Лизинг как вид инвестиционной деятельности
Министерство образования РФ
ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Кафедра гражданского права
Курсовая работа
Тема: «Лизинг – как вид инвестиционной деятельности»
Выполнил: ст. 97 юр. – 5 гр. з/о
Ишмаков И. Р.
Проверила: Светлова Н.Б.
ОРЕНБУРГ 2001 г.
План.
Введение
I Понятие лизинга
1. Становление лизинга в России
2. Нормативное регулирование лизинга в РФ
3. Понятие и виды лизинга
4. Особенности лизинга
II Договор лизинга
2.1 Предмет договора лизинга
2.2 Субъекты договора лизинга
2.3. Права и обязанности субъектов договора лизинга
III Лизинг как вид инвестиционной деятельности
2.1 Роль лизинговых операций в инвестиционной деятельности стран Европы
2.2 Роль лизинговых операций в России
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Что означает инвестиционная деятельность для государства? Прежде всего, это один из важнейших способов вывести производственные отрасли России из застоя, поднять уровень производства в стране до необходимой для нормального функционирования экономики отметки, данная проблема, безусловно, заслуживает рассмотрения.
Одними из определяющих показателей уровня благосостояния государства являются объем и структура инвестиций в национальную экономику. Руководствуясь этим критерием, Россию трудно отнести к развитым странам. Само понятие инвестиционной деятельности было впервые законодательно определено только в 1991 году. Несмотря на значительное количество выпущенных к настоящему моменту документов, далеко не все аспекты инвестиционной деятельности нашли отражение в нормативных актах - пока лишь намечены основные направления инвестиционной политики государства.
Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы
производства и обращения, глубокие изменения экономических условий
хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для
народного хозяйства нашей страны методов обновления материально технической
базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности.
Одним из таких нетрадиционных методов является лизинг. Место лизингового
бизнеса в предпринимательстве определяется, прежде всего, самими объектами
лизинга, представляющими собой важнейшие элементы активной части основных
фондов - машины, оборудование, транспортные и другие средства.
До начала 60-х годов лизинг в зарубежных странах в основном затрагивал
розничные компании, которые часто арендовали свои помещения. В течение
последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо
того, чтобы занимать деньги для покупки аэроплана, компьютера, реактора или
спутника компания может взять его в лизинг. Авиа- и железнодорожные
компании берут в лизинг огромное количество оборудования, многие компании и
мотели берут в лизинг свое имущество, а различные магазины - здания и
склады. Даже предприятия коммунальных услуг обратились к лизингу, т. к. для
них все труднее становится брать деньги в кредит.
Актуальность развития лизинга в России обусловлена, прежде всего,
неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес
морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования,
необеспеченность запасными частями и т. д.), все эти факторы тормозят
развитие производства в нашей стране, Россия не является производителем,
как говорят многие политики: «Россия – это лишь сырьевой придаток Запада».
Естественно, эти проблемы необходимо разрешать и одним из вариантов их
решения может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых,
кредитных и инвестиционных операций. Выбранная мной тема актуальна еще и
потому, что, получив более или менее подробное урегулирование с принятием
Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О лизинге» финансовая
аренда (лизинг) получила свое развитие и стала широко использоваться как в
инвестиционной, так и в предпринимательской деятельности, соответственно
будущему юристу необходимо знать правовые основы и сущность лизинга как
вида инвестиционной деятельности.
I Понятие лизинга
1. Становление лизинга в России
В России лизинг применялся до начала 90-х годов в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Однако и раньше напрокат сдавались легковые машины, а прокат по своей сущности близок к оперативному лизингу.
Позже, в 70- 80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно- прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и т.д., с использованием специальной формы кредита. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами, на определенный срок.
Начало современного развития лизинговых операций на отечественном рынке
можно отнести к 1988 — 1989 гг. в связи с внедрением арендных форм
хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения
лизинга стали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об
аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля
1990 года № 270 “О плане счетов бухгалтерского учета”, в котором был
представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете.
Правительство России своим постановлением от 29 июня 1995 г. № 633 утвердило Временное положение о лизинге, которое заложило нормативные и методологические основы лизинговой деятельности в нашей стране.
Следуя общепринятой в мире практике, Временное положение определило
лизинг как самостоятельный вид предпринимательской деятельности,
направленный на инвестирование временно свободных или привлеченных
финансовых средств, когда по договору лизинга (финансовой аренды)
лизингодатель обязуется приобрести в собственность обусловленное договором
имущество у определенного продавца и предоставить это имущество
лизингополучателю за плату во временное пользование для предпринимательских
целей. При этом указывалось, что объектом лизинга может быть любое движимое
и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным
средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке.
Субъектами лизинговой сделки признавались продавец (изготовитель или
поставщик) имущества, его приобретатель (лизингодатель) и пользователь
(лизингополучатель), которые связаны между собой договорами купли-продажи и
лизинга.
Схожие в целом трактовки основных проблем лизинга содержались и во второй части Гражданского кодекса Российской Федерации (гл. 34, § 6 ), вступившей в действие 1 марта 1996 г.
Эффективность лизинга напрямую зависит от гибкости государственной
амортизационной политики. В рамках общего курса на повышение роли
амортизационных отчислений как одного из основных источников формирования
инвестиций постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня
1996 г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности
в Российской Федерации» был установлен порядок, по которому ко всем видам
движимого лизингового имущества, относящегося к активной части основных
фондов, мог применяться в соответствии с условиями договора лизинга
механизм ускоренной амортизации, здесь также было определено что лизинговое
имущество в течение всего срока действия договора лизинга является
собственностью лизингодателя, за исключением имущества, приобретаемого за
счет бюджетных средств.
Развивалась методическая база лизинга. Министерством экономики и
Министерством финансов Российской Федерации были разработаны типовой устав
акционерной лизинговой компании, примерная форма договора о финансовом
лизинге, методические рекомендации по расчету лизинговых платежей. Минфин
РФ также утвердил инструкцию по бухгалтерскому учету лизинговых операций.
29 октября 1998 г. был принят Закон Р "О лизинге", который вступил в силу 5
ноября 1998 г., в указанном законе была предпринята попытка детально
определить правовые и организационные особенности лизинга, заложить основу
для реформирования налогового, валютного, таможенного законодательства в
части лизинговой деятельности.
На мой взгляд, положения закона более удачны в отношении юридических
формулировок, более точны и определенны, чем положения ранее действующего
законодательства. Это как бы комплекс всего накопленного опыта правового
регулирования лизинговой деятельности. О том, как дальше пойдет развитие
лизинга в России покажет время.
Активность дальнейшего развития лизинга во многом зависит от совершенствования нормативно-правовой базы в РФ, об этом речь пойдет в следующем пункте.
1 Нормативно-правовое регулирование лизинга в РФ
Важнейшим условием интенсивного развития лизинга в российской экономике
является формирование нормативно-законодательной базы лизинговых отношений.
Начиная с 1994 г. органы исполнительной и законодательной власти приняли
больше десяти нормативных актов, в целом способствующих развитию лизинга в
России. Среди положительных аспектов нормативной базы, регулирующей
лизинговую деятельность, следует отметить следующие:
• наличие основных определений терминов лизинга;
• достаточная свобода договорных отношений;
• ускоренная амортизация лизингового оборудования, включение затрат на осуществление лизинговой сделки в себестоимость продукции;
• рекомендации об установлении таможенных льгот для лизинговых компаний;
• рекомендации о снижении некоторых налогов для лизинговых компаний;
• ратификация Конвенции о международном финансовом лизинге.
Ниже проанализированы основные нормативные акты (в хронологическом
порядке) относительно их влияния на законодательную базу лизинга и создания
более прогрессивных и благоприятных условий для его успешного развития в
России.
Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». В этом Указе впервые было дано определение лизинга и его объектов, установлена организационно-правовая форма создания лизинговых компаний. В Указе финансовый лизинг определяется как вид предпринимательской деятельности, направленной на вложение временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда лизингодатель согласно договору о финансовом лизинге берет на себя обязательство приобрести имущество лизингополучателю во временное пользование для предпринимательских целей за плату.
Указ также обязал правительство:
• подготовить рекомендации по вопросу о присоединении Российской
Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава,
1988);
• использовать мировой опыт при разработке лизингового законодательства в России;
• установить таможенные льготы для оборудования, ввозимого по лизинговому договору;
• разработать постановление по вопросам финансового лизинга.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. №
633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и утвержденное им
Временное положение о лизинге. В этом Положении были определены общие
принципы осуществления лизинговых операций, права и обязанности участников
лизингового договора, а также состав и порядок лизинговых платежей,
требования к отражению лизинговых операций в бухгалтерском учете. Кроме
того, это постановление предусматривало подготовку предложений о
предоставлении налоговых льгот для лизингодателей и инвесторов,
осуществляющих операции финансового лизинга со сроком действия не менее
трех лет.