Государственный аппарат и его структура

Конституционный Суд Российской Федерации  

Верховный Суд Российской Федерации  

Высший арбитражный Суд Российской Федерации

и судами региональной и местной юрисдикции.

Отдельно следует также рассматривать Генеральную прокуратуру Российской Федерации и прокуратуры регионального и районного уровня, которые осуществляют специальные функции надзора за исполнением закона и наделены особыми полномочиями.

Согласно действующей Конституции, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, а судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного законодательства. Судьи независимы, несменяемы и неприкосновенны. Однако на практике судебные решения, прежде всего в гражданско-правовой сфере, зачастую не выполняются, игнорируются теми, кому они адресованы. Принципы независимости судей и их подчинения только закону пока не стали нормой жизни. Условия работы, уровень социальной защищенности, бытового обеспечения судей, то есть отсутствие материальных гарантий, не позволяют говорить о реальной независимости судей. Суд присяжных введен, но действует он не на всей территории страны, а лишь в девяти регионах.

Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией РФ, законами РФ, конституциями и законами республик в составе Федерации, осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства.

Высший уровень судебной системы Российской Федерации составляют Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Прокуратура.

Основным элементом судебной системы, в функциях которого конституционно закреплено решение вопросов, связанных с обеспечением национальной безопасности, является Конституционный Суд. Он состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента. Основными задачами Конституционного Суда в соответствии с действующим законодательством являются охрана суверенитета народов России, защита конституционного строя страны, конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц. Одной из важнейших задач Конституционного Суда является поддержание верховенства и непосредственного действия Конституции не всей территории России, установление соответствия Основному закону страны международных договоров России, законодательства Российской Федерации и республик - субъектов Федерации, а также правоприменительной практики. Конституционный Суд решает споры о компетенции между органами государственной власти, дает толкование Конституции и заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории России, для всех органов власти, предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Ограничительными рамками действий Конституционного Суда являются наличие обращения к нему от установленных Конституцией властных структур (Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации) по вопросам его компетенции, а также запросов на толкование Конституции. Без этого Конституционный Суд не может их рассматривать и принимать соответствующие решения. Кроме того, представление Президентом судей Конституционного Суда повышает его влияние на этот орган государственной власти.

Вторым по значимости органом судебной власти, имеющим влияние на национальную безопасность, является Верховный Суд. Именно он делает заключение на выдвинутое Государственной Думой обвинение Президенту в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления.

Выполняя функцию судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции, Верховный Суд призван обеспечить отправление правосудия на всей территории Российской Федерации в точном соответствии с Конституцией. Всей своей деятельностью он обязан способствовать защите прав и свобод граждан, усилению борьбы с преступностью и иными правонарушениями.

К компетенции Высшего Арбитражного Суда отнесены две категории дел:

— дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства в случаях несоответствия их закону и нарушения прав и законных интересов организаций и граждан;

- экономические споры между Федерацией и ее субъектами, а также споры между субъектами Федерации.

Остальные судебные органы своим правовым положением не связаны напрямую с вопросами обеспечения национальной безопасности. Однако их деятельность, как третьей ветви власти, оказывает влияние на процессы, проходящие в стране, а, следовательно, и национальную безопасность, особенно на ее внутреннюю составляющую.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Последний назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента. Все органы прокуратуры предназначены для осуществления надзора за исполнением законов на территории Российской Федерации.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов, военные, транспортные и иные специализированные прокуратуры.

Ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры Законом о прокуратуре, несет Генеральный прокурор. Он ежегодно представляет палатам Федерального Собрания и Президенту доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Все органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений.

Надзор, осуществляемый органами прокуратуры от имени Российской Федерации за исполнением действующих на ее территории законов, имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями. Прокуратура осуществляет надзор также за исполнением Указов Президента.

При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде общей юрисдикции или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор может использовать и другие полномочия, которыми он наделен применительно к надзору за исполнением законов.

Важную роль в обеспечении неукоснительного выполнения норм Конституции, законов  в Вооруженных Силах и других войсках, в защите прав военнослужащих играет военная прокуратура. Военные прокуроры в соответствии с Законом о прокуратуре обладают всеми полномочиями, устанавливаемыми этим Законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления. Военная прокуратура входит в единую систему прокуратуры Российской Федерации. Все военные прокуроры через Главного военного прокурора подчинены Генеральному прокурору.


Литература:

  1. Военный энциклопедический словарь. - М.: Воениздат, 1983.
  2. ВП СССР. От социологии к жизнеречению. Мертвая вода / Т. 1, 2. – СПб., 2003

3.       Выборнов В.Я. Развитие и безопасность. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1997.

4.       Грибовский И.М. Государственное устройство и управление Российской империи. -Одесса, 1912.

5.       Даль В.И. Толковый словарь. - М.: 1955.

6.       Демографический энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.

7.       Дипломатический словарь: в 3-х т. (Гл. ред. А.А. Громыко). - М.: Наука, 1986.

  1. Достаточно общая теория управления / Составители: Матвеев В.В., Смирнова О.А. – СПб.: СПбГПУ, 2003
  2. Ефимов В.А. Концептуальная власть. – СПб, 2003

10.   Краткая философская энциклопедия. - М.: Изд. группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994.

  1. Кузнецов Ю., Никольский В. Введение в теорию национальной безопасности. – М., 1999

12.   Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. - М.: REFL-book, 1994.

13.   О приоритетах законодательного обеспечения национальной безопасности РФ. - М.: Аналитический вестник Управления научного анализа и информации Федерального Собрания, 1996, № 3.

14.    Бульба Д.Д. Основы национальной безопасности. / Курс лекций. – СПбГПУ, 2005.

15.   О реформе системы безопасности страны. Аналитический доклад Комитета по науке Верховного Совета СССР. - М.: 1990.

16.   Пирумов B.C. Методология комплексного исследования проблем безопасности Рос­сии. В сб.: Проблемы глобальной безопасности. - М.: ИНИОН РАН, 1995.

  1. Бульба Д.Д., Дубаренко К.А., Матвеев В.В. Значение культуры в системе социального управления // Фундаментальные исследования в технических университетах. Материалы VII Всероссийской конференции по проблемам науки и высшей школы. 20-21 июня 2003 г. Санкт-Петербург. Том 2. Часть 2. – СПб.: СПбГПУ – 300 с.

18.   Поздняков Э.А. Философия политики, т. 1-2, 2-е изд. - М.: 1994.

19.   Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов. - М.: Изд. Моск. коммерч. ун-та, 1993.

20.   Попов В.Г., Путилов А.В. Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. - М.: РИНКЦЭ, 1995.

21.   Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. - М.: Юрид. лит., 1994.

22.   Россия и вызовы на рубеже веков: возможность маневра в условиях лимитирующих факторов. - М.: ИМЭМО РАН, 1998

23.   Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. //Вопросы экономики, 1995, № 1.

24.   Серебрянников В.В. Социальная безопасность России: концептуальный подход. - М.: ЦСИ ИСПИ РАН, 1995 г.

25.   Скидмор М.Дж. и Трипп М.К. Американская система государственного управления. Пер. с англ.-М.: СП «Квадрат», 1993.

26.   Совет Безопасности Российской Федерации: функции, структура, нормативные доку­менты. -М.: 1997.

  1. Топорова А.С. Конституционные аспекты национальной безопасности. – СПб., 2003
  2. http://www.government.ru 



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты