Пересмотр судебных актов в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам

• сведения, от какого лица исходило обращение и кто из других лиц участвовал в деле, их место нахождения или место жительства;

• данные о том, какой судебный акт, по мнению заявителя, требует надзорного пересмотра, дата его принятия и вступления в законную силу;

• сведения о том, какие судебные акты, не оспариваемые, приняты по делу; каким судом приняты указанные судебные акты;

• основное содержание спора, т.е. его предмет.

При отсутствии оснований, указанных в ст. 304 АПК, суд, рассматривающий обращение после возбуждения судьей надзорного производ­ства, отказывает в направлении дела в Президиум Высшего Арбитраж­ного Суда РФ. Исходя из того, что обращение в Высший Арбитражный Суд РФ подается, как правило, после того, как дело было рассмотрено в апелляционном и в кассационном порядке, т.е. когда по усмотрению за­интересованного лица использовались другие возможности для пере­смотра, отказ на данной стадии нельзя рассматривать как ущемляющий право на судебную защиту. Это право реализуется в рамках установлен­ного процессуальным законом порядка: дело рассматривается по суще­ству судом первой инстанции, проверяется в полном объеме в апелляционной инстанции, и наконец, законность принятых судебных актов про­веряется кассационной инстанцией.

В выносимом судом определении должны быть приведены мотивы принятого решения, что составляет основное содержание данного судеб­ного акта. Аргументы, приведенные в заявлении или представлении, анализируются под углом зрения тех оснований, которые содержатся в  ст. 304 АПК.

Как указано выше, если усматриваются данные для проверки дела в кассационной инстанции, суд в том же или в отдельном определении указывает на это. Должно быть приведено надлежащее обоснование та­кого решения. Мотивы направления дела для проверки в кассационном порядке оцениваются кассационной инстанцией.

Остальные реквизиты – те же, что и должны содержаться в опреде­лении при передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 300).

Третья стадия

Третьей, заключительной стадией надзорного производства являет­ся рассмотрение Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ дела, переданного ему коллегией судей.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ образован в соответ­ствии со ст. 15 Федерального конституционного закона «Об арбитраж­ных судах в Российской Федерации». Он состоит из Председателя Выс­шего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя Высшего Ар­битражного Суда РФ, председателей восьми судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ и судей Высшего Арбитражного Суда РФ, вве­денных в состав Президиума по постановлению Пленума Высшего Ар­битражного Суда РФ.

Количественный состав Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ не является неизменным. По решению Пленума Высшего Арбитраж­ного Суда РФ он может быть дополнен судьями Высшего Арбитражно­го Суда РФ.

Порядок, обеспечивающий реализацию права каждого из участвую­щих в деле лиц на участие и выступление на заседании Президиума Выс­шего Арбитражного Суда РФ, установлен АПК.

Извещение производится по правилам, изложенным в ст. 121 – 124 гл. 12 АПК. Извещение направляется лицам, участвующим в деле, не по­зднее чем за 15 дней до заседания Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ с указанием необходимых сведений, позволяющих реально при­нять участие в рассмотрении дела. Порядок направления извещения ус­тановлен в ст. 122 АПК. Учитывая значение, которое закон связывает с предоставлением возможности заинтересованным лицам участвовать в судебном заседании, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ дол­жен располагать сведениями о том, что они извещены надлежащим об­разом (ст. 123 и 124 АПК). При неявке кого-либо из извещенных Пре­зидиум Высшего      Арбитражного Суда РФ рассматривает дело в их отсут­ствие.

В кодексе значительно шире освещаются вопросы, касающиеся деятельности Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по рассмотрению поступившего дела. Единственным основанием для принятия к про­изводству дела Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ является определение, вынесенное коллегией судей в порядке, установленном ст. 299 АПК.

В АПК 1995 г. не определялось, в какой последовательности и в ка­кие сроки Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает поступившие с протестами дела. Эти вопросы регулировались внутрен­ними актами Высшего Арбитражного Суда РФ. Теперь они решены в законе.

Во-первых, дело должно быть рассмотрено в срок, не превышающий трех месяцев, исчисляемый со дня принятия определения о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 114 АПК процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.

Во-вторых, дела назначаются к слушанию и рассматриваются в по­рядке очередности их поступления в Президиум Высшего Арбитражно­го Суда РФ.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ может рассматривать дела только при участии в заседании большинства его членов (50% плюс один).

Право всех участвующих в деле лиц присутствовать в судебном заседании, на котором рассматривается вопрос о надзорном пересмотре дела, является реализацией равных для них процессуальных возможностей на данной стадии судебного разбирательства. Участие в этом заседании является их правом, поэтому никто не может быть лишен этого права.

Судья-докладчик в соответствии с действующими правилами, утвержденными Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ, является членом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и участвует в принятии решения по делу, которое он докладывает.

Порядок формирования судей-докладчиков в АПК прямо не опре­делен. Представляется, что этот процесс должен происходить по прави­лам, установленным ст. 18 АПК.

Требование к докладу заключается в том, чтобы раскрыть основное содержание дела исходя из тех задач, которые должен решить Президи­ум Высшего Арбитражного Суда РФ: есть основания для надзорного пе­ресмотра или их нет. Поэтому главное содержание доклада заключается в разборе доводов, изложенных в обращении в Высший Арбитражный Суд РФ, и мотивов, исходя из которых состав суда, передавший дело в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, счел, что имеются основа­ния для пересмотра судебного акта в порядке надзора. Учитывая, что Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ полномочен решать толь­ко вопросы применения закона, доклад должен быть посвящен анализу правильности применения правовых норм в сопоставлении с основани­ями, предусмотренными в ст. 304 АПК.

Лица из числа участвующих в деле, изъявившие желание присутство­вать на заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, имеют право выступить и дать устные объяснения. Эти объяснения примени­тельно к основаниям пересмотра будут содержать изложение доводов «за» или «против» позиции, изложенной в обращении и поддержанной в оп­ределении о направлении дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Следует подчеркнуть равенство прав всех участвующих в деле лиц быть выслушанным высшей судебной инстанцией государства.

АПК регламентирует последовательность, в которой участвующим в заседании лицам предоставляется слово для дачи устных объяснений: пос­ле доклада судьи выступает лицо, обратившееся в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением или представлением, затем другие лица. Очередность их выступлений может быть определена председательствующим.

Заседание Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ завершается после выступлений участвующих лиц принятием постановления.

Принятие постановления Президиумом Высшего Арбитражного Су­да РФ должно соответствовать общим правилам разрешения вопросов судом, рассматривающим дело в коллегиальном составе (ч. 1 ст. 20 АПК), если иное не предусмотрено в гл. 36 АПК. Все вопросы решаются боль­шинством голосов членов Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Никто не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий обладает равными правами со всеми членами Президиума Высшего Ар­битражного Суда РФ, но голосует последним. При равенстве голосов членов Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ обращение, как не набравшее большинства голосов, отклоняется, и оспариваемый судеб­ный акт сохраняет силу.

4.                Понятие и основания пересмотра судебного акта по вновь

открывшимся обстоятельствам


Рассмотрение судом спора и вынесение решения представляет тру­доемкий юридический процесс, отражающий сложные, порой запутан­ные общественные отношения. Практически невозможно полностью исключить вероятность возникновения, по разным причинам, судебных ошибок. Для их исправления в ходе исторического развития судопроиз­водства правовая мысль выработала несколько способов пересмотра ошибочных решений и иных судебных актов.

После вынесения решения оно приобретает свойство неизменяемо­сти содержания судом, его принявшим. По общему правилу арбитраж­ный суд, принявший решение, не вправе изменять его содержание, пе­ресмотр решения входит в компетенцию специально существующих для этого вышестоящих процессуальных инстанций: апелляционной, касса­ционной и надзорной, а исправление описок, опечаток, арифметических ошибок, разъяснение решения могут производиться судом только без изменения существа решения.

В то же время судебный акт (решение, определение, постановление) может оказаться необоснованным и незаконным по не зависящим от суда и лиц, участвующих в деле, причинам. Имеются в виду случаи, когда, рассматривая дело и принимая решение, суд не учел какие-либо обсто­ятельства, которые уже в то время существовали, но об этом, по разным причинам, суду было неизвестно. Для исправления такой ситуации АПК предоставляет арбитражному суду, принявшему судебный акт, право са­мому пересмотреть судебный акт по вновь открывшимся обстоятель­ствам. Пересмотр судебного акта по вновь открывшимся обстоятель­ствам является самостоятельной стадией арбитражного процесса, отли­чающейся особыми процессуальными правилами, учитывающими ее (стадии) основную цель и, соответственно, специфику.

Таким образом,

сущность пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам как института арбитражного процессуального права составляет надзор за законностью и обоснованностью судебных ак­тов при получении арбитражным судом, их вынесшим, сведений о наличии вновь открывшихся обстоятельств.

Право на пересмотр судебного акта возникает у суда только после вступления его в законную силу. Поскольку вступление судебного акта в законную силу характерно только для арбитражных судов, рассматрива­ющих дело в первой инстанции, соответственно, данное правило распро­страняется исключительно на арбитражные суды субъектов Федерации, кроме дел об оспаривании нормативных правовых актов, решения по которым вступают в законную силу немедленно. Не распространяется оно и на решения Высшего Арбитражного Суда РФ, принятые по пер­вой инстанции, которые также вступают в законную силу немедленно после принятия (см. комментарий к ст. 180 АПК).

Таким образом, арбитражный суд субъекта Федерации вправе пере­смотреть вынесенное им решение либо по истечении срока на его обжа­лование, либо после принятия постановления апелляционной инстанци­ей по результатам рассмотрения жалобы. Это правило распространяется и на решения, которые исполняются немедленно: об оспаривании ненорма­тивных актов органов государственной власти, органов местного самоуп­равления, иных органов, решений и действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц, а также на те, которые приведены арбит­ражным судом по заявлению истца к немедленному исполнению.

Определения, вынесенные арбитражным судом любой инстанции в виде отдельного судебного акта (так как они исполняются немедленно), все решения, принимаемые Высшим Арбитражным Судом РФ, арбит­ражными судами первой инстанции по делам об оспаривании норматив­ных правовых актов, постановления, выносимые судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам практически сразу же после их принятия, поскольку вступают в законную силу немедленно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты