Правила о заключении договора в простой письменной форме несколько отличаются от тех, которые предусмотрены в отношении сделок, совершаемых в письменной форме. Такие сделки должны быть совершены путем составления документа, выражающего содержание сделки и подписанного лицами, совершающими сделку, или уполномоченными ими лицами (п. 1 ст. 160).
В отношении договора в письменной форме помимо составления одного
документа, подписываемого сторонами, для его заключения может быть
использован и такой способ, как обмен документами с помощью почтовой,
телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи.
Независимо от того, какой вид связи используется, главное, чтобы при этом
можно было достоверно установить, что документ исходит от стороны по
договору.
В связи с этим важно отметить также, что стороны вправе использовать факсимильное воспроизведение подписи с помощью средств механического или иного копирования, а также электронно-цифровую подпись (п. 2 ст. 160).
Всякий договор заключается посредством направления оферты одной из сторон и ее акцепта другой стороной.
Под офертой понимается предложение заключить договор (ст. 435 ГК). Такое предложение должно отвечать следующим обязательным требованиям: во-первых, оно должно быть адресовано конкретному лицу (лицам); во-вторых, быть достаточно определенным: в-третьих, должно выражать намерение сделавшего его лица заключить договор с адресатом, которым будет принято предложение; в-четвертых, оно должно содержать указание на существенные условия, на которых предлагается заключить договор.
По форме оферта может быть самой различной: письмо, телеграмма, факс и т. д. Офертой может служить и разработанный стороной, предлагающей заключить договор, проект такого договора.
Направление оферты связывает лицо, ее пославшее. Связанность фактом направления оферты означает, что лицо, сделавшее предложение заключить договор, в случае безоговорочного акцепта этого предложения его адресатом автоматически становится стороной в договорном обязательстве. Такое особое состояние связанности своим собственным предложением наступает для лица, направившего оферту, с момента ее получения адресатом. С этого момента указанное лицо должно соизмерять свои действия с возможными юридическими последствиями, которые могут быть вызваны акцептом оферты.
Например, лицо, направившее определенному адресату предложение о
заключении договора купли-продажи имеющегося у него товара, не лишено
возможности направить такое же предложение и другим потенциальным
покупателям. Но в результате в случае акцепта оферты сразу несколькими
покупателями может возникнуть ситуация, когда один и тот же товар явится
предметом различных договоров купли-продажи. Причем покупатели по всем
таким договорам приобретут право требовать от продавца передачи товара, а в
случае неисполнения этой обязанности - и возмещения причиненных убытков
(ст. 398).
Оферта может считаться не полученной лишь в том случае, если ее опередит или будет получено одновременно с ней извещение о ее отзыве.
Оферте (направленной и полученной адресатом) присуще еще одно важное свойство - безотзывность.
Принцип безотзывности оферты, то есть невозможности для лица отзывать
свое предложение о заключении договора в период с момента получения
адресатом и до истечения установленного срока для ее акцепта, сформулирован
в виде презумпции (ст. 436). Право лица, направившего оферту, отозвать ее
(отказаться от предложения) может быть предусмотрено самой офертой.
Возможность отказа от сделанного предложения может также вытекать из
существа самого предложения или из обстановки, в которой оно было сделано.
Вместе с тем далеко не всякое предложение вступить в договорные отношения может быть признано офертой. В некоторых случаях такого рода предложения могут считаться лишь приглашением делать оферту.
Так, рекламу и иные подобные предложения товаров, работ и услуг
необходимо отличать от предложения заключить договор (оферты). Отличие
состоит в том, что реклама адресована неопределенному кругу лиц и, как
правило, не бывает достаточно определенной для заключения договора. Цель
рекламы - показать свойства товаров, выгодно отличающие их от аналогичных.
Однако она не преследует цели сообщения потенциальному контрагенту
существенных условий будущего договора.
Поэтому в п. 1 ст. 437 ГК реклама и подобные предложения товаров, работ и услуг квалифицируются лишь как приглашение лицам, ознакомившимся с информацией, содержащейся в рекламе, самим обращаться к рекламодателю с просьбой о продаже товара, выполнении работ, оказании услуг и с предложением о заключении соответствующего договора (приглашение делать оферты).
Публичной офертой признается лишь такое предложение неопределенному кругу лиц, которое включает в себя существенные условия будущего договора, а главное - в котором явно выражена воля лица, делающего предложение, заключить договор с каждым, кто к нему обратится.
В практической деятельности многих коммерческих организаций, предложения которых могут расцениваться как публичная оферта, лицам, обращающимся к ним, нередко предлагается также совершить определенные конклюдентные действия. Например, издательство, предлагая свои книги широкому кругу читателей, сообщает также свои платежные реквизиты и выдвигает в качестве условия получения соответствующих книг предоставление копии платежного поручения, свидетельствующего о перечислении платы за книги в пределах установленных издательством цен.
Юридические последствия признания предложения публичной офертой заключаются в том, что лицо, совершившее необходимые действия в целях акцепта оферты (например, приславшее заявку на соответствующие товары), вправе требовать от лица, сделавшего такое предложение, исполнения договорных обязательств.
В оферте выражена воля лишь одной стороны, а, как известно, договор заключается по волеизъявлению обеих сторон. Поэтому решающее значение в оформлении договорных отношений имеет ответ лица, получившего оферту, о согласии заключить договор.
Акцепт, то есть ответ лица, которому была направлена оферта, о принятии ее условий, должен быть полным и безоговорочным (ст. 438 ГК).
Акцепт может быть выражен не только в форме письменного ответа (включая сообщение по факсу, с помощью телеграфа и других средств связи). В случае, если предложение заключить договор было выражено в форме публичной оферты, к примеру путем помещения товара на прилавке или в витрине магазина либо в торговый автомат, акцептом могут быть фактические действия покупателя по оплате товара. В определенных ситуациях акцептом могут быть признаны и другие действия контрагента по договору (заполнение карты гостя и получение квитанции в гостинице, приобретение билета в трамвае и т. п.).
В качестве акцепта в соответствующих случаях признается и совершение действий по выполнению условий договора, указанных в оферте. Для этого требуется, чтобы такие действия были совершены в срок, установленный для акцепта. Данное правило хотя и носит диспозитивный характер, но будет иметь важное значение для правового регулирования имущественного оборота.
Ранее действовавшим законодательством акцепт путем совершения действий по выполнению предусмотренных офертой условий договора не допускался (см. ст. 58 Основ 1991 года). Это нередко ставило в тяжелое положение добросовестных участников имущественного оборота. Например, нередко встречались ситуации, когда предприятие-поставщик, получив телеграмму предприятия-покупателя с просьбой поставить определенное количество товаров и с гарантией их оплаты в кратчайший срок, производил отгрузку соответствующих товаров, однако денежные средства покупателем не перечислялись. Если такой поставщик обращался с иском в суд (арбитражный суд), он был вправе претендовать только на сумму, составляющую стоимость отгруженного товара. В то же время суд отказывал ему во взыскании с покупателя пени за просрочку платежа и убытков, вызванных несвоевременной оплатой товаров, поскольку отношения сторон квалифицировались судом как бездоговорные. Названные требования по законодательству могли быть предъявлены к контрагенту лишь за невыполнение договорных обязательств. В итоге принималось безупречное с позиции законности, но ущербное с точки зрения справедливости решение суда.
Кодекс, решая эту проблему, рассматривает действия стороны, получившей
оферту, по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров,
выполнение работ, предоставление услуг и т. п.) в качестве акцепта оферты.
Таким образом, в приведенном примере отношения сторон будут признаны
договорными, а действия покупателя, задержавшего оплату товаров, -
нарушением договорных обязательств со всеми вытекающими правовыми
последствиями.
Молчание не признается акцептом. Это правило также сформулировано в форме презумпции: иное допускается, если возможность акцепта оферты путем молчания вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон.
К примеру, если арендатор продолжает пользоваться арендованным имуществом после истечения срока договора аренды при отсутствии возражения со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (п. 4 ст. 86 Основ). В данном случае и оферта, и акцепт по возобновленному договору совершаются в форме молчания.
Получение акцепта лицом, направившим оферту, является свидетельством того, что договор заключен. В связи с этим отзыв акцепта после его получения адресатом является, по сути, односторонним отказом от исполнения договорных обязательств, что по общему правилу не допускается (ст. 310 ГК).
Поэтому отзыв акцепта возможен лишь до того момента, когда договор будет
считаться заключенным. В случаях, когда извещение об отзыве акцепта
опережает сам акцепт (то есть акцепт еще не получен лицом, направившим
оферту) либо поступает одновременно с ним, акцепт признается не полученным
(ст. 439).
Большое значение в практике заключения договоров имеет срок для акцепта, поскольку именно своевременный акцепт может признаваться свидетельством заключения договора. Правила о сроке для акцепта сформулированы в ГК применительно к двум различным ситуациям: когда срок для акцепта указан в самой оферте и когда оферта не содержит срока для ее акцепта.
Если срок для акцепта определен в оферте, обязательным условием, при
котором договор будет считаться заключенным, является получение лицом,
направившим оферту, извещения о ее акцепте в срок, установленный офертой
(ст. 440). Необходимо обратить внимание на то, что правовое значение
придается не дате направления извещения об акцепте, а именно дате получения
этого извещения адресатом. Поэтому лицо, получившее оферту и желающее
заключить договор, должно позаботиться о том, чтобы извещение об акцепте
было направлено заблаговременно с таким расчетом, чтобы оно поступило
адресату в пределах срока, указанного в оферте.
Ранее действовавшее законодательство, регулировавшее порядок заключения договоров поставки продукции и товаров, подряда на капитальное строительство и другие договоры в сфере предпринимательства, обычно ориентировало стороны на соблюдение срока для рассмотрения проекта договора и направления другой стороне подписанного экземпляра договора. Более того, дата получения подписанного договора (то есть акцепта) не имела юридического значения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8