Подготовка договора. Порядок заключения
p> Нередко обменными называют операции, которые по существу таковыми не являются. В стране повсеместно функционируют так называемые пункты обмена иностранной валюты, которые в действительности совершают преимущественно не что иное, как договоры купли-продажи. Исключение составляет получившая распространение услуга по обмену долларов США старого образца на новые купюры за соответствующее комиссионное вознаграждение.

Действующее определение договора мены не воспроизводит ту дефиницию этого договора, которая была в ГК РСФСР 1964 года ("По договору мены между сторонами производится обмен одного имущества на другое"). Поэтому ошибочно утверждение, что ст.567 ГК РФ сохраняет традиционное определение договора мены, содержавшееся ранее в ст.255 ГК 1964 года (см. Комментарий к
Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). М.,
1996. С.144). В то же время в п.2 ст.567 ГК, в принципе, повторено положение ст.255 ГК РСФСР, касающееся применения к мене соответственно правил о купле-продаже. Вместе с тем в ней впервые установлено, что это не должно противоречить правилам настоящей главы и существу мены. Таковыми, в частности, являются нормы, предусматривающие оплату товара (включая предварительную), поскольку по общему правилу денежные расчеты не сопровождают мену. Исключение составляет закрепленный п.2 ст.568 ГК случай, когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными. Договор мены, как и купля-продажа, - товарная сделка, не имеющая, однако, столь повсеместного распространения, как купля-продажа.
Его роль в товарообороте во многом уступает последней. Как явствует из содержания ст.455 ГК ("Условие договора о товаре"), под товаром понимаются любые вещи с соблюдением требований, предъявляемых ст.129 Кодекса
("Оборотоспособность объектов гражданских прав").

Наряду с нормами, закрепленными в главе ГК о мене, некоторые положения о ней включены в данный закон в связи с регламентацией прочих отношений, например распоряжения имуществом подопечного (ст.37), оснований приобретения права собственности (ст.218), преимущественного права покупки
(ст.250).

Следует иметь в виду, что относящиеся к мене правила содержатся и в ряде других нормативных актов. В соответствии со ст.7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" не допускается издание актов или совершение действий, устанавливающих запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона
Российской Федерации, республики, края, области, района, города, района в городе в другой (Ведомости РФ. 1991. N 16. Ст.499; СЗ РФ. 1995. N 22.
Ст.1977). Утвержденная постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г.
Федеральная программа развития экспорта (СЗ РФ. 1996. N 8. Ст.770) среди экономических мер стимулирования вывоза за границу называет экспорт подакцизных товаров и продукции, реализуемых по так называемым бартерным контрактам. Подобное название договора мены нередко используется в гражданском обороте, особенно в сфере внешней торговли.

В современных условиях несомненный интерес представляет собой связанное с меной понятие внешнеторговых бартерных сделок. Впервые оно сформулировано в Указе Президента РФ от 18 августа 1996 г. "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" (СЗ РФ. 1996. N 35.
Ст.4141). Упомянутое понятие значительно отличается от закрепленного в ГК определения договора мены. Как сказано в Указе, под бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. К таким сделкам не относятся сделки, в силу которых происходит использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств.

Бартерные сделки совершаются в простой письменной форме путем заключения двустороннего договора мены. Договор, который должен иметь дату и номер, оформляется, как правило, в виде одного документа. Исключение составляют бартерные сделки, заключаемые в счет выполнения международных соглашений. В этом случае допускается оформление договоров в виде нескольких документов, содержащих сведения, позволяющие отнести договор к конкретному соглашению, а также установить взаимосвязь этих документов в целях определения условий исполнения бартерной сделки. Как видно из содержания Указа, в нем существенно расширен круг объектов бартерных сделок по сравнению с традиционным договором мены, как он сформулирован в гражданском законе.
Квалифицируя бартерные сделки в качестве двустороннего договора мены, Указ требует, чтобы в нем были определены номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товаров; перечень работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, их стоимость, сроки выполнения работ, момент предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. Особое место отводится перечню документов, передаваемых российскому лицу для подтверждения факта выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. При этом должен быть соблюден порядок удовлетворения претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами условий договора.

В целях реализации положений названного Указа и обеспечения защиты экономических интересов Российской Федерации при совершении рассматриваемых договоров Правительство РФ 31 октября 1996 г. приняло специальное постановление "О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок" (СЗ РФ. 1996. N 46. Ст.5250). Этим актом соответствующим министерствам и ведомствам было предложено утвердить Положение об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской
Федерации, а также другие акты, касающиеся государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок. Обменные операции между соответствующими организациями предусмотрены также другими (сохраняющими свою силу) нормативными актами. Так, действующий на территории Российской Федерации в соответствии со ст.4 Федерального закона от 22 декабря 1995 г. "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" Устав железных дорог Союза ССР возлагает на министерства и ведомства - грузоотправителей для устранения встречных и других нерациональных перевозок обязанность в необходимых случаях производить обмен однородной
(взаимозаменяемой) продукции.

Изложенные наиболее общие правила Закона и важнейших подзаконных актов о мене являются, как это и должно быть, императивными.

В отличие от ст.567 ГК следующая за ней статья Закона устанавливает диспозитивные правила двоякого вида. Одно из них касается обмена равноценными товарами и связанных с этим расходов, второе - обмена неравноценными товарами. Следует иметь в виду, что закон исходит из предположения равноценности обмениваемых товаров. Однако условие иного содержания может быть включено в договор. Это облегчит взаимоотношения сторон, в особенности в случае возникновения спора между ними. Стороны вправе "отойти" от текста закона и при решении вопроса о расходах на передачу и принятие обмениваемых товаров. Не исключается возможность отнесения к таким расходам, в частности, суммы расценок на оформление прав на имущество, стоимости его перевозки. Если из текста договора явствует, что обмениваются товары неравноценные, возникает необходимость оплаты разницы в цене. Подобная обязанность ложится на сторону, получающую более дорогостоящий товар. И в этом случае контрагенты вправе договориться о другом, чем предусмотрено в статье, порядке компенсации разницы в ценах обмениваемых товаров.

Закон не требует одномоментности обмена товарами - сроки их передачи могут не совпадать. Но тогда должны быть особо обеспечены интересы той стороны, которая в силу договора обязана передать товар первой, до того как получит товар от другой стороны. Соответствующие права предоставляются ст.328 ГК (к которой отсылает данная норма) о встречном исполнении обязательств. Таковым признается исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной. Названная сторона при перечисленных в статье условиях (в случае непредоставления другой стороной обусловленного договором исполнения обязанности или наличия обстоятельств, с очевидностью свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в обусловленный срок) вправе приостановить исполнение своей обязанности либо отказаться от ее исполнения и потребовать возмещения убытков.

Особое правило определяет время перехода права собственности на обмениваемые товары. Будучи новеллой в гражданском законодательстве, эта специальная норма (ст.570 ГК) развивает общее положение, сформулированное в гл.14 Кодекса "Приобретение права собственности". Согласно ст.223 ГК право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В рассматриваемой ситуации право собственности на товары возникает у каждой стороны не только одновременно, но и после того, как обязанности по передаче соответствующих товаров будут исполнены сторонами. Вместе с тем эта норма наряду со ст.568 ГК является диспозитивной, позволяющей участникам договора определить другой момент возникновения права собственности на обмениваемые товары.

Новым и в то же время императивным является правило заключительной статьи 571 главы 31, посвященной мене ("Ответственность за изъятие товара, приобретенного по договору мены"). Здесь закреплено положение, сходное с тем, которое в ст.461 ГК формулируется как основания, возникшие до исполнения договора купли-продажи. Однако в отличие от последнего потерпевшая сторона, у которой изъят товар, полученный при обмене, вправе потребовать от контрагента не только возмещения понесенных убытков, но и возврата полученного от него товара.

В современных условиях российского рынка договор мены получает распространение, и ГК дает ему более полную регламентацию по сравнению с ГК
1964, где этому договору была посвящена всего одна статья (ст.255 ГК 1964).
Договор мены в сфере внешней торговли именуется бартерной сделкой или бартером и является предметом специального регулирования (Указ Президента
РФ от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" - СЗ РФ, 1996, N 35, ст.4141).

К договору мены не могут, в частности, применяться как противоречащие существу мены правила о купле-продаже, касающиеся денежных расчетов (ст.486-
489 ГК), поскольку денежные расчеты при мене не производятся, кроме специального случая, названного в п.2 ст.568 ГК.

При заключении договора мены государственными и муниципальными унитарными предприятиями в силу договора передается или возникает право хозяйственного ведения или право оперативного управления (п.2 ст.299 ГК).

Установлена презумпция равноценности обмениваемых товаров. Право собственности на обмениваемые товары переходит одновременно и после исполнения обеими сторонами их обязательств по передаче товаров. Это в интересах обоих участников договора мены, однако определить такой момент технически непросто, особенно при встречных отгрузках обмениваемых товаров.
Поэтому допускается установление законом и договором иных правил о переходе права собственности.

Договор мены представляет собой гражданско-правовой договор, по которому каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой (ст. 567 ГК).

В реальном имущественном обороте предприниматели предпочитают пользоваться понятием "бартерные сделки", хотя это понятие не в полной мере отвечает существу обязательств, возникающих из таких договоров. В российском законодательстве традиционно отношения, складывающиеся при обмене товаров на эквивалентной основе, регулировались именно договором мены (см. главу 22 ГК 1964 года).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты