В соответствии с Положением 1931 года принятие иностранных граждан в гражданство одной из союзных республик и тем самым в гражданство СССР осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать в гражданство СССР иностранных граждан, проживающих за границей, если от них поступали заявления в эти органы.
Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и президиумами ЦИК союзных республик.
Согласно Положению 1931 года, иностранные граждане — рабочие и крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР.
Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства
СССР и выхода из него в отношении: а) иностранцев — рабочих и крестьян,
проживающих в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев,
пользующихся правом политического убежища вследствие преследования их за
революционно-освободительную деятельность; б) лиц, меняющих гражданство в
связи с вступлением в брак.
В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР или исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на территории СССР
Конституция СССР 1936 года, как и предшествующая, закрепила принцип единого союзного гражданства. Она сохранила отнесение к ведению Союза ССР законодательства о союзном гражданстве и о правах иностранцев.
В соответствии с Конституцией СССР 1936 года Верховным Советом 19
августа 1938 г. был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя
сложившиеся принципы гражданства, Закон закрепил ряд новых положений. Он
установил, что гражданами СССР являются; а) все лица, состоявшие к 7 ноября
1917 г, в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского
гражданства; б) лица, которые приобрели советское гражданство в
установленном законом порядке.
Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались
лицами без гражданства (апатридами). Считалось, что такое изменение
оснований для признания гражданства СССР было направлено на повышение
политического и правового значения статуса гражданина СССР. Закон изменил и
порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные
вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного
Совета СССР. Это отражало развивающиеся процессы усиления централизма
советского союзного государства.
В последующие годы принимались многочисленные акты, связанные с решением отдельных вопросов приобретения гражданства СССР И восстановления в гражданстве. К ним относятся указы Президиума Верховного Совета СССР «О порядке приобретения гражданства
1.3 Осуществление в полной мере прав и обязанностей
с 18 лет
Так как гражданство подразумевает под собой определенные права и
обязанности то по действующей Конституции "гражданин Российской Федерации
может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет" [1, c.
7]. Гражданин Российской Федерации вступает в различные общественные
отношения во всех областях гражданской, политической, экономической,
социальной и культурной жизни, и отсюда вытекают его определенные
соответственные права и обязанности. Возможность самостоятельно
осуществлять свои права и обязанности соответствует положению действующего
законодательства о наступлении Гражданского совершеннолетия с достижения 18-
летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью
дееспособным. Способность гражданина своими действиями приобретать
гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности возникает в
полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18
летнего возраста. Дееспособный гражданин может самостоятельно осуществлять
следующие права: заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать
доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему
возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет
самостоятельно и ответственность за свои действия.
Гражданство, сам факт его, человек приобретает с рождения, но те условия, которые вытекают из гражданства, то есть те права и обязанности, которые человека делают полноправным гражданином, наступают с 18 лет, но при этом в Законе сделано исключение. В тех случаях, когда в соответствии с законодательством допускается вступление в брак до достижения 18-летнего возраста, гражданин приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
Возраст гражданского совершеннолетия может не совпадать с возможностью
осуществлять политические права, которые приобретаются на основании других
статей Конституции и избирательных законов. Например, депутатом
Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации по
достижении им 21 года, а для избрания президентом необходимо достичь
возраста 35 лет. Гражданское совершеннолетие не совпадает с трудовым,
которое определено трудовым законодательством.
Дееспособность не является естественным свойством человека. Возраст гражданского совершеннолетия определяется законом и отличается в разных правовых системах. В последнее время за рубежом наблюдаются тенденции снижению этого возраста.
Осуществление прав и обязанностей предполагает, что гражданин осознает значение и предвидит последствия своих действий, в том числе и негативные, которые связаны с совершением им неправомерных действий, невыполнением взятых на себя обязательств. Это требует определенных знаний и жизненного опыта, поэтому закон связывает наступление дееспособности в полном объеме не только с достижением определенного возраста, но и психологическим здоровьем. По мнению многих ученых, наступление совершеннолетия должно быть на более позднем этапе развития человека, его психологии, но возраст 18 лет закреплен в Конституции Российской Федерации, и споры по этой проблеме носят закрытый характер.
1.4 Основные принципы гражданства
Каждый человек по праву носит название "гражданин", т.к. имеет право на гражданство. Это означает, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниях, и что граждане Российской Федерации не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие, различные права и обязанности. Принцип равенства в качестве права гражданина гарантирует всеобщее и равное избирательное право, обеспечивает защиту национальным меньшинствам, защиту от дискриминации, устанавливает запрет выдачи собственных граждан, запрет привилегий и соответственно равенство всех, граждан перед законом. Этот принцип прослеживается и в характерном для многих современных конституций разделение носителей прав и свобод на две основные категории: гражданам предоставляется более широкий объем прав и свобод; в отношении всех остальных, включая иностранцев, проживающих на территории данного государства, допускаются отдельные изъятия. Это главным образом касается политических прав. Только граждане Российской Федерации могут избирать и быть избранными в представительные органы. Только граждане обязаны защищать Отечество и нести некоторые другие обязанности. 80-е годы во многих европейских странах (Франция, ФРГ, Бельгия, Швейцария и т.д.) по мере усиления процессов интеграции все более четко обозначается либерализация оснований приема в гражданство, нарду с этим снимаются ограничения, и расширяется объем прав иностранцев.
В скандинавских странах (за исключением Финляндии) по законам о гражданстве конца 70-х начала 80-х годов иностранцам предоставляются некоторые политические права. В Дании, например, иностранец, проживший здесь 3 года, пользуется активным и пассивным избирательным правом при выборе коммунальных органов; пользуются иностранцы и свободой выражения мнений. Однако свободы собраний и объединений предоставляются только гражданам.
Демократический принцип, провозглашенный в действующей Конституции, является своеобразной гарантией свободного использования российским гражданином его прав и свобод - "гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству".
Хотя принудительная высылка российских граждан за пределы России как
мера наказания не предусмотрена действующим Уголовным кодексом, в практике
иногда наблюдались случаи принудительной высылки российских граждан за
пределы России. Так был выслан, например, писатель Александр Исаевич
Солженицын. Отсутствие в ранее действовавшей Конституции прямого запрета
высылки давало властям возможность действовать произвольно.
Правило, прямо запрещающее высылку российских граждан за пределы
России, полностью соответствует статье 13 Всеобщей декларации прав
человека, провозглашающей право каждого человека покидать любую страну и
возвращаться в свою страну (ч. 2 ст.27).
Под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству в целях привлечения его там к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вынесенного там приговора, вопрос о выдаче российского гражданина возникает обычно в случаях, когда такой гражданин, совершив преступление за границей, возвращается на родину.
Ранее действовавшая Конституция тоже запрещала выдачу российских граждан, однако допускала исключение, если они установлены законом или международным договором, но в настоящей нынешней Конституции никаких исключений не предусматривается: российские граждане никогда не должны выдаваться другому государству.
Закона, допускающего выдачу российских граждан, о котором упоминала ранее действовавшая конституция, не было принято, и международные договоры, заключенные Россией выдачу другому государству российских граждан не предусматривают. Так, все двусторонние договоры России о правовой помощи содержат правило о том, что выдача не имеет места, если человек, которого просят выдать, является гражданином запрашиваемого государства. Аналогичную норму содержит Конвенция стран СНГ от 22 января 1993 года о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (пока не вступила в силу).
Правило Конституции о запрещении выдачи российских граждан направлено на защиту прав, что, однако, не означает освобождение от уголовной ответственности. За совершенные за границей преступления российский гражданин не будет отвечать в России по российским законам. Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления, например, в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии.