«Папа и дети» – определенные приемы PR. Они отражают жизненные ситуации, но
в том ключе и стой стороны, с которой они лучше отвечают образу, полнее его
отражают. Подозрения в их постановочности закрадываются благодаря ракурсам,
постоянно слишком правильным и удачным – повороты головы, положение рук и
т. д. Возможно Папа Римский в действительности очень статен и фотограф
профессионально выбирает удачные точки съемки и ракурсы.
В конце концов, вряд ли автор снимков ставил целью показательную
демонстрацию привлекательности образа. Эстетика этих фотографий так же
однозначна, как их репортажность. Правдоподобие снимков Габриэля Бойза
также подтверждается тем, что в материале есть фотографии других
журналистов, выполненные в том же ключе (Джим Холландер из Reuters и Джанни
Джансанти из Corbis Sygma). Фотожурналисты – непосредственные свидетели,
участники события приезда Папы Римского. И они оперативно и динамично
рассказывают эту «историю события» в своих снимках.
Вместе в одном материале снимки нескольких фотографов, снимающих одно
и то же событие, создают полный и объективный репортаж.
Фотографии раскрывают внутреннее состояние Папы Римского: когда он
молится, когда обращается с речью к израильскому народу, когда
разговаривает с Арафатом. Снимки сделаны на пределе выразительности. Их
эмоциональное воздействие обусловливается также характером подачи
фотографий в журнале. На 5-ти разворотах (10 полосах) опубликовано пять
больших цветных фотографий, занимающих по площади 80% всего материала.
Текст к фотографиям содержит подробный рассказ о пребывании Папы в
Иерусалиме, но фотографии говорят сами за себя. Все эпитеты остаются на
снимках.
Информационные фотоматериалы, публикуемые в «Тайм», в основном,
сделаны в жанре репортажа, который наиболее полно и документально
запечатлевает выхваченные из жизни моменты. Такие фотографии помещаются в
рубрике злободневной информации, как самостоятельные сюжеты
действительности.
Другой тип фотографий, публикуемых на страницах журнала – это
снимки, иллюстрирующие текстовые материалы. О них речь пойдет в следующей
главе.
ГЛАВА II
ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ НА СТРАНИЦАХ
ЖУРНАЛА «ТАЙМ»
«Фотоиллюстрацию по своему функциональному значению условно можно
разделить на 2 вида: снимки, иллюстрирующие жест, и снимки выполняющие
оформительские задачи»*.
Исходя из того, что фотоиллюстрация может выполнять разные функции, в
журнале «Тайм» мы рассмотрим отдельно оба вида.
Фотографий, иллюстрирующих текстовые материалы (1), на страницах
журнала «Тайм» несомненно больше. Во многих случаях они включают в себя и
оформительские функции, тогда как второй вид иллюстраций (2) служит только
визуальным незначительным компонентом, воспринимающимся как украшение
полосы. Фотоиллюстрации в каждом номере занимают порядка 3 – 7 полос. Они
часто встречаются в рубриках “People”, “Milestones”, “Traveler’s Advisory”,
“The Arts: Books, Music, Theatre”. Такого рода фотографии дополняют,
обогащают текстовые материалы, подкрепляя их визуальным рядом. Постоянная
рубрика “Winners & Loosers”, сообщающая об известных политиках, деятелях
науки, бизнесменах, которые умерли или ушли в отставку, обанкротились или
заключили удачную сделку. Фотопортреты этих рубрик не претендуют на
самостоятельную информационную значимость. Они передают облик человека, о
котором рассказывается в текстовой части. В то же время, фотоиллюстрации
являются частью материала, так как именно она делает человека узнаваемым.
В большинстве случаев фотоиллюстрации для “Milestones” и “Winners &
Loosers” предоставлена агентством Associated Press (75%); остальные 25% -
агентством Reuters. Выбор этих информационных агентств обусловливается
оперативностью и четкостью информации. Форма подачи фотоиллюстраций в этих
рубриках всегда одинакова: фотопортреты в начале каждой заметки площадью
около 6 см2.
Фотоиллюстрации раздела “People” более выразительны. Они не существуют
без текста, и в то же время они передают впечатление, которое не под силу
выразить через слова. Фотопортреты людей занимают в этой рубрике
(предпоследняя полоса журнала) около половины площади.
В разделе “People” собраны фотографии известных людей из всех областей
деятельности со всех стран Света. Глубокий и сильный портрет Матери Терезы
- глаза, полные любви и боли, и рядом Шер в безумных перьях, Уэльская
принцесса и Мэрил Стрип. Все эти снимки мирно и гармонично существуют на
одной полосе «Тайма», преподнесенные с чувством юмора и вкуса. На
фотографиях в «Тайме» выхвачены подлинные моменты из жизни, люди показаны
такими, какие они есть, а не теми, какие они перед камерой. Это, в первую
очередь, касается звезд шоу-бизнеса, знаменитостей (Чад Лоу, Катрин Денев -
№ 14, 10 апреля 2000, Принц - № 23, 6 декабря 1999, Альмодовар - № 21, 22
ноября 1999).
Вообще, разглядывать лица людей всегда безумно интересно, будь то
знаменитость или незнакомое лицо. Порой фотографии людей, которые видишь в
первый раз, дают почву для размышлений и эмоций намного больше, чем
знакомые портреты. Но в «Тайме» печатаются такие снимки, которые
притягивают внимание и действительно занимательны.
Раздел “People” в 14 номере посвящен полностью церемонии Оскара. При
всей избитости Темы и примелькавшихся лиц фотографии не теряют своей
способности заинтересовывать. Они очень привлекательны. Таким образом, что
иллюстративный материал становится ведущим, тогда как в остальных номерах
периода с ноября 1999 по апрель 2000 гг. фотоиллюстрации – не более чем
облик человека, описываемый в тексте. Несмотря на то, что это только облик,
он интересен, потому что автор (Кивьер – SIPA, Карибад – Celebrity Photo, -
№ 14) ищет и открывает в человеке что-то новое. Например, Педро Альмодовара
мы видим на фотографии, жадно сжимающего в руках оскаровскую статуэтку, как
будто он делал фильмы ради этого.
В каком стиле в разделе “People” «Тайм» публиковал фотографии 10 лет
назад, в таком публикует и сейчас: иронично, правдоподобно и с чувством
юмора. 10 лет назад в 15 номере «Тайма» (1989) была опубликована фотография
Раджнеша с золотыми часами, сразу бросающимися в глаза при взгляде на
снимок. Руки сложены на груди. В тексте к портрету по-журналистски трезво и
со здоровым цинизмом этично замечается, что этот человек, через которого
говорит Будда, ездит каждый день из дома на работу и обратно в роллс-ройсе,
оборудованном TV, кондиционером и баром. Заметка заканчивается расхожей
американской фразой “some guys never change”. Так рассуждает «Тайм» о людях
в разделе “People”. В апрельских номерах 2000 года он так же лаконично
говорит о Мадонне (№ 13, 3 апреля), о бизнесменах, о принце Уильяме.
Рубрика “People” в № 25 (20 декабря 1999) называется «Лучшие люди’99», в
которой главным героем становится танцующий Рики Мартин (фото Джефри Боана
из LIASON), портрет которого размером почти во всю полосу и персонаж «Мини-
мы» из кинофильма «Остин Пауэрс» – два совершенно нехарактерных для «Тайм»
портрета.
За красивой формой портретов раздела “People” все же трудно увидеть
глубокое и проникновенное содержание. В них нет того внутреннего
психологизма, который есть в информационных портретах репортажных
событийных рубрик: “World Watch”, “Images”, “View Point”. Возможно, что
сама рубрика “People” располагает к более легкому, поверхностному
восприятию. И сами иллюстрации, несмотря на свою достоверность, остаются
привлекательными внешними слепками. Но это касается только рубрики
“People”, где портреты являются только фотоиллюстрациями.
В портретных материалах фотопортреты, иллюстрирующие информацию,
сделаны близко и открыто.
Такие фотографии позволяют увидеть детали, которые недопустимы в
парадных портретах, например, глубокие морщины, лопнувшие сосуды в глазах
(Питер Андреус из Reuters, Джоел Саджет из АР – 10 апреля 2000).
Интересна формой подачи фотография Била Гейтса в 20-ом номере (15
апреля1999). Лицо компьютерного магната занимает почти 2 полосы разворота,
еле помещаясь в границах кадра, и производит впечатление большого человека.
Автор портрета – Марк Уилстон из Reuters, статья называется «Монополия Била
Гейтса». Как только «Тайм» удается находить такие нехарактерные, но в то же
время четкие сущностные фотографии! Снимок сильно контрастирует с черно-
белым портретом Гейтса, опубликованном в предыдущем номере (№19).
Многие портреты в «Тайм» занимают около половины полосы. Такая форма
подачи фотоизображения дает возможность вглядываться в лица, читать
заключенный во взгляде смысл. Ярким примером такой фотоиллюстрации к
текстовому репортажу служит публикация о социальных сиротах в №24 (13
декабря 1999). Статья посвящена африканским детям-сиротам, инфицированным
СПИДом. Фотоматериалы к этому исследованию составляют около 75% общего
объекта. Они выполнены Малколмом Линтоном из LIASON. Текстовая часть
является основой материала, в которой говорится о проблемах, провоцирующих
рост количества инфицированных детей, приводятся цифры, высказывания
медицинских работников. Полторы полосы полностью занимают фотографии детей.
Каждый ребенок сфотографирован в отдельности. Над фотографией написан его
ответ на вопрос, что ему нужно для жизни. Дети повзрослее (5 – 10 лет)
отвечали практично, что им нужны какие-то инструменты, велосипед, одежда,
деньги. Маленькие дети говорили, что им нужно где-то жить. При этом
большинство детей ответили, что им нужно то, что не купишь ни за какие
деньги – семья. Фотографии Линтона иллюстрируют проблему со всей глубиной,
сообщая о ней через журнал «Тайм» всему миру.
В «Тайм» в основном публикуются материалы о проблемах, которые значимы
для многих народов и регионов. Поэтому периодически выходят специальные
номера, около 40% материалов которых посвящены одной теме. Например, выпуск
№ 16 (24 апреля 2000 г.), посвященный исследованию гормона тестостерона и
его влиянию на организм (статья начинается со слов «Что бы Вы о нем не
думали, это очень актуальная тема для обсуждения; Или, к примеру, номер
журнала «Тайм» 13 декабря 1999, многие из статей которого вышли под
заглавием “The Cost of Europe” (Цена Европы) с фотоиллюстрацией Мартина
Парра из агентства «Магнум». В таких тематических номерах много