Налоговая система РФ и пути ее реформирования

Шкала ставок подоходного налога для первичной и вторичной занятости:


Первичная

от 60 тыс. руб. до 120 тыс. руб.                   

12%

от 120 тыс. руб. до 180 тыс. руб.                 

17%

от 180 тыс. руб. до 240 тыс. руб.                 

22%

Свыше 240 тыс. руб.                                    

32%





Вторичная

до 60 тыс. руб.                                               

12%

от 60% тыс. руб. до 120 тыс. руб.                 

17%

от 120 тыс. руб. до 180 тыс. руб.

22%

Свыше 180 тыс. руб.

32%


Предусматривается также сокращение льгот по этому налогу и расширение налогооблагаемой базы за счет перекрытия банковско-страховых схем ухода от налогообложения фонда оплаты труда.

В целях экономического стимулирования легализации выплаты заработной платы и вывода ее из теневой экономики  предлагается снизить консолидированную ставку взносов в государственные бюджетные фонды (Пенсионный фонд, фонды занятости, медицинского и социального страхования) с 39,5 до 30%. При этом работодатели должны будут уплачивать отчисления по ставке 25% во все фонды, а физические лица - по ставке 5% только в Пенсионный фонд. Для того чтобы не допустить снижения уровня оплаты труда, следует создать механизм, по которому работодатели должны будут увеличить фонд оплаты труда без сокращения численности работников на 10%. Если этого не произойдет, то работодатели не смогут воспользоваться сокращением ставок взносов в государственные внебюджетные фонды и для них будет действовать консолидированная ставка в размере 39,5%. Таким образом, работодатели получат возможность сократить затраты, а работники - увеличить свою заработную плату. Более того, как показывают расчеты, вследствие расширения круга плательщиков и облагаемой базы, улучшения администрирования сборов доходы государственных внебюджетных фондов не сократились.

Предлагается также пересмотреть ставки акцизов, механизм их взимания, включая перераспределение налоговой нагрузки с производства на оптовую торговлю, и сокращение сроков уплаты в бюджет с 45-60 дней до 30-45 дней.

Составной  частью  налоговой  политики     должно  стать совершенствование налогового администрирования, системы контроля за исполнением   налоговой   дисциплины,   упорядочение   системы ответственности за налоговые правонарушения. Повышать налоговые поступления в бюджет следует не за счет введения все новых и новых налогов, а за счет повышения собираемости уже существующих налогов.

Налоговые органы должны активнее использовать предусмотренные Налоговым кодексом меры по проведению налогового контроля. При этом следует свести к минимуму текущий налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков,     сосредоточив    ресурсы контролирующих органов на ключевых сферах.

Эффективность налогового контроля не означает его усложнение. Проведение мероприятий налогового контроля не должны отрицательно влиять на хозяйственную деятельность налогоплательщиков. В частности, следует разработать такие процедуры постановки налогоплательщиков на учет в налоговые органы, такой порядок подачи налогоплательщиками налоговых деклараций, которые бы не вызывали больших трудностей у организаций и граждан и не стимулировали налогоплательщиков уходить в теневую экономику.

 

3.4.1 Принципиальные предложения МНС РФ

 

Принципиальные положения МНС РФ, которые должны быть реализованы, сводятся к следующему.

1) Выравнивание налогового бремени.

Выравнивание условий налогообложения должно происходить, прежде всего, за счет резкого сокращения числа налоговых льгот.

Действующее налоговое законодательство предусматривает большое количество льгот практически по каждому из существующих налогов. Кроме того, несмотря на положения первой части Налогового кодекса все еще сохраняется множество индивидуальных льгот. Такая ситуация, являющаяся беспрецедентной в мировой практике, превращает контроль за соблюдением налогового законодательства в чрезвычайно трудную задачу, оставляя множество лазеек для полулегального ухода от налогов.

Каждая налоговая льгота является мощным стимулом для развития того вида деятельности, на который она распространяется: при наличии льгот экономическая активность перетекает именно к льготным видам деятельности. В результате даже в случае роста внутреннего валового продукта в целом налоговые поступления будут снижаться, так как рост будет, достигнут в основном за счет не облагаемой налогами деятельности. При этом доля внутреннего валового продукта, облагаемая налогами, будет падать, что приведет к еще более неравномерному распределению налоговой нагрузки.

Не отрицая обоснованность существования некоторых льгот, прежде всего в отношении инвестиций, в качестве средства экономического стимулирования, необходимо серьезное сокращение льгот и исключений из  общего  режима  налогообложения,  что  сделает  налоговое законодательство более справедливым и улучшит собираемость налогов. Объединение налогов, сокращение их количества позволит уменьшить общий уровень налоговых изъятий у налогоплательщиков.

2) Упрощение системы налогообложения.

Следующим направлением налоговой политики является предельное упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов.   Это направление должно включать и упрощение правил определения размеров налоговых платежей, и объединение налогов и других обязательных платежей, имеющих одинаковую налоговую базу. Такая мера сделает налоговое законодательство более ясным как для налогоплательщиков, так и для контролирующих органов. При этом отпадет необходимость в существовании множества инструкций, которые иногда не согласуются друг с другом.

Отмене подлежат, прежде всего, те налоги, суммарные поступления которых в бюджет незначительны, в то время как расходы на их сбор существенны, а зачастую и превышаю доходы от этих налогов.

3) Поддержка реального сектора российского производства

Реформирование налоговой системы должно проходить таким образом, чтобы система налогообложения не только не мешала развитию российской промышленности, но и стимулировала повышению конкурентоспособности российской экономики. В этой связи следует отменить налоги, лежащие непомерном грузом на производственных предприятиях. Отмене подлежат, прежде всего, налоги, у которых в качестве объекта налогообложения выступает выручка от реализации товаров (работ, услуг). Руководствуясь   принятыми   на   себя   международными обязательствами. Российская Федерация не должна вводить каких-либо дискриминационных налоговых мер в отношении зарубежных товаров. В целом система - налогообложения операций с отечественными и импортными товарами должна быть единой, эта мера направлена на усиление конкуренции на внутреннем рынке, что должно привести к улучшению качества предлагаемых российских товаров. При этом государство   оставляет   за   собой   право   на   использование протекционистских мер, однако осуществляться они должны путем изменения ввозных пошлин.

 

 

 

3.4.2 Усиление контроля за уплатой налогов

 

С целью улучшения собираемости налогов Правительство Российской Федерации предприняло в последние месяцы ряд мер, направленных на привлечение доходных дополнительных источников и перекрытие каналов уклонения от уплаты налогов, (введение налога на отдельные виды транспортных средств, принятие закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость», «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об акцизах», принятие изменений в часть первую НК, индивидуальная работа с крупнейшими налогоплательщиками).

Всего за 1999 год объем налогов и сборов, контролируемых МНС России (без целевых бюджетных фондов), поступивших в федеральный бюджет «живыми» деньгами, составил почти 340 млрд. рублей, что в 2,5 раза превышает объем поступлений прошлого года. При этом рост потребительских цен в январе-декабре 1999 года по сравнению с 1998 годом был значительно ниже, что свидетельствует о росте поступлений налогов и сборов в реальном выражении.

В бюджеты территорий в 1999 году поступило «живыми» деньгами 343,0 млрд. рублей, или 65,6 %, и в виде различного рода взаиморасчетов - 180,0 млрд. рублей, или 34,4 %.

В 1999 году в консолидированный бюджет поступило 884,5 млрд. рублей налогов и сборов. Включая доходы целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов в размере 159,5 млрд. рублей, в бюджетную систему страны мобилизовано 1044,0 млрд. рублей налогов и сборов. «Живыми» деньгами поступило 793,4 млрд. рублей, из которых 684,8 млрд. рублей составили налоговые платежи и 108,6 млрд. рублей - доходы целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Доходы целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов за 1999 год составили 159,5 млрд. рублей, в том числе «живыми» деньгами - 108,6 млрд. рублей. Из общей суммы доходов фондов более 90 % приходится на Дорожные фонды и Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы. Поступления «живыми» деньгами в Федеральный дорожный фонд составили 30,6 млрд. рублей. Отчисления в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы за 1999 год составили 7,35 млрд. рублей. Всего в 1999 году «живыми» деньгами поступило 377,6 млрд. рублей налогов и сборов, контролируемых МНС России.

Налоговыми органами осуществляется ежедневный оперативный контроль за поступлением налоговых платежей естественных монополий (ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», крупнейших нефтяных компаний и железных дорог МПС России), а также за погашением накопленной задолженности по налогам и сборам в соответствии с заключенными соглашениями и договорами. По состоянию на 1 января 2000 года в федеральный бюджет от 242 крупнейших организаций и предприятий отраслей топливно-энергетического комплекса и железнодорожного транспорта, а именно от 35 организаций, входящих в систему ОАО «Газпром», 90 организаций РАО «ЕЭС России», 99 организаций нефтяного комплекса и 18 железных дорог системы МПС России поступило «живыми» деньгами 115,2 млрд. рублей, то есть 34 % всех поступлений в федеральный бюджет. Применяемый налоговыми органами комплекс предусмотренных законодательством принудительных мер по взысканию задолженности по налогам и сборам в бюджет Российской Федерации способствовал снижению уровня недоимки, увеличению поступлений в бюджет.

Особое внимание уделяется контролю за налогообложением физических лиц. В 1999 году поступления налогов с физических лиц в консолидированный бюджет составили 122,7 млрд. рублей. С 1 января 2000 года введен контроль за соответствием расходов физических лиц их задекларированным доходам, что повлечет за собой поступление дополнительных сумм подоходного налога.

Особое   внимание   уделяется   усилению   взаимодействия контролирующих органов, отвечающих за правильность исчисления и уплаты налогов - Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции, Министерства РФ по налогам и сборам и Государственного таможенного комитета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты