В законах и Положении содержаться гарантии по
обеспечению государственных служащих жильем. Так в статье 31 Свердловского
закона, в пункте 2 указывается, что в установленном федеральным или областным
законом порядке государственному служащему предоставляется отдельная квартира
(жилой дом), либо беспроцентная ссуда на индивидуальное или кооперативное
строительство, либо на покупку жилья с рассрочкой на 20 лет и с погашением
70 % ее за счет областного бюджета.[31]
Особо необходимо отметить законопроект Читинской области, который в главе 3
регулирует правовой статус и ряд гарантий для государственных должностей.
категории “А” (см. Приложение 2). Так,
статья 9 устанавливает для указанных должностных лиц отпуск продолжительностью
36 рабочих дней и дополнительный отпуск 12 рабочих дней. В других же законах, в
том числе республик, дополнительный отпуск устанавливается от стажа
государственной службы. Закон Свердловской области в статье 33 устанавливает
дополнительный отпуск в 5 дней служащим, имеющим стаж от 5 до 10 лет службы, 10
дней - от 10 до 15 лет службы и 15 дней после 15 лет службы.[32]
В соответствии с Федеральным Законом регулируется и прохождение государственной службы. Везде оговаривается прядок поступления и нахождения на государственной службе, как способ замещения вакантных государственных должностей предусматривается конкурс, для вновь поступивших - испытательный срок, а также аттестация, основания для увольнения и тому подобное. В отличие от республиканских законов. отставка предусматривается только в связи с достижением пенсионного возраста. Только закон Свердловской области дает еще одно основание в статье 27, это личное желание государственного служащего, однако не указывает в связи с чем служащий может уйти в отставку по личному желанию.[33]
Законами областей и г. Москвы предусматривается создание специальных органов по вопросам государственной службы, в виде управлений по вопросам государственной службы. Основная их задача это координация деятельности по реализации задач поставленных федеральным и областными законами и других вопросов государственной службы.
В отличие от республиканских законов областные, как и федеральный, предусматривают переходные положения (см. Приложение 2). Основная их задача обеспечить плавный переход к новой системе государственной службы. Так статья 39 Воронежского закона в пункте 2 предусматривает запрет увольнения в течение 2 лет, с момента вступления в силу закона, лиц, профессиональный уровень которых не соответствует требованиям законодательства о государственной службе и обязывает соответствующие государственные органы принять меры переподготовке и повышению квалификации государственных служащих.[34] В действительности необходимо отметить, что с принятием Федерального Закона, требующего обязательное профессиональное образование по специальности “государственное управление” или равноценное с ним образование (статья 6 пункт 4), перед государственными органами встает проблема достаточно массовой переквалификации работников аппаратов, так как большинство из них не имеет специального образования и образования, которое может быть признано равноценным.
В отличие от остальных законов и Положений, как уже
отмечалось выше, законопроект Читинской области имеет ряд дополнительных глав
(см. Приложение 2). Эти главы более детально, по сравнению с остальными
законами, регламентируют особенности обеспечения деятельности государственных
служащих. Так статья 23 главы 5 проекта гласит, что гарантии для
государственных служащих устанавливаются в целях обеспечения профессионализма и
авторитета областной государственной службы. Статья 26 устанавливает конкретные
размеры надбавок к должностному окладу за классный чин, что в других законах
отсутствует. так служащему, имеющему третий класс выплачивается 25 % от должностного
оклада, для второго класса - 50 %, для третьего - 75 % от установленного
должностного оклада. Эта же статья устанавливает размеры надбавок за особые
условия службы, за выслугу лет (до
40 % от установленного оклада).[35]
Также конкретно определены размеры премий за квартал, за выполнение специальных
заданий единовременной, статьей 27 законопроекта. Статья 35 устанавливает
размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии государственным служащим
при наличии 12,5 лет стажа службы у мужчин и 10 лет стажа у женщин. Таким
образом мы видим. что указанный законопроект, по сравнению со всеми
рассмотренными выше более детально пытается конкретизировать положение
Федерального Закона о государственной службе. В том же русле изложена и глава 6
законопроекта Читинской области (см. Приложение 2) и главы 8. Так, глава 8
регламентирует порядок разрешения споров, проведение служебного расследования,
в связи с прекращением государственной службы. Статья 57 определяет служебное
расследование как комплекс мер, принимаемых уполномоченным областным
государственным органом с целью установления и проверки фактов нарушения
законодательства об областной государственной службе.[36]
В законопроекте также, в отличие от всех других, статья 47 регулирует Резерв областной государственной службы. Резерв определяется как перечень лиц состоящих в резерве областной государственной службы и при прочих равных условиях, дающих преимущественное право при поступлении на государственную службу. В него входят служащие, уволенные в связи с ликвидацией государственного органа, служащие категорий “А” и “Б”. Срок пребывания в резерве ограничивается одним годом. В связи с вышеизложенным можно заключить, что проект закона Читинской области имеет ряд о отличий от других законов в концептуальном и содержательном плане.
В заключении необходимо отметить то, что в законе Воронежской области в качестве приложения принят и Реестр государственных должностей, чего не содержат другие законы (см. Приложение 3). Однако принятый Реестр далек от совершенства. Статья 1 Федерального Закона в пункте 3 определяет, что Реестр государственных должностей государственной службы включает должности категорий “Б” и “В” классифицированные по группам. К Реестру должен прилагаться перечень специализаций должностей, квалифицированные требования к лицам их замещающим.[37] Это в Законе Воронежа отсутствует, хотя и является попыткой создания подобного документа.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что законы республик имеют отличия от законов областей, ряд положений их противоречат Конституции России и Федеральным Законам. Это законы подчеркивающие суверенитет этих республик, хотя основные институты изложены в общепринятом русле. Законы областей приняты в рамках Конституции и Федерального Законодательства. Все они в достаточной мере выполняют сои задачи по конкретизации и детализации основ государственной службы, принятых на Федеральном уровне. Безусловно в будущем законы о государственной службе субъектов и в целом законодательство будет все более и более совершенствоваться.
VI. Заключение.
Государственная служба тесно связана с государством. Из вышеизложенного следует, что это самостоятельный вид трудовой деятельности, которую осуществляют люди (государственные служащие). Эта деятельность осуществляется профессионально и призвана обеспечить исполнение полномочий, возложенных на органы государства.
Государственная служба в России имеет богатую историю своего развития и становления. Вехами этого процесса являются становление Московского государства с XII по XV века, образование Российской империи в XVIII веке и деятельность Петра I, дальнейшее совершенствование в течение XIX - XX веков. В Советский период государственная служба, как правовой институт продолжала существовать, однако, его развитию уделялось недостаточное внимание.
Изменения в нашем обществе заставили вернуться к прежнему пониманию государственной службы. В июле 1995 года принимается закон, устанавливающий основы государственной службы. Но уже до его принятия в субъектах России были приняты свои законы. Вторая волна их принятия началась уже на базе Федерального Закона. Поэтому в законах имеются ряд отличий. Законы республик также отличаются тем, что содержат ряд существенных несоответствий с Конституцией, Федеральными Законами. В законах о государственной службе областей напротив подтверждается единство системы органов государственной власти в Российской Федерации. Но общее во всех законах то, что они в целом полностью охватывают государственную службу с ее понятиями, процессуальными процедурами, определением правового положения государственных служащих.
VI. Список источников и использованной литературы.
I. Источники.
1. Конституция Российской Федерации - : М , Юридическая литература , 1993.
2. Федеральный Закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” от 31.07.95 г. № 119 - ФЗ.
3. Закон республики Башкортостан “О государственной службе в республике Башкортостан” от 13.10.94 г. № ВС - 25/28.
4. Закон республики Бурятия “О государственной службе” от 12.04.94 г. № 435-XII.
5. Закон республики Марий Эл “О государственной службе в республике Марий Эл” от 23.02.95 г. № 194-III.
6. Закон республики Татарстан “О государственной службе” от 08.02.94 г. № 2101 - XII.
7. Закон республики Саха (Якутия) “О государственной службе” от 26.03.93 г. № 1418-XII.
8. Закон Воронежской области “О государственной и муниципальной службе Воронежской области” от 01.02.95 г. № 10-З.
9. Временное Положение о государственной службе г. Москвы. Приложение к распоряжению Мэра Москвы от 28.04.95 г. № 222 РМ.
10.
Областной Закон “О
государственной службе Свердловской области” от 18.10.95 г. № 26-ОЗ. Ведомости
Свердловской Областной Думы. Выпуск 10.
с. 80-106.
11. Проект Закона Читинской области “О государственной службе Читинской области” . (Внесен Комитетом по вопросом законодательных предположений).
12. Модельный Кодекс областной (краевой) государственной службы. Иркутск, 1995г. Восточно-Сибирское книжное издательство.
1. 2. Использованная литература.
2. Воробьев В.А. Советская государственная служба .- Ростов: Изд-во Ростовский университет, 1986.
3. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М.: Высшая школа, 1983.
4. Лазарев Б.М. Государственная служба. - М: Ин-т гос-ва и права АН,1993.
5. Манохин В.М. Советская государственная служба - М: Юридическая литература, 1966.
6. Государственная служба основных капиталистических стран. - М: Наука, 1977.
7. Российское законодательство X-XX веков. - М: Юридическая литература, т. 2, 1985; т. 4, 1986; т. 6, 1988.
8. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. - Тюмень: Тюменская Высшая школа МВД РФ, ТюмГУ, 1994.
9. Служба в государственных и общественных организациях: Мехвуз. Сборник научных трудов. Ответ. ред. Бахрах Д.Н. - Свердловск: Свердловский юридический институт им. Р.А. Гуденко, 1988.
3. Периодические издания.
1. Манохин В.М. Концепция закона о государственной службе. Сов. гос-во и право. - 1991, № 12 - с. 90-98.
2. Розембаум Ю. О государственной службе в СССР. Проблемы теории и практики управления. - 1990, № 5, с. 99-103.
[1] Бахрах Д.Н. Административное право. - М.: Бек, 1993
Севрюгин В.И. Проблемы административного права. - Тюмень, 1994
Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.: ТОО Теис, 1994
[2] Манохин В.М. Советская государственная служба. - М.: Юрид. лит-ра. 1966. - с. - 105
[3] Воробьев В.А. Советская государственная служба. - М.
[4] Служба в государственных и общественных организациях. Мехквуз - сборник науч. трудов. под ред. Бахрах Д.Н. и др. - Свердловск, Манохин В.М. Концепция закона о государственной службе. Советское гос-во и право. - 1991. № 12. с. - 90 - 98.
[5] Государственная служба основных капиталистических стран. - М. Наука, 1977. с. - 250.
[6] Служба в гос. и обществ. организациях. под ред. Бахрах Д.П. - Свердловск. Изд-во Свердл. юр. инс-т, 1986, с. - 4
[7] Федеральный Закон Российской Федерации “Об основах государственной службы Российской Федерации” от 31.07.95 г. № 119-ФЗ
[8] Воробьев В.А. Сов. гос. служба. - М. 1986. с. - 7
[9] ФЗ РФ “Об основах государственной службы РФ” от 31.07.95 г. № 119-ФЗ
[10] Служба в гос. и обществ. организациях ... с. - 4
[11] Манохин В.М. Советская государственная служба. - М.: юридическая литература, 1966, с. - 72
[12] ФЗ РФ “Об основах государственной службы РФ” от 31.07.95 г. № 119-ФЗ, статья 1.
[13] Российское законодательство X - XX вв. - М. Юр. лит-ра, т. 2, с. 25
[14] Российское законодательство X - XX вв. - М.: Юр. лит. т.2.с. - 21
[15] Российское законодательство X - XX вв. ... т. 4 с. 290 - 295
[16] Российское законодательство X - XX вв.... т. 4 с. 66 - 67
[17] Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М.: Высшая школа. с. 141, 195
[18] Лазарев Б.М. Государственная служба. - М., из-во ин-т гос. и права. РАН. 1993. с. - 8
[19] Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.
[20] Закон республики Марий Эл “О государственной службе в республике Марий Эл” от. 23.02.95 г. № 194-III
[21] Конституция Российской Федерации...
[22] Закон республики Бурятии “О государственной службе” от 12.04.94 г. № 435 -XII
[23] Закон республики Татарстан “О государственной службе” от 08.02.94 г. № 2101 - XII
[24] Федеральный Закон “Об основах гос. службы РФ” от 31.07.95 г. № 119-ФЗ
[25] Закон республики Саха (Якутия). “О государственной службе” от 26.03.93 г. № 4418-XII
[26] Закон республики Саха (Якутия) “О государственной службе” от 26.03.93 г. № 4418-XII
[27] ФЗ “Об основах гос. службы РФ” ...
[28] Закон республики Башкортостан ...
[29] Модельный Кодекс областной (краевой) гос. службы. - Иркутск. Вост. Сиб. кн. изд-во. 1995
[30] Временное положение о государственной службе г. Москвы. приложение к распоряжению Мэра Москвы от 28.04.95 г. № 222-РМ.
[31] Областной Закон “О государственной службе Свердловской области” от 18.10.95 г. № 26-ОЗ. Ведомости Свердловской Обл. Думы. Вып. 10.
[32] Там же
[33] Обл. Закон “О гос. службе Свердловской области”. Ведомости Свердл. обл. Думы. Вып. 10 (ноябрь 1995), с. - 80-106
[34] Закон Воронежской области “О государственной и муниципальной службе Воронежской области” от 01.02.95 г. № 10-З
[35] Проект закона Читинской области “О государственной службе Читинской области” (внесен комитетом по вопросам законодательных предположений).
[36] Проект Закона Читинской области “О гос. службе Читинской области...
[37] ФЗ “Об основах государственной службы РФ” от 31.07.95 г. № 119-ФЗ