• сведения, от какого лица исходило обращение и кто из других лиц участвовал в деле, их место нахождения или место жительства;
• данные о том, какой судебный акт, по мнению заявителя, требует надзорного пересмотра, дата его принятия и вступления в законную силу;
• сведения о том, какие судебные акты, не оспариваемые, приняты по делу; каким судом приняты указанные судебные акты;
• основное содержание спора, т.е. его предмет.
При отсутствии оснований, указанных в ст. 304 АПК, суд, рассматривающий обращение после возбуждения судьей надзорного производства, отказывает в направлении дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Исходя из того, что обращение в Высший Арбитражный Суд РФ подается, как правило, после того, как дело было рассмотрено в апелляционном и в кассационном порядке, т.е. когда по усмотрению заинтересованного лица использовались другие возможности для пересмотра, отказ на данной стадии нельзя рассматривать как ущемляющий право на судебную защиту. Это право реализуется в рамках установленного процессуальным законом порядка: дело рассматривается по существу судом первой инстанции, проверяется в полном объеме в апелляционной инстанции, и наконец, законность принятых судебных актов проверяется кассационной инстанцией.
В выносимом судом определении должны быть приведены мотивы принятого решения, что составляет основное содержание данного судебного акта. Аргументы, приведенные в заявлении или представлении, анализируются под углом зрения тех оснований, которые содержатся в ст. 304 АПК.
Как указано выше, если усматриваются данные для проверки дела в кассационной инстанции, суд в том же или в отдельном определении указывает на это. Должно быть приведено надлежащее обоснование такого решения. Мотивы направления дела для проверки в кассационном порядке оцениваются кассационной инстанцией.
Остальные реквизиты – те же, что и должны содержаться в определении при передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 300).
Третья стадия
Третьей, заключительной стадией надзорного производства является рассмотрение Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ дела, переданного ему коллегией судей.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ образован в соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Он состоит из Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, председателей восьми судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ и судей Высшего Арбитражного Суда РФ, введенных в состав Президиума по постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.
Количественный состав Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ не является неизменным. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ он может быть дополнен судьями Высшего Арбитражного Суда РФ.
Порядок, обеспечивающий реализацию права каждого из участвующих в деле лиц на участие и выступление на заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, установлен АПК.
Извещение производится по правилам, изложенным в ст. 121 – 124 гл. 12 АПК. Извещение направляется лицам, участвующим в деле, не позднее чем за 15 дней до заседания Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ с указанием необходимых сведений, позволяющих реально принять участие в рассмотрении дела. Порядок направления извещения установлен в ст. 122 АПК. Учитывая значение, которое закон связывает с предоставлением возможности заинтересованным лицам участвовать в судебном заседании, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ должен располагать сведениями о том, что они извещены надлежащим образом (ст. 123 и 124 АПК). При неявке кого-либо из извещенных Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает дело в их отсутствие.
В кодексе значительно шире освещаются вопросы, касающиеся деятельности Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по рассмотрению поступившего дела. Единственным основанием для принятия к производству дела Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ является определение, вынесенное коллегией судей в порядке, установленном ст. 299 АПК.
В АПК 1995 г. не определялось, в какой последовательности и в какие сроки Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает поступившие с протестами дела. Эти вопросы регулировались внутренними актами Высшего Арбитражного Суда РФ. Теперь они решены в законе.
Во-первых, дело должно быть рассмотрено в срок, не превышающий трех месяцев, исчисляемый со дня принятия определения о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 114 АПК процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.
Во-вторых, дела назначаются к слушанию и рассматриваются в порядке очередности их поступления в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ может рассматривать дела только при участии в заседании большинства его членов (50% плюс один).
Право всех участвующих в деле лиц присутствовать в судебном заседании, на котором рассматривается вопрос о надзорном пересмотре дела, является реализацией равных для них процессуальных возможностей на данной стадии судебного разбирательства. Участие в этом заседании является их правом, поэтому никто не может быть лишен этого права.
Судья-докладчик в соответствии с действующими правилами, утвержденными Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ, является членом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и участвует в принятии решения по делу, которое он докладывает.
Порядок формирования судей-докладчиков в АПК прямо не определен. Представляется, что этот процесс должен происходить по правилам, установленным ст. 18 АПК.
Требование к докладу заключается в том, чтобы раскрыть основное содержание дела исходя из тех задач, которые должен решить Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ: есть основания для надзорного пересмотра или их нет. Поэтому главное содержание доклада заключается в разборе доводов, изложенных в обращении в Высший Арбитражный Суд РФ, и мотивов, исходя из которых состав суда, передавший дело в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, счел, что имеются основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора. Учитывая, что Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ полномочен решать только вопросы применения закона, доклад должен быть посвящен анализу правильности применения правовых норм в сопоставлении с основаниями, предусмотренными в ст. 304 АПК.
Лица из числа участвующих в деле, изъявившие желание присутствовать на заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, имеют право выступить и дать устные объяснения. Эти объяснения применительно к основаниям пересмотра будут содержать изложение доводов «за» или «против» позиции, изложенной в обращении и поддержанной в определении о направлении дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Следует подчеркнуть равенство прав всех участвующих в деле лиц быть выслушанным высшей судебной инстанцией государства.
АПК регламентирует последовательность, в которой участвующим в заседании лицам предоставляется слово для дачи устных объяснений: после доклада судьи выступает лицо, обратившееся в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением или представлением, затем другие лица. Очередность их выступлений может быть определена председательствующим.
Заседание Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ завершается после выступлений участвующих лиц принятием постановления.
Принятие постановления Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ должно соответствовать общим правилам разрешения вопросов судом, рассматривающим дело в коллегиальном составе (ч. 1 ст. 20 АПК), если иное не предусмотрено в гл. 36 АПК. Все вопросы решаются большинством голосов членов Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Никто не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий обладает равными правами со всеми членами Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, но голосует последним. При равенстве голосов членов Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ обращение, как не набравшее большинства голосов, отклоняется, и оспариваемый судебный акт сохраняет силу.
4. Понятие и основания пересмотра судебного акта по вновь
открывшимся обстоятельствам
Рассмотрение судом спора и вынесение решения представляет трудоемкий юридический процесс, отражающий сложные, порой запутанные общественные отношения. Практически невозможно полностью исключить вероятность возникновения, по разным причинам, судебных ошибок. Для их исправления в ходе исторического развития судопроизводства правовая мысль выработала несколько способов пересмотра ошибочных решений и иных судебных актов.
После вынесения решения оно приобретает свойство неизменяемости содержания судом, его принявшим. По общему правилу арбитражный суд, принявший решение, не вправе изменять его содержание, пересмотр решения входит в компетенцию специально существующих для этого вышестоящих процессуальных инстанций: апелляционной, кассационной и надзорной, а исправление описок, опечаток, арифметических ошибок, разъяснение решения могут производиться судом только без изменения существа решения.
В то же время судебный акт (решение, определение, постановление) может оказаться необоснованным и незаконным по не зависящим от суда и лиц, участвующих в деле, причинам. Имеются в виду случаи, когда, рассматривая дело и принимая решение, суд не учел какие-либо обстоятельства, которые уже в то время существовали, но об этом, по разным причинам, суду было неизвестно. Для исправления такой ситуации АПК предоставляет арбитражному суду, принявшему судебный акт, право самому пересмотреть судебный акт по вновь открывшимся обстоятельствам. Пересмотр судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам является самостоятельной стадией арбитражного процесса, отличающейся особыми процессуальными правилами, учитывающими ее (стадии) основную цель и, соответственно, специфику.
Таким образом,
сущность пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам как института арбитражного процессуального права составляет надзор за законностью и обоснованностью судебных актов при получении арбитражным судом, их вынесшим, сведений о наличии вновь открывшихся обстоятельств.
Право на пересмотр судебного акта возникает у суда только после вступления его в законную силу. Поскольку вступление судебного акта в законную силу характерно только для арбитражных судов, рассматривающих дело в первой инстанции, соответственно, данное правило распространяется исключительно на арбитражные суды субъектов Федерации, кроме дел об оспаривании нормативных правовых актов, решения по которым вступают в законную силу немедленно. Не распространяется оно и на решения Высшего Арбитражного Суда РФ, принятые по первой инстанции, которые также вступают в законную силу немедленно после принятия (см. комментарий к ст. 180 АПК).
Таким образом, арбитражный суд субъекта Федерации вправе пересмотреть вынесенное им решение либо по истечении срока на его обжалование, либо после принятия постановления апелляционной инстанцией по результатам рассмотрения жалобы. Это правило распространяется и на решения, которые исполняются немедленно: об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, решений и действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц, а также на те, которые приведены арбитражным судом по заявлению истца к немедленному исполнению.
Определения, вынесенные арбитражным судом любой инстанции в виде отдельного судебного акта (так как они исполняются немедленно), все решения, принимаемые Высшим Арбитражным Судом РФ, арбитражными судами первой инстанции по делам об оспаривании нормативных правовых актов, постановления, выносимые судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам практически сразу же после их принятия, поскольку вступают в законную силу немедленно.