участников дела о банкротстве применительно к отдельным процедурам
несостоятельности должника. Причем указанные процессуальные нормы
применяются в приоритетном по отношению к правилам, помещенным в главе
III Закона о банкротстве порядке.
Круг юридических лиц – должников, попадающих в сферу действия
Закона о банкротстве, определен указанным Законом на основании п.1 ст.
65 Кодекса.[10]
Таким образом, в роли должника, в отношении которого может быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), может выступать любая коммерческая организация, за исключением казенного предприятия.
Особым образом решается вопрос в отношении унитарных предприятий,
не находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Унитарные предприятия, не основанные на государственной или
муниципальной собственности, так же как и казенные предприятия, не
могут быть признаны несостоятельными (банкротами). При недостаточности
имущества у таких унитарных предприятий их кредиторы вправе предъявить
свои требования к собственникам их имущества, несущим в этом случае
субсидиарную ответственность по обязательствам предприятий.[11]
Из числа некоммерческих организаций несостоятельными (банкротами) могут быть признаны лишь те из них, которые имеют организационно- правовую форму потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда. Банкротство иных некоммерческих организаций исключается.
Существенными особенностями отличается правовое регулирование
несостоятельности (банкротства) банков и иных кредитных организаций.
Закон о банкротстве включает в себя лишь основные принципиальные
положения о банкротстве этой категории должников, а в остальном
отсылает к специальному закону – федеральному закону «О
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», нормы которого
должны применяться в приоритетном порядке.[12]
Закон о банкротстве (пункты 5 – 7 ст. 1) определяет также соотношение содержащихся в нем норм и положений международного частного права.
8
Основополагающие принципы соотношения внутреннего
законодательства и международного частного права установлены
Конституцией Российской Федерации, согласно которой «общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры
Российской Федерации являются составной частью ее правовой
системы».[13]
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)»
Применение нового Закона о банкротстве порождает известные
трудности. Во-первых, потому, что, как и его предшественники предыдущих
столетий, он объемен и сложен по построению и формулировкам. По
сравнению с Законом от 19 ноября 1992 года «О несостоятельности
(банкротстве) предприятий» объем его вырос более чем в три раза.
Усложнился и расширился понятийный аппарат, внесено много уточнений
процессуального характера, появилось много принципиально новых норм
материального права. Во-вторых, трудности связаны с новым, глубинным
содержанием нового Закона о банкротстве, поскольку он, по существу,
вводит новую идеологию этого процесса. Новая редакция Закона отметает
главный аргумент должника – «Я не плачу потому, что не заплатили мне».
Законодатель не принимает во внимание дебиторскую задолженность перед
должником.
В содержании нового Закона «О несостоятельности (банкротстве)»
может быть выделено, по крайней мере, три следующие характеристики.
Первая касается структуры и широты охвата. По структуре новый Закон
стройнее и последовательнее прежнего. Нет сегодня тех смешений
процессуальных и материальных норм, которые были характерны для Закона
от 19.11.92 г. Например, нормы глав 1,2,4 направлены на урегулирование
материально-правовых вопросов. Глава 3 «Разбирательство дел о
банкротстве в арбитражном суде» целиком посвящается особенностям
рассмотрения дел о банкротстве арбитражными судами. Здесь логически
последовательно излагаются процессуальные правила, начиная с вопросов
подведомственности и подсудности (ст. 29), кончая распределением
судебных расходов (ст. 54).
9
Новый Закон в отдельных параграфах отразил процедуры банкротства
для сельскохозяйственных организаций, страховых организаций,
профессиональных участников рынка ценных бумаг и др.
Новый Закон в полной мере учитывает специфику отдельных категорий
должников и предусматривает связанные с этим особенности применения к
ним процедур банкротства.
Под градообразующими организациями в Законе понимаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта (ст. 132).
Определяя особенности банкротства градообразующих предприятий,
Закон учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в
частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о
банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа
местного самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут
быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной
власти, и органы исполнительной власти субъекта РФ.
По ходатайству названых органов арбитражный суд сможет ввести внешнее управление в отношении должника – градообразующей организации даже в том случае, когда собрание кредиторов проголосует за признание должника банкротом и открытие конкурсного производства. Но тогда соответствующие органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем самым взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность перед его кредиторами.
Кроме того, по ходатайству названных органов внешнее управление может быть продлено арбитражным судом на срок не более года. Таким образом, общая продолжительность внешнего управления, а стало быть, и срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов может составить два с половиной года.
В процессе внешнего управления должником – градообразующей организацией может быть осуществлена продажа предприятия как единого имущественного комплекса, что позволит получить средства, необходимые для расчетов с кредиторами, не прибегая к ликвидации должника, а также сохранить рабочие места. Да и в случае признания градообразующей организации банкротом конкурсный управляющий для первых торгов должен будет предложить к продаже предприятие как единый имущественный комплекс. И только если на торгах не найдется покупатель, конкурсный управляющий получит возможность продавать отдельные активы предприятия.
10
Положения о банкротстве градообразующей организации применяются также и к иным организациям, численность работников которых превышает, пять тысяч человек.
Другая характеристика, о которой необходимо сказать, касается
понятийного аппарата. Основные понятия содержит ст.2 нового Закона о
банкротстве. Уточнения коснулись, например, арбитражного управляющего,
который сегодня выступает в трех лицах: временного, внешнего и
конкурсного (ст. 2). В уточненном варианте приводится определение
самого банкротства, которое, безусловно, представляет интерес для
научного анализа. Банкротство сегодня, с позиций законодателя, - это
признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность
должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по
денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей. Сама формулировка представляется более
совершенной и отточенной по сравнению с той, которая содержалась в ст.1
Закона от 19.11.92 г. Кроме самого определения, новый Закон (ст. 3)
содержит признаки банкротства. Здесь уточняется срок неисполнения
должником обязательств, который составляет 3 месяца (с момента
наступления даты исполнения). Еще один признак, имеющий содержательное
значение, сформулирован в ст. 5. Он касается размеров задолженности. В
соответствии с ним дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным
судом, если требования к должнику – юридическому лицу составляют не
менее 500 минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, российский
Закон кроме факта неплатежей и временного их отрезка устанавливает и
минимальную задолженность. Аналогичный подход содержит законодательство
Англии (там минимальная задолженность составляет 750 фунтов
стерлингов), в отличие от права Франции, где достаточно формального
признака несостоятельности – прекращения платежей. Думается, что
отделение в тексте Закона понятий от признаков – не совсем удачный
прием законодательной техники. Понятие традиционно выводится из
признаков. Если обратиться к формулировкам российского дореволюционного
права, то они явятся очевидным подтверждением этого пути. В них мы
находим упоминание не только о факте неоплатных долгов, но и об их
минимальной сумме, которая в начале XX столетия составляла 1500
рублей.[14]
11
Третий аспект, на котором хотелось бы остановиться, - это
процедуры банкротства, или так называемый процессуальный плюрализм.
Закон от 19.11.92г делил их на реорганизационные, ликвидационные и
мировое соглашение. Реорганизация включала внешнее управление и
санацию, а ликвидация предполагалась в процессе конкурсного
производства. Новый Закон не употребляет терминов «реорганизация» и
«ликвидация». Статья 23 выделяет четыре процедуры для юридических лиц:
наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое
соглашение. Помимо процедуры конкурсного производства, применяемой при
ликвидации должника – юридического лица, к нему могут быть применены и
иные процедуры: наблюдение; внешнее управление; мировое соглашение.
Последнее слово в выборе конкретной процедуры, применяемой к должнику,
всегда остается за арбитражным судом.
Совершенно ново для российского законодательства наблюдение, которое, вводится непосредственно с момента принятия арбитражным судом заявления о банкротстве должника. Главная цель этой процедуры - обеспечить сохранность активов должников до вынесения арбитражным судом решения по существу дела. Выполнение этой задачи возлагается на временного управляющего, назначенного арбитражным судом. При этом руководитель должника не отстраняется от выполнения своих обязанностей, однако, определенные сделки, которые могут привести к отчуждению недвижимого и иного имущества (в зависимости от суммы сделки), он может совершать исключительно с согласия временного управляющего. Другая задача временного управляющего в период наблюдения – разобраться с финансовым состоянием должника и определить, имеется ли возможность восстановить его платежеспособность (при наличии признаков банкротства). Именно временный управляющий еще до принятия арбитражным судом решения по существу дела о банкротстве должен созвать собрание кредиторов, которое на основе информации временного управляющего о результатах анализа финансового состояния должника принимает одно из следующих решений: о введении внешнего управления и обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством или об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Таким образом, принимая решение по делу о банкротстве должника, арбитражный суд может опираться на волю его.
12
кредиторов, которая в варианте с введением внешнего управления
предопределяет решение арбитражного суда.
Законодательно определяются основные последствия введения наблюдения.
Среди них назначение временного управляющего и ограничения органов
управления должника на совершение сделок. Статья 58 устанавливает, что
сделки, связанные с распоряжением недвижимостью, иным имуществом,
балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости
активов должника, а также связанные с получением и выдачей займов,
уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного
управления, должны совершаться исключительно с согласия временного
управляющего.