12- кратному размеру минимальной месячной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации на момент получения патента; во 2-й год - величину, равную 24-кратному размеру минимальной месячной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации на начало календарного года;
в 3-й и последующие годы - величину, равную 48- кратному размеру минимальной месячной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации на начало календарного года. Оплата годовой стоимости патента должна производиться ежеквартально равными долями в сроки, указанные в патенте.
В случае если индивидуальный предприниматель отказывается от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности до истечения 3-летнего срока, он уплачивает в бюджет г. Москвы разницу между расчетной величиной стоимости патента за весь период деятельность, определенной из условия 3-го года, и фактически уплаченной стоимостью. При этом для расчета принимается размер минимальной месячной оплаты труда, действующий на момент подачи заявления об отказе от упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
По истечении срока действия патента по заявлению индивидуального предпринимателя налоговый орган выдает патент на очередной (годичный) срок действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов. В соответствии с законодательством Российской Федерации индивидуальные предприниматели имеют право отказаться от работы по патенту и перейти на систему уплаты подоходного налога. Эта процедура осуществляется после подачи ими заявления в налоговый орган.
Контроль за правильностью и своевременностью уплаты в бюджет
стоимости патента осуществляется налоговыми органами в
соответствии с Законом Российской Федерации "0 Государственной
налоговой службе РСФСР" от 21 марта 1991 г. М 943-1 (в редакции
от 13 июня 1996 г) и другими законодательными актами. При утрате
патента он подлежит возобновлению налоговым органом с
соблюдением предусмотренных законодательством Российской
Федерации условий и наложением штрафа.
Учет доходов и расходов индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную, систему, ведется в книге учета доходов и расходов. Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15 марта 1996 г М 27 индивидуальные предприниматели учитывают свои расходы в соответствии с указаниями Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" от 29 июня 1995 г. № 35.
7. Контроль за соблюдением законодательства о предпринимательской деятельности без образования юридического лица
Контроль за соблюдением законодательства о
предпринимательской деятельности возложен на налоговые органы.
Государственным налоговым инспекциям предоставлено
право:
1) производить у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, деклараций о доходрх и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, других обязательных платежей в бюджет;
2) получать безвозмездно от проверяемых налогоплательщиков необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке;
3) контролировать соблюдение налогового законодательства
гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью.
Требовать от граждан устранения выявленных нарушений
законодательства о налогах и других обязательных платежей в
бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности;
4) получать от предприятий, учреждений, организаций
(включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также
от гражданам с их согласия необходимые для правильного
налогообложения справки, документы и их копии, касающиеся
деятельности налогоплательщика. Должностные лица налоговой
службы обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и
организаций;
5) обследовать при осуществлении своих полномочий про-
изводственные, складские, торговые и иные помещения граждан,
используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием
объектов налогообложения (с соблюдением соответствующих правил).
В случаях отказа граждан допустить должностных лиц
государственной налоговой инспекции к обследованию указанных помещений государственные налоговые инспекции вправе
определять облагаемый доход на основании документов,
свидетельствующих о получении дохода, и по аналогии
налогообложения лиц, занимающихся сходной деятельностью;
6) приостанавливать операции занимающихся предпринимательской деятельностью граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях отказа представить государственной налоговой инспекции и ее должностным лицам деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
7) изымать у налогоплательщиков документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении дохода или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов и фиксацией их содержания;
8) применять к гражданам финансовые санкции в виде взыскания: всей суммы сокрытого или заниженного дохода; штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в 2-кратном размере этой суммы;
10% причитающихся сумм налогов за отсутствие учета объектов
налогообложения и за ведение учета с нарушением установленного
порядка, а также за отказ представить налоговые декларации и
другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, или
их несвоевременное представление; пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога
(исчисленного налоговым органом), в размере 0,7 % от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с
установленного срока уплаты по день уплаты включительно.
На основании ст. 22 Закона Российской Федерации "0 подоходном налоге с физических лиц" предприниматели и иные работодатели, осуществляющие выплату доходов гражданам, работающим у них по договорам гражданско-правового характера, несут ответственность за несвоевременное перечисление удержанного подоходного налога в виде взыскания пени в размере 0,5 о за каждый день просрочки начиная со следующего дня после срока уплаты по день уплаты включительно. Сроком перечисления удержанных сумм налога в доход бюджета считается день, следующий за днем выплаты гражданам их доходов.
С индивидуальных предпринимателей при несвоевременной уплате начисленного им подоходного налога взыскивается пеня в размере 0,3 % за каждый день просрочки начиная с установленного срока уплаты по день фактической уплаты включительно. Сумма пени взыскивается на основании платежного извещения, вручаемого им налоговым органом по результатам проверки;
9) взыскивать в бюджет недоимки по налогам, а также суммы штрафов и иных санкций с граждан в судебном порядке;
10) возбуждать ходатайства о запрещении нарушителям за- конодательства заниматься предпринимательской деятельностью;
11) предъявлять в суд и арбитражный суд иски: о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам дохода; о взыскании неосновательно приобретенного имущества (не по сделке, а н результате других незаконных действий);
12) налагать административные штрафы в размере от 2 до 5 минимальных месячных размеров оплаты труда, а при повторном нарушении в течение года после наложения административного взыскания - от 5 до 10 минимальных месячных размеров оплаты труда на граждан: виновных в нарушении законодательства о предпринимательской деятельности; занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в отношении которой имеется специальное запрещение; виновных в отсутствии учета доходов или ведении его с нарушением установленного порядка, в несвоевременном представлении декларации о доходах или отказывающихся представить их; виновных во включении в декларацию искаженных данных;
не выполняющих необходимые для правильного налогообложения требования представить справки и документы, провести обследование помещений, устранить выявленные нарушения; не выполняющих требования приостановить операции по счетам (штраф в размере от 2,5 до 5 минимальных месячных размеров оплаты труда).
При обнаружении нарушения налогового законодательства или
законодательства о предпринимательской деятельности работники
налоговых органов составляют протокол об административном
нарушении налогового законодательства по утвержденной форме, в
котором указываются сведения о нарушителе, состав нарушения
(например, реализация товара без свидетельства о регистрации в
качестве предпринимателя, отсутствие учета, отсутствие декларации
или несвоевременное ее представление, включение в декларацию
искаженных данных и т. п.), наименование нормативных документов
и пунктов или статей, которые нарушены. Кроме того, нарушителю
разъясняются права и обязанности, предусмотренные
законодательством на случаи административных правонарушений.
Налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять
коммер- ческую тайну и тайну сведений о вкладах физических лиц.
Ущерб (включая упущенную выгоду), причиненный
налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления
налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них
обязанностей, подлежит возмещению в установленном порядке. Кроме
того, налоговые органы и их сотрудники могут привлекаться к другим
видам ответственности, предусмотренным законодательными актами Российской Федерации.
8. Прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности
Положение гражданина-предпринимателя во многом сходно с положением юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. В связи с этим ГК установил исключительно важное правило (п. 3 ст. 23), согласно которому к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без создания юридического лица, соответственно, применяются нормы ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа правоотношения.
Индивидуальный предприниматель может быть признан несостоятельным (банкротом). Цель признания индивидуального предпринимателя банкротом та же, что и признания банкротом юридического лица: защитить интересы кредиторов, снизить их риск и обеспечить наиболее справедливым образом распределение между кредиторами компенсации их убытков в случаях, если невозможно полное их возмещение.
Порядок признания индивидуального предпринимателя банкротом специально регулируется нормами ГК. Индивидуальный предприниматель может быть признан банкротом в случае, если он по своему имущественному положению не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. При этом речь идет о требованиях, связанных с его предпринимательской деятельностью: оплатой товаров (работ, услуг), взносом обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и т.п.
Признание индивидуального предпринимателя банкротом производится, как правило, по требованию его кредиторов решением арбитражного суда. Наряду с этим индивидуальный предприниматель по согласованию с кредиторами вправе сам объявить о своей несостоятельности (банкротстве). При этом наступают те же последствия, что и при признании его банкротом судом.
Необходимо отметить, что процедура банкротства не может применяться в случаях, если гражданин занимается предпринимательской деятельностью без государственной регистрации.
При осуществлении процедуры признания банкротом к
нему должны быть предъявлены все требования, связанные с
осуществлением им предпринимательской деятельности.
Одновременно могут быть предъявлены требования и по другим,
не связанным с предпринимательской деятельностью обязательствам
(например, требования о возмещении вреда, причиненного жизни,
здоровью и имуществу гражданина или имуществу юридического лица,
требования по алиментным обязательствам и т.п.).