Налоговая система РФ и пути ее реформирования

При росте общего объема поступлении налогов и сборов в среднем по стране в 1,69 раза налог на прибыль вырос в 2,23 раза, НДС - в 1,65 раза, акцизы - 1,64 раза, платежи за пользование природными ресурсами - в 1,97 раза.

При росте поступлений налогов и сборов (в действующих ценах) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в целом по всем отраслям экономики в 1,7 раза и промышленности - в 1,8 раза, такие ориентированные на экспорт отрасли, как черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая  и целлюлозно-бумажная промышленность увеличили объем поступлений более чем в 2,4 раза, что связано как с ростом индекса физического объема производства промышленной продукции в этих отраслях, так и с ростом курса доллара. В топливной промышленности рост поступлений составил 2,05 раза.

По  отраслям,  ориентированным  на  внутренний  рынок, машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов, легкая промышленность, пищевая промышленность, связь, строительство, торговля и общественное питание, поступления налогов и сборов выросли от 1,4 раза до 1,8 раза. Незначительный рост поступлений налогов и сборов имел место по предприятиям электроэнергетики на 1,4%, а в федеральный бюджет налоговые платежи снизились на 2,2% при индексе промышленного производства 100,2%.

Основными доходообразующими отраслями промышленности, как и ранее, являются предприятия топливной промышленности, доля поступлений которых выросла с 11,8% до 14,4%, пищевой промышленности (с 7,5% до 8,0%), машиностроения и металлообработки (с 6,5% до 6,9%), черной и цветной металлургии (с 3,6% до 5,3%). При этом доля поступлений налоговых платежей по предприятиям электроэнергетики снизилась с 5,7% в 1998 году до 3,4% в 1999 году.

В федеральный бюджет в 1999 году поступило 361,5 млрд. рублей налогов и сборов, что составляет 186,9% к сумме налоговых платежей 1998 года. "Живыми" деньгами в федеральный бюджет поступило 341,8 млрд. рублей при темпе роста Поступлений налогов и сборов по сравнению с 1998 годом 224,9%. Темп роста реального значения объемов поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет «живыми» деньгами, исчисленный с учетом индекса потребительских цен (ИПЦ), составил 121%.

По сравнению с объемом поступлений 1998 года в федеральный бюджет в 1999 году дополнительно поступило «живыми» деньгами 167,5 млрд. рублей налоговых платежей, при пересчете на ИПЦ- 32,1 млрд. рублей.

Уровень поступлений налогов и сборов к ВВП "живыми" деньгами в 1999 году находится на уровне 1995 года, когда он был более высоким. В связи со снижением по федеральному бюджету поступлений в виде зачетов, доля общего объема поступлений к ВВП несколько ниже.

Среднемесячные поступления налогов и сборов «живыми» деньгами в федеральный бюджет в I квартале 1999 года составляли 17,2 млрд. рублей, во II квартале - 25,3 млрд. рублей, в III квартале - 29,8 млрд. рублей, в IV квартале - 41,7 млрд. рублей.

Темп роста налоговых платежей в федеральный бюджет «живыми» деньгами в 1999 году выше среднероссийского значения имел место в 64 субъектах Российской Федерации, из них в 3 раза и более выросли объемы поступлений в 20 регионах, от 2,5 до 3 раз - в 25 регионах. В бюджеты территорий в 1999 году поступило «живыми» деньгами 343,0 млрд. рублей, или 65,6%, и в виде различного вида взаиморасчетов -180,0 млрд. рублей, или 34,4%.

Доходы целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов за этот период составили 159,5 млрд. рублей, в том числе «живыми» деньгами - 108,6 млрд. рублей. Из общей суммы доходов фондов более 90% приходится на Дорожные фонды и Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Объем налогов и сборов, контролируемых МНС России (без целевых бюджетных фондов), поступивших в федеральный бюджет "живыми" деньгами в 1999 году, составил 339,7 млрд. рублей, что в 2,5 раза превышает объемы поступлений в 1998 года. В реальном выражении рост налоговых поступлений (скорректированный на рост потребительских цен в 1999 году по сравнению с 1998 годом) составил за указанный период около 135%.

Задание   по   сбору   налоговых   платежей,   контролируемых Министерством,  первоначально  установленное  в  соответствии  с Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 1999 год» в целом на 1999 год, выполнено почти на 144%, в федеральный бюджет перечислено сверх задания 103,6 млрд. рублей. Задание, установленное Постановлением Правительства от 30.04.99 № 477, выполнено на 127%. В федеральный бюджет дополнительно перечислено более 72 млрд. рублей. С учетом задания, дополнительно установленного Минфином России (на август-декабрь), выполнение годового задания составило 117% (в 1998 году уровень выполнения задания составлял 89%). В федеральный бюджет поступило сверх плана 49 млрд. рублей.

Следует отметить, что годовое задание, установленное Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год», выполнено Министерством в октябре, а задание, установленное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.99 № 477, - в ноябре. Годовое задание, установленное Постановлением Правительства с учетом дополнительных заданий, доведенных Минфином России, Министерством было выполнено 20 декабря 1999 года.

По отдельным видам налогов задания 1999 года перевыполнены. Задание, установленное Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год», по налогу на добавленную стоимость выполнено на 183%, по налогу на прибыль (доход) предприятий - на 223%, по платежам за пользование природными ресурсами - на 111%. Невыполнение заданий за этот период отмечалось по акцизам - 96% (потери федерального бюджета составили 3,2 млрд. рублей), в том числе по акцизам на нефть - 54,4% (3,6 млрд. рублей), по подоходному налогу с физических лиц - 79% (5,3 млрд. рублей).

Если в среднем по Российской Федерации процент выполнения задания по сбору налоговых платежей января-декабря составил 117%, то по субъектам Российской Федерации он варьировал от 76% до 225%.

Следует обратить внимание на то, что разрыв в уровне выполнения задания по регионам сокращается. Годовое задание по мобилизации налогов и сборов, контролируемых МНС России, в федеральный бюджет выполнили 66 субъектов Российской Федерации. Из них на уровне от 100% до 110% - 41 субъект Российской Федерации, 13 субъектов - на уровне от 110% до 120%, на 120-150% выполнили задание 8 регионов, выше, чем на 150% выполнили задание 4 региона - Республика Ингушетия (225%), Ненецкий АО (188%), Рязанская область (164%) и Корякский АО (156%). Не выполнили установленное Министерством задание 22 субъекта. При этом в 14 субъектах уровень выполнения составил свыше 95%. В результате невыполнения задания по мобилизации налогов и сборов, потери федерального бюджета составили 6 млрд. рублей. Однако в результате перевыполнения задания другими субъектами эти потери были с лихвой восполнены. Вместе с тем, необходимо отметить, что задания по мобилизации налогов и сборов в федеральный бюджет, установленные субъектам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год», а также постановлением Правительства Российской Федерации № 477 выполнены всеми субъектами Российской Федерации.

Планируемый уровень отношения поступлений налогов и сборов, контролируемых Министерством, в федеральный бюджет к ВВП в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год» должен был бы составить 5,9%, а фактически составил 7,6% (в 1998 году -5,1%), что также свидетельствует о реальном увеличении доходов федерального бюджета.

Кроме того, возрос уровень собираемости налогов и сборов в федеральный бюджет. Если в 1998 году указанный показатель равнялся 72%, то в 1999 году он составил 80%.

Увеличению налоговых поступлений в федеральный бюджет способствовали растущие платежи крупнейших налогоплательщиков - ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС, а также нефтяных компаний, доля поступлений которых в общем объеме в 1999 году составила около 34%, в том числе в декабре - 38%.

Поступления платежей "живыми" деньгами в ФДФ в 1999 году составили 30,6 млрд. рублей. Установленное задание по их сбору (28,4 млрд. рублей) выполнено на 107,7%.

Отчисления в ФВМСБ за указанный период выросли до 7,35 млрд. рублей, что составляет 163% к заданию (4,50 млрд. рублей).

Всего в 1999 году поступило в федеральный бюджет налогов и сборов, контролируемых МНС России (с учетом целевых бюджетных фондов), «живыми» деньгами, 377,6 млрд. рублей, что в 2,4 раза превышает объем поступлений 1998 года. При этом задание по сбору налоговых платежей, контролируемых МНС России, первоначально установленное в соответствии с Федеральным Законом от 22.02.99 № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» на январь-декабрь в размере 269,2 млрд. рублей, выполнено более чем на 140%. В абсолютном выражении задание перевыполнено более чем на 108 млрд. рублей. Задание, установленное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.99 № 477 в сумме 300,2 млрд. рублей, выполнено на 125,8%. В федеральный бюджет дополнительно перечислено свыше 77 млрд. рублей. С учетом заданий, дополнительно установленных Минфином России (на август-декабрь), выполнение за 1999 год составило 116,8% (в соответствующем периоде 1998 года уровень выполнения задания составил почти 91%). В федеральный бюджет поступило сверх плана более 54 млрд. рублей. Несмотря на то, что объем собранных в 1999 году налогов "живыми" деньгами значительно вырос по сравнению с 1998 годом, все еще значительные суммы остаются выпадающими из доходов федерального бюджета.

Одной из причин недопоступления налогов в федеральный бюджет является предоставление отсрочек   (рассрочек) по уплате налоговых платежей по Указам Президента Российской Федерации и Постановлениям Правительства. По состоянию на 01.01.2000 их размер составляет 17,6 млрд. рублей и по сравнению с началом года они выросли на 6,4 млрд. рублей, или на 56,6%.

Кроме того, около 2,4 млрд. рублей составляет недоимка, невозможная к взысканию (по ликвидированным организациям), включая уже списанную недоимку, что также является прямыми потерями бюджета.

К выпадающим доходам можно отнести также суммы возмещения организациям - экспортерам входного налога на добавленную стоимость, уплаченного ими за приобретенные и используемые в производстве экспортной продукции материальные ресурсы. В целом за 1999 год на расчетные счета организаций - экспортеров было возвращено 16 млрд. рублей, что в 6,6 раза больше, чем в 1998 году.

Вопросы межбюджетных отношений остаются в настоящее время достаточно острыми. Устанавливаемые ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете на текущий год нормативы расщепления и зачисления регулирующих налогов и сборов в бюджеты различных уровней систематически не соблюдаются, и, в большинстве случаев, потери несет федеральный бюджет. В результате, значительные суммы также выпадают из федерального бюджета. Например, только по налогу на добавленную стоимость Республика Татарстан в 1999 году недоперечислила в федеральный бюджет порядка 1,5 млрд. рублей. Потери федерального бюджета по акцизам на нефть, газ, бензин автомобильный по Республике Башкортостан за 1999 год приблизились к 3 млрд. рублей. Что касается об акцизах на спирт, водку и ЛВИ, то в результате нарушения федерального закона «О федеральном бюджете» федеральный бюджет потерял 0,9 млрд. рублен.

В нарушение действующего законодательства Российской Федерации в республиках руководствуются собственными законами   (в Республике Татарстан от 26.12.91 № 1368-XII «О Дорожном фонде в Республике Татарстан», а в Республике Башкортостан - от 05.11.93 № ВС-21/27 «О Дорожном фонде Республики Башкортостан»), в соответствии с которыми налоги на реализацию горюче-смазочных материалов и на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляются в дорожные фонды этих республик. В результате в 1999 году в бюджеты Республик поступило свыше 3 млрд. рублей, подлежащих перечислению в федеральный бюджет страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты