Подведомственность и подсудность гражданских дел
p> Спор об отмене разрешения на хозяйственную деятельность, выданного организации, гражданину-предпринимателю, подлежит разрешению в арбитражном суде. Если же гражданин, получивший разрешение на хозяйственную деятельность, еще не зарегистрирован как предприниматель, такой спор разрешается в общем суде.

Определяя подведомственность гражданских дел, законодательство, как правило, в каждом случае предусматривает определенный способ защиты нарушенного или оспариваемого права, исключая возможность обращения за разрешением дела в какой-то другой орган помимо указанного в законе.
Установленная таким образом подведомственность называется исключительной.

Исключительная подведомственность установлена для большинства споров, возникающих из гражданских, семейных, административных правоотношений.
Вместе с тем, принимая во внимание различные обстоятельства (в одних случаях - необходимость обеспечить более оперативное решение вопроса, исключить возможность поступления в суд заведомо бесспорных дел, в других- характер спорного правоотношения, быстрее и правильнее разобраться в котором могут созданные на местах органы или общественные организации и т. п.), законодатель в ряде случаев отступает от этого правила.

Так, для некоторых категорий гражданских дел важным условием подведомственности их общему или арбитражному суду является соблюдение предварительного внесудебного порядка урегулирования спора (условная подведомственность). Так, дела по искам, вытекающим из железнодорожных, водных или воздушных перевозок, суд может рассматривать только при выполнении истцом претензионного порядка, т. е. после предварительного предъявления истцом претензии непосредственно к ответчику.

В соответствии со ст. 3 Закона от 21 мая 1990 г. «О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций» решение налоговой инспекции по жалобам на действия должностных лиц инспекций может быть обжаловано в вышестоящую налоговую инспекцию. При несогласии граждан с принятым решением действия должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Необходимость предварительного обращения в вышестоящий орган требуется и по некоторым категориям дел, возникающих из административно-правовых отношений. Условная подведомственность установлена для большинства трудовых и земельных споров.

В ряде случаев закон допускает возможность рассмотрения тех или иных категорий гражданских дел не только в суде, но и в другом юрисдикционном органе (альтернативная подведомственность). Выбор между несколькими органами, которым, согласно закону, подведомственно дело, в одних случаях предоставляется истцу, в других - определяется соглашением сторон. Такая подведомственность предусмотрена, в частности, для гражданско-правовых споров, разрешаемых третейскими судами. Жалоба на решение комиссии по назначению пенсий может быть подана в районный (городской) орган власти либо в районный (городской) народный суд.

Возможность выбора между судебной и административной формой защиты права допускается и в некоторых других случаях. Перечень подобных дел исчерпывающе определяется законом и не может толковаться распро странительно.

Подведомственность отдельных категорий гражданских дел.

1. Подведомственность споров, возникающих из жилищных правоотношении.
По общему правилу, такие споры рассматриваются в судебном порядке. Вместе с тем закон допускает и несудебный порядок разрешения некоторых жилищных дел.
Например, судебные органы не вправе рассматривать споры, связанные с распределением жилых помещений. Однако ордер, выданный на занятие жилого помещения с нарушением установленного законом порядка, может быть оспорен в суде (ст. 48 ЖК). В таком же порядке рассматриваются и требования о предоставлении жилого помещения, если они основаны на гражданско-правовом обязательстве: о предоставлении помещения после капитального ремонта, в связи со сносом дома и т. п.

В порядке, установленном для обжалования неправомерных действий государственных органов, общественных организаций и должностных лиц в суде, могут быть оспорены отказ местной администрации в постановке на учет для предоставления жилья или улучшения жилищных условий, исключение из списка очередников, отказ в прописке или приватизации квартиры и другие действия, ущемляющие жилищные права граждан.

Не рассматриваются в судах споры о праве собственности на самовольно возведенные строения, о сносе таких строений, споры между нанимателями по поводу обмена жилых помещений в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности.

Договор найма жилого помещения не может быть расторгнут, и наниматель не может быть выселен из занимаемого им жилого помещения иначе как в судебном порядке. Как исключение, допускается выселение в административном порядке с санкции прокурора лишь лиц, самоуправно занявших помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом (ст. 90 ЖК).

Некоторой сложностью отличается решение вопроса о подведомственности споров, возникающих между жилищно-строительными кооперативами (ЖСК) и его членами и между последними и членами их семей.

Судам не подведомственны споры: о распределении жилых помещений между членами кооператива; об установлении размера вступительного и паевого взноса; о приеме в члены кооператива, за исключением случаев, когда граждане имеют преимущественное право на вступление в члены кооператива и сохраняют право дальнейшего пользования жилым помещением в кооперативном доме; все иные споры по вопросам, разрешение которых отнесено к компетенции общего собрания членов ЖСК (собрания уполномоченных).

В частности, судом не может быть рассмотрен спор между членами ЖСК, нуждающимися в улучшений жилищных условий, о том, кто из них имеет преимущественное право на получение освободившейся квартиры в доме ЖСК, а также в том случае, когда член ЖСК просит в порядке улучшения жилищных условий передать эту квартиру члену своей семьи. Однако поскольку во всех отмеченных случаях решением компетентного органа ЖСК могут быть нарушены права граждан, последние вправе на общих основаниях обжаловать их в суд в порядке, установленном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления, должностных лиц и общественных организаций.

Требования ЖСК о взыскании задолженности по очередным паевым взносам с членов кооператива, взыскание задолженности по просроченным платежам в счет покрытия расходов по дому реализуются в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса и могут рассматриваться судом лишь в случае утраты такой возможности.

2. Подведомственность споров, возникающих из изобретательских правоотношений, определяется Основами гражданского законодательства (ст. ст. 109, 116); ГК (разд. 5 и 6); Законом об изобретениях от 31 мая 1991 г., Патентным законом Российской федерации от 23 сентября 1992г.

В соответствии с названными нормативными актами, споры, связанные с изобретательской деятельностью, рассматриваются: а) общими судами; б) при возникновении таких споров между предприятиями - арбитражными судами; в) споры, возникающие в связи с реализацией трудовых прав авторов изобретений, рассматриваются в порядке, установленном для разрешения трудовых споров; г) некоторая часть таких споров рассматривается в особо установленном законом порядке.

Так, в системе общих судов рассматриваются споры: об авторстве
(соавторстве) на изобретение; об установлении патентообладателя; о нарушении исключительного права на использование изобретения и других имущественных прав патентообладателя; о заключении и исполнении договора об использовании изобретения предприятием, когда патентообладателем является работник предприятия; о денежной компенсации за использование изобретения и ее размерах; о взыскании вознаграждения за использование изобретения; о распределении между соавторами вознаграждения за использование изобретения; о праве преждепользования.

Не подведомственны общим судам и разрешаются в особом порядке споры: об отказе в выдаче патента; о признании выданного патента недействительным частично или полностью; об отказе в передаче иностранным физическим или юридическим лицам права на использование изобретения по патенту и др.

Споры, возникающие в связи с участием автора в подготовке к использованию изобретений и рационализаторских предложений, рассматриваются в порядке, установленном для рассмотрения трудовых споров.

3. Дела, возникающие из семейных правоотношении,как правило, разрешаются судом (п. 1 ст. 25 ГПК).

Из этого правила допускаются следующие исключения: а) брак между супругами, не имеющими несовершеннолетних детей, при взаимном согласии их на развод, расторгается органами загса. Однако при споре между ними брак может быть расторгнут только в судебном порядке (ст.
38 КоБС); б) в таком же порядке расторгается брак с лицами, признанными в установленном законом порядке безвестно отсутствующими, недееспособными; с лицами, осужденными за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет. Однако если находящийся в местах лишения свободы супруг или опекун недееспособного супруга возбудит спор о детях, разделе совместно нажитого супругами имущества, выплате средств на содержание нуждающемуся нетрудоспособному супругу, брак расторгается через суд (ст. 39 КоБС); в) споры между родителями, касающиеся воспитания детей, разрешаются органами опеки и попечительства с участием родителей (ст. 54 КоБС); г) споры о порядке участия в воспитании детей родителя, проживающего от них отдельно, разрешаются органами опеки и попечительства с участием родителей. В тех случаях, когда родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства, последний вправе обратиться за разрешением спора в суд (ст. 56 КоБС); д) споры по поводу установления опеки и попечи тельства, освобождения и отстранения опекунов и по печителей от их обязанностей и по другим вопросам, связанным с осуществлением опеки и попечительства, разрешаются в административном порядке органами местного самоуправления.

Однако решение указанных органов может быть обжаловано в порядке, установленном законом для обжалования неправомерных действий государственных органов, общественных организаций и должностных лиц
(ст.ст. 120, 126, 136, 137, 138 КоБС).

4. Основные правила, определяющие подведомственность трудовых споров, содержатся в КЗоТ, Законе о порядке разрешения коллективных трудовых споров
(конфликтов) от 9 октября 1989 г., а также ряде других законов. Указанные нормативные акты в зависимости от предмета спора и участвующих в нем субъектов устанавливают различный порядок разрешения трудовых споров.

Трудовые споры между работником и администрацией по вопросам, связанным с применением законодательства о труде, коллективных трудовых договоров и правил внутреннего трудового распорядка, а также условий трудового договора
(контракта), разрешаются в комиссиях по трудовым спорам (КТС), после рассмотрения в которых они могут быть перенесены на решение суда (ст.ст.
204, 208, 210 КЗоТ).

Из этого правила допускаются исключения: а) действующим трудовым законодательством предусматривается ряд случаев, когда трудовой спор может рассматриваться непосредственно в суде без обращения в комиссию по трудовым спорам; б) некоторые категории трудовых дел изъяты из компетенции указанных органов и разрешаются в особом порядке (ст. 218 КЗоТ).

Все трудовые споры, подведомственные КТС и суду, могут быть приняты к рассмотрению судом лишь при условии предварительного рассмотрения их в указанных органах. Поэтому суды не должны принимать к рассмотрению такого рода дела, если истцом не был соблюден указанный порядок (п. 2 ст. 129
ГПК).

В соответствии со ст. 210 КЗоТ непосредственно в суде рассматриваются:

1) трудовые споры по заявлениям работников предприятий, учреждений, организаций, где КТС не избираются или почему-либо не созданы;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты