Государственный аппарат и его структура
Государственный аппарат и его структура
Для раскрытия темы работы необходимо предварительно рассмотреть базовые, основополагающие принципы, на которых строится управление любым государством. Воспользуемся для проведения этого анализа исследованиями в области общей теории управления социальными процессами и основными положениями теории насилия.
В основу общей теории управления положены два исходных принципа:
1. мир целостен и един
2. происходящие в мире процессы взаимосвязаны и взаимовложены один в другой
Разработчики общей теории управления считают, что мы живем в толпо-элитарном обществе.
ТОЛПА – большинство, которое живет по авторитету, образцу, по примеру лидера (тот, кто подчиняется). Разочаровавшись в одном авторитете, толпа следует другому.
ЭЛИТА – меньшинство, которое управляет толпой.
ЗАКУЛИСА – относительно небольшая группа, знает всеобщие законы развития, вырабатывает идею этого развития и внедряет ее в элиту.
Для осуществления управления необходимо обладание определенной информацией.
1 уровень информации – обладает закулиса – все систематизированные знания о состоянии мировых процессов.
2 уровень – обладает элита – часть разрозненных систематизированных знаний.
3 уровень – дается толпе – элементы несистематизированных знаний.
При этом управление может осуществляться по трем схемам:
1. Программное управление.
Реализуется элитой, обратные связи запаздывают (пример: пятилетки)
2. Программно-адаптивное.
Оцениваются промежуточные результаты в плане, при необходимости осуществляется корректировка этого плана.
3. Управление по схеме "предсказатель-поправщик" (предиктор-корректор)
Не ждет результатов, а непрерывно разрабатывает новые цели и планы их достижения.
Основное средство управления – власть.
Виды власти (по важности):
1. Концептуальная власть.
Самая важная. Различает факторы и исходя из законов вырабатывает цели развития. Всегда работает по схеме 3 (предсказатель-поправщик)
2. Идеологическая или политическая.
Облекает концепцию в притягательную для толпы форму.
3. Законодательная.
Под концепции подводит нормы права.
4. Исполнительная
Реализует.
5. Судебная.
Следит за соблюдением законности.
Остановимся кратко на рассмотрении основных положений теории насилия:
Средства борьбы за власть (Обобщенные виды оружия):
1. КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ оружие
- мировоззренческая философская информация
- философский взгляд на Вселенную, на добро и зло
- решения по основным направлениям развития народов и государств (капитализм, социализм и др.)
- методологические стереотипы (индивидуализм, коллективизм, борьба классов и др.)
2. ХРОНОЛОГИЧЕСКОЕ оружие
- информация о хронологическом порядке вещей, событий, процессов и др.
3. ФАКТОЛОГИЧЕСКОЕ оружие
- прикладная информация о технологиях, в том числе и социальных (религиозные, политические и др.)
4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ оружие
- мировые деньги, кредитные организации, блокады, эмбарго и др.
5. оружие ГЕНОЦИДА
- то, что может изменить генофонд народа (ядерное, биологическое, химическое, генно-этническое, алкоголь, наркотики и др.)
6. ОБЫЧНОЕ оружие физического поражения
- ножи, пистолеты, пушки, танки, ракеты, самолеты, корабли и др.
Первые три вида – чисто информационные виды оружия,
5 и 6 – материальные.
4 – экономическое – частично материальное, частично информационное.
Перейдем к более подробному анализу структуры государственной власти на примере Российской Федерации.
Концептуальная власть в России.
Находится в стадии активного формирования. Основные концепции развития и жизнеустройства выражены лексически. Идет информационное преобразование общества. В своей деятельности концептуальная власть действует по схеме управления 3 (предсказатель-поправщик), управление в основном бесструктурное.
Идеологическая власть в России.
Находится в кризисе. Политическое поле разделено между партиями, представленными в Федеральном собрании РФ и структурах исполнительной власти (Единая Россия, ЛДПР, Родина, КПРФ), но исчерпавшими свой идеологический ресурс, поэтому идет активный процесс по изменению законодательной базы с целью удержания у власти. Заведомо проигрышный вариант, так как используется оружие более низкого приоритета, чем идеологическое. Русская православная церковь – за долгие годы государственной "монополии" разучилось действовать в условиях "конкуренции" религиозных доктрин и также делает ставку на "традицию" и поддержку государственной властью. Остальные участники идеологической ветви власти, в частности религиозные структуры ислама, иудаизма активно наращивают свое влияние на жизнь государства, используя его слабость на этом уровне власти. В своей деятельности использует в основном программно-адаптивную схему управления. Управление бесструктурное и структурное (партии, общественные организации, религиозные движения и проч.)
Законодательная власть в России.
Представлена Федеральным собранием Российской Федерации, которое состоит из двух палат:
- Государственная Дума Российской Федерации
- Совет Федерации Российской Федерации
Управление структурное, схема управления программная и программно-адаптивная (например, 122 ФЗ пришлось "адаптировать" после вступления в силу)
Структура Совета Федерации РФ:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ЗАМЕСТИТЕЛИ
АППАРАТ
КОМИТЕТЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ:
1. По делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике
2. По конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам
3. По вопросам экономической реформы, собственности, имущественным отношениям
4. По бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию , денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию
5. По вопросам безопасности и обороны
6. По социальной политике
7. По аграрной политике
8. По вопросам науки, культуры и образования
9. По делам Содружества Независимых Государств
10. По международным делам
11. По делам Севера и малочисленных народов
12. По регламенту и парламентским процедурам
Структура Государственной Думы РФ:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЗАМЕСТИТЕЛИ
АППАРАТ
КОМИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ:
1. По законодательству и судебно-правовой реформе
2. По бюджету, налогам, банкам и финансам
3. По экономической политике
4. По промышленности, строительству, транспорту и энергетике
5. По аграрным вопросам
6. По собственности, приватизации и хозяйственной деятельности
7. По конверсии и наукоемким технологиям
8. По природным ресурсам и природопользованию
9. По экологии
10. По труду и социальной политике
11. По безопасности
12. По обороне
13. По охране здоровья
14. По образованию и науке
15. По информационной политике
16. По вопросам геополитики
17. По делам СНГ и связям с соотечественниками
18. По международным делам
19. По делам Федерации и региональной политике
20. По делам национальностей
21. По вопросам местного самоуправления
22. По проблемам Севера
23. По делам женщин, семьи и молодежи
24. По культуре
25. По делам общественных объединений и религиозных организаций
26. По туризму и спорту
27. По делам ветеранов
28. По регламенту и организации работы Государственной Думы
Исполнительная власть в России.
Управление структурное. Схема управления программная. Минимальный срок программы 1 год (Бюджет РФ на текущий год), максимальные сроки Федеральных программ обычно не превышают 5-7 лет, т.е. периода средней активной деятельности отдельного политика. Общая структура представлена на рисунке 1 Приложения.
Также в структуру исполнительной власти Российской Федерации входят:
- Центральный банк Российской Федерации
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Счётная палата Российской Федерации
- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
- Государственные фонды
- Пенсионный фонд Российской Федерации
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
- Органы при Правительстве:
- Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации
- Государственная хлебная инспекция при Правительстве Российской Федерации
- Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
- Информационное телеграфное агентство России
- Рабочий центр экономических реформ при Правительстве Российской Федерации
- Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации
- Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации
- Фонд социального страхования Российской Федерации
- Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации
- Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации
- Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
- Иные государственные органы и организации:
- Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации
- Государственная регистрационная палата
- Государственная экологическая экспертиза
- Российский фонд федерального имущества
- Федеральный центр проектного финансирования
- Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации
- Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации
- Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ
- и др.
Отдельно следует рассматривать органы власти субъектов федерации и местное самоуправление:
- Города федерального значения
- Автономные области и округа РФ
- Муниципальные образования
Судебная власть в России.
Управление по программной схеме, структурное. Структура судебной власти Российской Федерации представлена следующим образом:
Страницы: 1, 2