Арбитражный суд апелляционной инстанции, установив, что не вступившее в законную силу решение является необоснованным либо незаконным, обязан сам, не передавая дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, исследовать вновь представленные доказательства, оценить их совокупность с имеющимися в деле, и с учетом установленных им обстоятельств вынести новое решение. Учитывая, что судебные составы, рассматривающие дела в апелляционной инстанции, находится в тех же арбитражных судах, что и составы, рассматривающие дела по первой инстанции, законодатель посчитал нецелесообразным и неоправданным с точки зрения судебной этики предоставлять суду апелляционной инстанции право возвращать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Такая конструкция института апелляционного производства позволяет оперативно и при меньших издержках средств и труда рассматривать и разрешать дела, "не гоняя" их из одной инстанции в другую.
Для решения задач, поставленных законом перед апелляционной инстанцией, она наделена соответствующими полномочиями. Деятельность суда апелляционной инстанции в АПК РФ урегулирована полно и подробно: определены лица, имеющие право на подачу, основания для возвращения жалобы без рассмотрения и порядок рассмотрения жалобы и др.
Институт "Производство в кассационной инстанции", закрепленный в гл. 21 АПК РФ, введен в Кодекс впервые, его нормы регулируют совершенно новые, неизвестные ранее арбитражному судопроизводству отношения, образующие самостоятельную стадию арбитражного процесса.
Как самостоятельная и новая стадия процесса производство в кассационной инстанции имеет свои цели, объект, субъективный состав, свои предпосылки возникновения и содержание.
Главными задачами производства в кассационной инстанции являются проверка законности решений арбитражного суда, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции, а также создание надежных гарантий защиты прав в арбитражном процессе.
Право кассационного обжалования решения арбитражного суда, вступившего в законную силу, и постановления апелляционной инстанции имеют лица участвующие в деле (ст. 161), а также лица не привлеченные в деле. если арбитражный суд принял решение или постановления об их правах и обязанностях (п. 5, ч. 3, ст. 176).
Объектом кассационного обжалования могут быть только выступившие в законную силу решения арбитражных судов и постановления апелляционной инстанции (ст. 161).
Определения арбитражного суда могут быть обжалованы в кассационном порядке только в случаях, предусмотренных законом (ст. 179).
Решения, вынесенные по первой инстанции Высшим Арбитражным Судом РФ, окончательны и не могут быть обжалованы ни в апелляционном, ни кассационном порядке. Это следует из содержания ст. 135 и 162 АПК РФ.
Однако, чтобы по данному вопросу не было никаких сомнений, приведенное выше положение лучше было бы прямо сформулировать в Кодексе путем введения в ст. 161 исключительного правила.
Процессуальный закон детально регламентирует содержание, порядок и сроки подачи кассационной жалобы.
Кассационное производство введено в арбитражный процесс вовсе не для того, чтобы дублировать апелляционное. Оно имеет свои задачи, которые верно сформулированы в законе — проверять законность решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях (ст. 162). Для выполнения этих задач суд кассационной инстанции должен наделяться соответствующими полномочиями.
Статьи 180 АПК РФ устанавливает круг судебных актов, которые могут быть объектом пересмотра в порядке надзора, процессуальные средства возбуждения деятельности суда надзорной инстанции.
Объектом пересмотра в порядке надзора могут быть не только вступившие в законную силу решения суда первой инстанции, но и постановления, вынесенные апелляционной и кассационной инстанциями. В порядке надзора пересматриваются как вступившие в законную силу решения, вынесенные арбитражными судами субъектов Российской Федерации, так и решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вынесенные по первой инстанции.
Не могут быть предметом судебно-надзорного органа, а является лишь поводом для истребования должностным лицом дела для решения вопроса о наличии (отсутствии) оснований для принесения протеста в порядке надзора.
В ст. 181 АПК РФ указаны перечень и компетенция лиц, имеющих право на принесение протеста в порядке надзора на вступившие в законную силу акты арбитражного суда.
По новому АПК РФ право приостанавливать исполнение решения, постановления предоставлено не только Председателю Арбитражного Суда Российской Федерации, но и его заместителям (ст. 182). Суд же, рассматривающий дело в порядке надзора, такого права не имеет.
Каждое из указанных выше должностных лиц может приостановить исполнение лишь тех судебных актов, на которых ему предоставлено право принести протест.
Вместе с тем они не вправе приостановить исполнение решения, постановления, которое суд обратил к немедленному исполнению в соответствии со ст. 135 АПК РФ.
В порядке надзора могут быть опротестованы не только решения и постановления, но и вступившее в законную силу определения арбитражных судов (ст. 191). Их исполнение тоже может быть приостановлено по ст. 182 АПК РФ.
По действующему закону в системе арбитражных судов функционирует только один судебно-надзорный орган — Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ст. 15 Федерального конституционного закона РФ "Об арбитражных судах в РФ" от 12 апреля 1995 г.).
Президиум созывается по мере необходимости. Он правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума.
В ст. 184 АПК РФ содержится новое правило об истребовании дел. При наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора дело истребуется из соответствующего арбитражного суда должностными лицами, перечисленными в ст. 181 АПК РФ, и не может быть направлено для проверки в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации без их распоряжения.
Поводом для истребования дела из соответствующего суда являются заявления сторон, других лиц, участвующих в деле, граждан и организаций, не являющихся лицами, участвующими в деле на права которых повлияло вынесенное решение или постановление и др.
Действующее арбитражное процессуальное законодательство не запрещает должностному лицу, имеющему право на принесение протеста, истребовать дело из соответствующего суда и по собственной инициативе.
При отсутствие оснований для истребования дела и принесения протеста лицу, подавшему заявление, должен быть дан мотивированный ответ.
В ст. 185 АПК РФ введена новелла, ограничивающая право организаций и граждан на подачу заявления о принесении протеста: оно теперь может быть подано только после рассмотрения дела в апелляционной и кассационной инстанциях. Заявление о принесении протеста по делу, которое не было предметом рассмотрения ни в одной из этих инстанций, по смыслу закона не подлежит рассмотрению и возвращается лицу, подавшему его.
Подробно порядок работы Президиума регулируется Регламентом, утвержденным Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Перечень полномочий Президиума, данный в ст. 187 АПК РФ, является исчерпывающим.
Ряд существенных новелл внесены и в гл. 23 АПК, посвященную пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов арбитражного суда, вступивших в законную силу.
Конкретизированы основания для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов.
Согласно ч.2 ст. 192 АПК РФ такими основаниями являются:
1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта;
3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия лиц, участвующих в деле либо их представителей или преступные деяния судей, совершенные при рассмотрении данного дела;
4) отмена судебного акта, арбитражного суда, решения, приговора суда либо постановления другого органа, послужившего основанием к принятию данного решения.
Срок подачи заявления о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам по новому АПК РФ исчисляется со дня открытия обстоятельств, служащих основанием для пересмотра судебного акта (ст. 193 АПК РФ), а со дня их установления, как это было записано в ч. 1 ст. 145 АПК РФ 1992 г.
В ч. 3 ст. 193 АПК РФ говорится, что при подаче заявления после истечения установленного срока и отсутствии ходатайства о восстановлении пропущенного срока либо при непредставлении доказательств направления копий заявления и приложенных к нему документов другим лицам, участвующим в деле, оно возвращается судьей заявителю.
Впервые в этой статье записано, что о возвращении заявления выносится определение, которое может быть обжаловано (ч. 4, 5 ст. 193 АПК). данные нормы укрепляют гарантии защиты прав лиц, участвующих в деле, в арбитражном процессе.
Сделанные в ч. 2 ст. 194 АПК РФ дополнения внесли ясность по спорному ранее в арбитражной практике вопросу. Согласно сформулированному здесь правилу, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений и определений апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, которыми изменен судебный акт, производится в той инстанции арбитражного суда, в который изменен судебный акт или принят новый судебный акт.
Значительные коррективы внесены и в полномочия суда, рассматривающего дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Согласно ч. 1 ст. 196 АПК РФ арбитражный суд, рассмотрев заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в законную силу судебного акта, удовлетворяет заявление и отменяет судебный акт либо отказывает в пересмотре.
Таким образом, по новому Кодексу арбитражный суд уже не вправе рассматривать дело по существу и выносить решение в этой стадии процесса, как это было ранее.
Такое решение вполне разумно, поскольку данная стадия процесса создана для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов арбитражного суда, вступивших в законную силу, а не для рассмотрения спора по существу.
5. Исполнение решения
Арбитражный процесс по делу должен заканчиваться исполнением вступившего в законную силу решения арбитражного суда. Решение арбитражного суда подлежит обязательному исполнению всеми организациями, учреждениями, должностными лицами, гражданами — предпринимателями на всей территории Российской Федерации. Существуют определенные правила исполнительного производства, регулирующие отношения между должником и взыскателем (раздел IV АПК РФ).
Исполнение решений арбитражных судов, судов общей юрисдикции и третейских судов по гражданско-правовым спорам является важным составным звеном механизма защиты прав организаций и граждан. Учитывая значимость исполнительного производства, правовые нормы, регулирующие эту группу общественных отношений, выделены в самостоятельные разделы Кодекса.
Раздел IV АПК РФ "Исполнение судебных актов" значительно обновлен. В него, как и в другие разделы АПК РФ, внесено немало новых положений, а также изменений, дополнений и уточнений. Вместе с тем многие важные вопросы либо вовсе не урегулированы, либо регламентированы в общей форме. Все это сделано не случайно, а в расчете на то, что они будут детально урегулированы подготовленным законом "Об исполнительном производстве".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8