Арбитражный процесс в Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра _______________
_______________
_______________
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Арбитражный процесс в Российской Федерации
Студент Федоренко Нина Николаевна
Научный руководитель ____________________ /проф. Каллистратова Р.Ф./
Консультант по
специальным вопросам ____________________ / /
Рецензент ____________________ / /
Студент ____________________ /Федоренко Н.И. /
“ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ“
Зав. кафедрой ____________________ / /
МОСКВА
1997 г.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ________________________________________________________________
I. ПРЕДИСЛОВИЕ_____________________________________________________________
II. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ________________________
1. Судебная система в РФ________________________________________________________
2. История становления арбитражных судов________________________________________
3. Задачи и функции арбитражных судов__________________________________________
III. ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД___________________________
IV. АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС________________________________________________
1. Арбитражные процессуальные правоотношения_________________________________
2. Нормативно-правовые акты, используемые при рассмотрении споров арбитражными судами Российской Федерации и регулирующие деятельность судов________________________
3. Подведомственность и подсудность дел арбитражному суду_______________________
V. СТАДИИ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА______________________________________
1. Первая стадия — возбуждение производства по делу______________________________
2. Стадия подготовки материалов к рассмотрению в заседании______________________
3. Основная стадия — судебное разбирательство___________________________________
4. Проверка законности и обоснованности решений (определений) арбитражного суда__
5. Исполнение решения________________________________________________________
VI. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ БАЗЫ____________________________________________________________
VII. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.______________________________
I. предисловие
В наше время происходит становление развитие арбитражного процесса. Арбитражный процесс играет огромную роль для защиты прав организаций (их объединений), граждан-предпринимателей, для функционирования всего хозяйственного комплекса страны в условиях становления рыночных отношений.
С 1 июля 1995 г. вступили в силу новые законодательные акты, регулирующие структуру и порядок деятельности арбитражных судов: Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации“ и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Сделан крупный шаг по проведению судебной реформы в России, совершенствованию судебной системы, в том числе одной из ее ветвей — арбитражных судов.
Содержащиеся в Федеральном конституционном законе “Об арбитражных судах в Российской Федерации“ нормы направлены на то, чтобы любой из арбитражных судов, рассматривающих споры между организациями, расположенными в различных регионах России, и даже споры с участием иностранных фирм и компаний, функционировали в качестве составной части единой системы. Это означает, что арбитражный суд будет применять единое материальное и процессуальное законодательство, при равной для всех возможности обжалования судебных решений и в конечном счете судебной защиты.
Разобщенность системы арбитражных судов могла бы нанести непоправимый ущерб экономике, которая и без того находится в трудном положении.
Федеральный закон — Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации — заменил Арбитражный процессуальный кодекс[1], утвержденный 5 марта 1992 г. и вступивший в силу с 15 апреля 1992 г.
Новый кодекс имеет целью завершить превращение бывших государственных арбитражей в полноценные органы правосудия — арбитражные суды. Эти суды должны путем разрешение экономических споров, споров в сфере управления и других дел, эффективно защищать права и законные интересы российских, иностранных, международных организаций, всех граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус предпринимателя, приобретенный в установленном порядке. Тем самым новый кодекс будет способствовать расширению и углублению хозяйственных реформ обеспечивать коммерческий оборот, свободную конкуренцию, защиту любых форм собственности.
Кодекс исходит из конституционных положений о том, что в ведении Российской Федерации находится установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности, арбитражно-процессуальное законодательство. Такой подход гарантирует единство экономического пространства, позволяет арбитражным судам посредством охраны интересов конкретных участников рыночных отношений вносить свой вклад в укрепление единообразного правопорядка на все территории страны, выполнять задачу предупреждения правонарушений в сферах хозяйства и управления.
Новый АПК РФ выгодно отличается от кодекса 1992 г. как по содержанию, так и по форме. В частности, он базируется на более развитой системе арбитражного процессуального права и арбитражных процессуальных правоотношений. Изменилась структура кодекса. Теперь он состоит не только из глав, но и разделов, а каждая часть конкретной статьи обозначена самостоятельным номером, что более удобно для пользователей.
Значительно обогатилось его содержание: введен ряд новых институтов (протокол судебного заседания, производство в апелляционной инстанции, производство в кассационной инстанции, производство по делам с участием иностранных лиц и др.), а также новые процессуальные нормы (о непосредственности и непрерывности судебного разбирательства, субъектах представительства, основаниях оставления иска без рассмотрения и др.). Многие статьи АПК РФ 1992 г. в новом кодексе “разрослись“ в самостоятельные и полнокровные институты и главы (приостановление производства по делу, подготовка дела к судебному разбирательству, решение арбитражного суда и др.).
Изменилось соотношение между Общей и Особенной частями Кодекса. Общая часть стала богаче по содержанию за счет норм и институтов, закрепленных ранее в Особенной. Так, в Общую часть кодекса теперь включены также общие институты, как приостановление производства по делу, оставление иска без рассмотрения. И это правильно, поскольку данные институты действуют не только в суде первой инстанции, но и в апелляционной и кассационной инстанциях.
В изменения и дополнения вносимые в кодекс способствовали повышению эффективности правосудия, действенности судебной защиты от правонарушений, утверждение правопорядка в экономических отношениях. Под эффективностью правосудия понимается:
во-первых — это оперативность, то есть быстрота, срок рассмотрения дел;
во-вторых — качество выносимых судами решений, то есть их законность;
в-третьих — исполнение судебных решений, потому что без этого нет реального правосудия, нет реальной защиты.
На решение этих задач и были направлены реформы последних лет, в частности, принятие нового кодекса, что завершает процесс превращения государственных арбитражей в полноценные органы правосудия — арбитражные суды.
Далее в работе будут раскрыты главные вопросы касающиеся арбитражного процесса, а также возникающие проблемы в процессе осуществления правосудия.
II. Арбитражные суды в Российской Федерации
1. Судебная система в РФ
Принципы осуществления правосудия только судом закреплен в ст.118 Конституции РФ. Согласно этой системе, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Судебная система включает Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды (ст.ст. 125—127 Конституции). Только эти суды в соответствии с Конституцией вправе осуществлять правосудие в Российской Федерации.
Арбитражные суды по действующей Конституции — это орган осуществляющий правосудие. Они занимают самостоятельное место в судебной системе Российской Федерации. Арбитражный суд в России осуществляет судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления. Арбитражные суды разрешают споры, если они вытекают из отношений организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность между собой, а также из отношений организаций и граждан с государственными или иными органами.
2. История становления арбитражных судов
Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривающие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.
В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений, судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Возникающие же разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.
Однако с развитием хозяйственных отношений возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными учреждениями и организациями. С этой целью в 1922 г. в Российской Федерации были созданы Арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались высшей Арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и Арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях(ЭКО СО), а затем Арбитражными комиссиями при Совнаркомах автономных социалистических республик, Арбитражными комиссиями областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.
Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформлением хозяйственных связей на договорной основе.
Постановлениями ВЦИК и СНК СССР, принятыми в марте 1931 г., все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.
В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающим укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.
С момента образования, арбитраж существовал в двух видах — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — подчиненные одному ведомству и комитету и т.д.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8