруднять переброску
войск, как во фронтовой полосе, так и в тылу.
5.Бомбардировать крупные промышленные центры - Москву, Горький,
Рыбинск, Ярославль, Харьков, Тулу.
Утром 22 июня 1941 года, вероятно на 2-3 недели опередив СССР,
Германия нанесла сокрушительный удар по нашим аэродромам. Только за 8 часов
войны были потеряны 1200 самолетов, произошла массовая гибель летного
состава, были уничтожены хранилища и все запасы. Историки отмечали
странную "скученность" нашей авиации на аэродромах накануне войны и
сетовали на "ошибки" и "просчеты" командования /т.е. Сталина/ в оценке
событий. На самом же деле, "скученность" предвещает планы
сверхмассированного удара по целям и уверенность в безнаказанности, чего и
не случилось. Летный состав ВВС, особенно бомбардировочный, ввиду нехватки
истребителей поддержки нес большие потери, произошла трагедия гибели
пожалуй самого совершенного и мощного воздушного флота в истории
человечества, который предстояло заново возродить под ударами противника.
Нужно признать, что свои планы воздушной войны гитлеровцам удалось в
1941-м и первой половине 1942 года в значительной мере реализовать. Против
Советского Союза были брошены почти все наличные силы гитлеровской авиации,
в том числе части, снятые с Западного фронта. При этом предполагалось, что
после первых же успешных операций часть бомбардировочных и
истребительных соединений будут возвращены на Запад для войны с Англией. В
начала войны гитлеровцы имели не только количественное превосходство. Их
преимуществом являлось и то, что летные кадры, принимавшие участие в
воздушном нападении, уже прошли серьезную школу боев с французскими,
польскими и английскими летчиками. На их стороне был также изрядный опыт
взаимодействия со своими войсками, приобретенный в войне против стран
Западной Европы.
Старые типы истребителей и бомбардировщиков, такие, как И-15, И-
16, СБ., ТБ-3 не могли соперничать с новейшими "Месстершмиттами" и
"Юнкерсами". Тем не менее, в развернувшихся воздушных боях даже на
устаревших типах самолетов, русские летчики наносили немцам ущерб. С 22
июня по 19 июля Германия потеряла 1300 самолетов только в воздушных боях.
Вот что пишет по этому поводу немецкий генштабист Греффат: "За
период с 22 июня по 5 июля 1941 года немецкие военно-воздушные силы
потеряли 807 самолетов.
6. Эвакуация авиационной промышленности
К октябрю 1941 года армии Вермахта подошли к Москве, были заняты
города, поставляющие комплектующие для авиазаводов, пришло время эвакуации
заводов и КБ Сухого, Яковлева и др. в г. Москве, Ильюшина в Воронеже,
требовали эвакуации все заводы европейской части СССР. Выпуск самолетов в
ноябре 1941 года сократился более чем в три с половиной раза.
Уже 5 июля 1941 года Совнарком СССР принял решение об эвакуации из
центральных районов страны части оборудования некоторых заводов
авиаприборов для дублирования их производства в Западной Сибири, а через
некоторое время пришлось выносить решение об эвакуации всей
авиапромышленности.
9 ноября 1941 года Государственный комитет обороны утвердил графики
восстановления и пуска эвакуированных заводов и планы производства.
Была поставлена задача не, только восстановить выпуск самолетов, но
и значительно увеличить их количество и качество. В декабре 1941 года
план производства самолетов удалось выполнить менее чем на 40 процентов, а
моторов - только на 24 процента.
В тяжелейших условиях, под бомбами, в холод, стужу сибирских зим один
за другим были пущены заводы-дублеры. Уточнялись, упрощались
технологии, находили применение новые виды материалов /не в ущерб
качеству/, за станки встали женщины и подростки.
Для фронта имели свое значение и поставки по ленд-лизу. На протяжении
всей второй мировой войны самолетов было поставлено 4-5 процентов общего
производства самолетов и другого вооружения, произведенного в США. Однако,
ряд материалов, и оборудования поставляемых США, Англией, был уникален и
незаменим для России /лаки, краски, др. химические вещества, приборы,
инструменты, оборудование, медикаменты и т.д./, что нельзя
охарактеризовать, как "малозначимое" или второстепенное.
7. Положение улучшается
Перелом в работе отечественных авиазаводов наступил примерно к
марту 1942 г. Одновременно с этим рос боевой опыт наших летчиков.
Только за период с 19 ноября по 31 декабря 1942 года в боях за Сталинград
люфтваффе лишились 3000 боевых самолетов. Наша авиация стала действовать
более активно и показала всю свою боевую мощь на Северном Кавказе.
Появились Герои Советского Союза. Это звание присваивалось как за сбитые
самолеты, так и за количество боевых вылетов.
В СССР была образована эскадрилья "Нормандия-Неман", укомплектованная
добровольцами французами. Летчики воевала на самолетах ЯК.
Среднемесячное производство самолетов поднялось с 2,1 тыс. в 1942
году до 2,9 тыс. в 1943 году. Всего в 1943 году промышленность выпустила
35 тыс. самолетов на 37 процентов больше, чем в 1942 году. В 1943 году
заводы изготовили 49 тыс. моторов, почти на 11 тыс. больше, чем в 1942
году. Еще в 1942 году СССР перегнал Германию в выпуске самолетов -
сказались героические усилия наших специалистов и рабочих и
"успокоенность" или неготовность Германии, не мобилизовавшей заранее
промышленность под условия войны.
8. Завершение войны
В Курском сражении летом 1943 года Германия применяла значительные
количества авиатехники, однако, мощь ВВС впервые обеспечила господство в
воздухе. Так, например, только в течение часа в один из дней операции
наносился удар силой 411 самолетов и так тремя волнами в течение дня.
К 1944 году фронт получал около 100 самолетов ежедневно, в т.ч. 40
истребителей.
Модернизировались боевые основные машины. Появились самолеты с
улучшенными боевыми качествами ЯК-3, ПЕ-2, ЯК 9Т, Д, ЛА-5, ИЛ-10.
Немецкие конструкторы также модернизировали самолеты. Появились "Ме-109Ф,
Г, Г2" и т.д.
К концу войны появилась проблема увеличения дальности
истребительной авиации - аэродромы не успевали за фронтом.
Конструкторы предложили установку дополнительных бензобаков на самолетах,
начало применяться и реактивное оружие. Развивалась радиосвязь, в ПВО
нашла применение радиолокация. Все сильнее наносились бомбовые удары. Так,
17 апреля 1945 года бомбардировщики 18 воздушной армии в районе
Кенигсберга за 45 минут произвели 516 боевых вылетов и сбросили 3743
бомбы общим весом 550 т.
В воздушной битве за Берлин со стороны противника приняло участие 1500
болевых самолетов, базирующихся на 40 аэродромах под Берлином. В истории
это - самое самолетонасыщенное воздушное сражение, при этом следует
учесть высочайший уровень боевой подготовки обеих сторон. В "Люфтваффе"
воевали асы, сбившие по 100,150 и более самолетов /рекорд - 300 сбитых
боевых самолета/.
В конце войны немцы применили реактивную авиацию, значительно
превосходившую винтомоторную в скорости - /Ме-262 и др./. Тем не менее, и
это не помогло. Наши летчики в Берлине совершили 17,5 тыс. боевых вылетов и
полностью разгромили воздушный немецкий флот.
9. Анализ отечественной и зарубежной авиационной техники периода
войны
Анализируя военный опыт можно заключить, что наши самолеты, раз
сработанные в период 1939-1940 г.г. располагали конструктивными резервами
для последующей модернизации. Попутно следует отметить, что в СССР не
все типы самолетов принимались на вооружение. Например, в октябре 1941
года было прекращено производство истребителей МиГ-3, а в 1943 году -
бомбардировщиков ИЛ-4.
Авиационная промышленность СССР произвела в 1941 году 15 735 самолетов.
В тяжелом 1942 году, в условиях эвакуации авиационных предприятий выпущено
25 436 самолетов, за 1943 год - 34 900 самолетов, за 1944 год - 40 300
самолетов, за первую половину 1945 года выпущено 20900 самолетов. Уже
весной 1942 года все заводы, эвакуированные из центральных областей СССР
за Урал и в Сибирь, полностью освоили производство авиационной техники и
вооружений. Большинство этих заводов на новых местах в 1943 и 1944 годах
давали продукции в несколько раз больше, чем до эвакуации.
Германия обладала помимо собственных ресурсов ресурсами покоренных
стран. За 1944 год немецкие заводы выпустили 27,6 тысячи самолетов, а наши
заводы давали в тот же период 33,2 тысячи самолетов. В 1944 году выпуск
самолетов в 3,8 раза превысил цифры 1941 года. В первые месяцы 1945
года авиапромышленность готовила технику к завершающим боям. Так,
Сибирский авиационный завод N 153, выпустивший во время войны 15 тысяч
истребителей, в январе-марте 1945 года передал фронту 1,5 тыс.
модернизированных истребителей.
Успехи тыла позволили укрепить ВВС страны. К началу 1944 года ВВС
имели 8818 боевых самолетов, а немецкие - 3073. По числу самолетов СССР
превосходил Германию в 2,7 раза. К июню 1944 года ВВС Германии имели на
фронте уже только 2776 самолетов, а наши ВВС - 14 787. К началу января 1945
года наши ВВС имели 15 815 боевых самолетов. Конструкция наших самолетов
была гораздо проще, чем американских, немецких или английских машин. Это
отчасти и объясняет такое явное преимущество по числу самолетов. К
сожалению не удается сделать сравнение надежности, долговечности и
прочности наших и немецких самолетов, а также произвести анализ
тактического и стратегического применения авиации в войне 1941-1945 г.г. По-
видимому эти сравнения были бы не в нашу пользу и условно уменьшили бы
такую разительную разницу в численности. Тем не менее, пожалуй, упрощение
конструкции было единственным выходом при отсутствии квалифицированных
кадров специалистов, материалов, оборудования и других компонентов для
выпуска надежной и доброкачественной техники в СССР, тем более что, к
сожалению, в российской армии традиционно берут "числом", а не умением.
Совершенствовалось и авиационное вооружение. В 1942 году была
разработана крупнокалиберная 37 мм авиационная пушка, позднее появилась и
пушка калибра 45 мм.
К 1942 году В.Я.Климовым был разработан двигатель М-107 взамен М-
105П, принятый для установки на истребители с водяным охлаждением.
Греффоат пишет: "Рассчитывая на то, что война с Россией, как и война на
Западе, будет молниеносной, Гитлер предполагал после достижения первых
успехов на Востоке перебросить бомбардировочные части, а также необходимое
количество самолетов обратно на Запад. На Востоке должны были остаться
авиасоединения, предназначенные для непосредственной поддержки немецких
войск, а также военно-транспортные части и некоторое количество
истребительных эскадр..."
Немецкие самолеты, созданные в 1935-1936 г.г. в начале войны
возможности коренной модернизации были уже не имели. По мнению немецкого
генерала Бутлера "Русские имели то преимущество, что при производстве
вооружения и боеприпасов ими учитывались все особенности ведения войны в
России и максимально обеспечивалась простота технологии. В результате
этого русские заводы выпускали огромное количество вооружения, которое
отличалось большой простотой конструкции. Научиться владеть таким оружием
была сравнительно легко..."
Вторая мировая война полностью подтвердила зрелость отечественной
научно-технической мысли /это, в конечном итоге, обеспечило в дальнейшем
ускорение внедрения реактивной авиации/.
Тем не менее, каждая из стран шла своим путем в конструировании
самолетов.
Авиационная промышленность СССР произвела в 1941 году 15 735
самолетов. В тяжелом 1942 году, в условиях эвакуации авиационных
предприятий выпущено 25 436 самолетов, за 1943 год - 34 900 самолетов, за
1944 год - 40 300 самолетов, за первую половину 1945 года выпущено 20900
самолетов. Уже весной 1942 года все заводы, эвакуированные из центральных
областей СССР за Урал и в Сибирь, полностью освоили производство
авиационной техники и вооружений. Большинство этих заводов на новых
местах в 1943 и 1944 годах давали продукции в несколько раз больше, чем до
эвакуации.
Германия обладала помимо собственных ресурсов ресурсами покоренных
стран. За 1944 год немецкие заводы выпустили 27,6 тысячи самолетов, а наши
заводы давали в тот же период 33,2 тысячи самолетов. В 1944 году выпуск
самолетов в 3,8 раза превысил цифры 1941 года.
В первые месяцы 1945 года авиапромышленность готовила технику к
завершающим боям. Так, Сибирский авиационный завод N 153, выпустивший во
время войны 15 тысяч истребителей, в январе-марте 1945 года передал фронту
1,5 тыс. модернизированных истребителей.
Успехи тыла позволили укрепить ВВС страны. К началу 1944 года ВВС
имели 8818 боевых самолетов, а немецкие - 3073. По числу самолетов СССР
превосходил Германию в 2,7 раза. К июню 1944 года ВВС Германии имели на
фронте уже только 2776 самолетов, а наши ВВС - 14 787. К на- чалу января
1945 года наши ВВС имели 15 815 боевых самолетов. Конструкция наших
самолетов была гораздо проще, чем американских, немецких или английских
машин. Это отчасти и объясняет такое явное преимущество по числу
самолетов. К сожалению не удается сделать сравнение надежности,
долговечности и прочности наших и немецких самолетов, а также
произвести анализ тактического и стратегического применения авиации в
войне 1941-1945 г.г. По-видимому эти сравнения были бы не в нашу пользу и
условно уменьшили бы такую разительную разницу в численности. Тем не менее,
пожалуй, упрощение конструкции было единственным выходом при отсутствии
квалифицированных кадров специалистов, материалов, оборудования и других
компонентов для выпуска надежной и доброкачественной техники в СССР, тем
более что, к сожалению, в российской армии традиционно берут "числом", а
не умением.
Совершенствовалось и авиационное вооружение. В 1942 году была
разработана крупнокалиберная 37 мм авиационная пушка, позднее появилась и
пушка калибра 45 мм.
К 1942 году В.Я.Климовым был разработан двигатель М-107 взамен М-
105П, принятый для установки на истребители с водяным охлаждением.
Греффоат пишет: "Рассчитывая на то, что война с Россией, как и война на
Западе, будет молниеносной, Гитлер предполагал после достижения первых
успехов на Востоке перебросить бомбардировочные части, а также необходимое
количество самолетов обратно на Запад. На Востоке должны были остаться
авиасоединения, предназначенные для непосредственной поддержки немецких
войск, а также военно-транспортные части и некоторое количество
истребительных эскадр..."
Страницы: 1, 2