Специфика расчетов в случае признания индивидуального
предпринима- теля банкротом состоит в том, что после завершения процедуры
банкротст- ва гражданин считается свободным от исполнения лишь тех
оставшихся обязательств, которые связаны с его предпринимательской
деятельностью.
При этом не имеет значения, были ли эти требования предъявлены
и пол- ностью не удовлетворены, либо не предъявлялись. Гражданин
освобожда- ется также от требований, которые, хотя и не связаны с его
предпринима- тельской деятельностью, но были заявлены и учтены при расчетах. И
в этом случае не имеет значения, были ли они фактически
удовлетворены. Все остальные требования, не связанные с предпринимательской
деятельностью и не предъявленные в процессе процедуры
банкротства, сохраняются, и кредиторы вправе в любое время
потребовать их удовлетворения. И, наконец, требования граждан,
перед которыми гражданин несет ответственность за причинение вреда
жизни и здоровью, а также иные требования личного характера
сохраняются вне зависимости от того, были ли они предъявлены и
учтены при осуществлении процедуры банкротства.
С момента вынесения решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, и все споры с его участием рассматриваются судами общей юрисдикции.
В ГК предусмотрено, что основания и порядок признания индивидуально- го предпринимателя банкротом или объявления его о своем банкротстве устанавливаются Законом о несостоятельности (банкротстве). Как уже было отмечено ранее, после вступления в действие ГК такой закон еще не принят, действует Закон РФ от 19 ноября 1992 г. «0 несостоятельности (банкротстве) предприятий». 0 его содержании подробно рассказывается при освещении вопроса о несостоятельности юридических лиц. Вместе с тем положения этого Закона могут применяться и к процедуре признания банкротом индивидуального предпринимателя. Однако, учитывая, что специфика признания банкротом индивидуального предпринимателя в этом Законе не отражена, его нормы могут использоваться с учетом особенностей правового положения индивидуального предпринимателя.
Как было отмечено ранее, юридические лица прекращают свою деятельность путем реорганизации или ликвидации, соответственно с правопреемством или без него. К индивидуальному предпринимателю соответствующий порядок не применяется.
Помимо признания индивидуального предпринимателя банкротом, его деятельность может быть прекращена добровольно либо в принудительном порядке. Гражданин вправе сам подать заявление об аннулировании государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя и выданного ему свидетельства о регистрации.
Принудительное прекращение соответствующей деятельности осуществляется по решению суда. Суд может вынести решение о прекращении такой деятельности также в случаях ее осуществления без надлежащего разрешения {лицензии) либо осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. И, наконец, аннулирование выданной индивидуальному предпринимателю лицензии на занятие определенным видом деятельности также влечет аннулирование государственной регистрации.
Как добровольное, так и принудительное прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности сопровождается ликвидационными процедурами и удовлетворением требований кредиторов по правилам, установленным для признания его банкротом.
Деятельность индивидуального предпринимателя прекращается,
естественно, в случае его смерти или объявления его умершим.
Объявление гражданина умершим приравнивается к факту физической
смерти. Гражданин может быть объявлен умершим по заявлению
заинтересованных лиц (к их числу могут быть отнесены и кредиторы).
Объявление умершим производится решением суда и допускается при
условии, если по месту жительства гражданина нет сведений о месте
его пребывания в течение пяти лет. Если же гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих
основание предполагать его гибель от определенного несчастного
случая (землетрясение, авиакатастрофа, кораблекрушение и т.п.)
- в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной
гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями,
может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении
двух лет со дня окончания военных действий.
На основании решения суда об объявлении гражданина умершим произ- водится регистрация смерти в органах загса. При этом днем смерти указыва- ется день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражда- нина умершим либо указанный в решении суда день его смерти от не- счастного случая или день предполагаемой гибели.
Последствия прекращения индивидуальной
предпринимательской деятельности в результате смерти гражданина
(объявления его умершим) имеют определенные особенности,
связанные с тем, что наследники умершего гражданина
(объявленного умершим), вступившие в права наследования,
являются его правопреемниками. Если таких наследников нет,
все права умершего, а равно его обязанности в порядке
наследования переходят к государству, которое и выступает в
качестве правопреемника.
Особенность наследственного правопреемства состоит в том, что на- следники отвечают по долгам наследодателя (умершего гражданина) в пре- делах действительной стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. Это относится и к удовлетворению требований, связанных с предпринимательской деятельностью умершего. При этом важно отметить, что для предъявления претензий кредиторами наследодателя установлен срок - шесть месяцев со дня открытия наследства (имеется в виду день смерти наследодателя). Несоблюдение кредиторами этого срока влечет утрату ими права требовать возврата долга от наследников (ст. 553 и 554 ГК РСФСР 1964 г.).
Претензии по выбору кредиторов в течение указанного срока могут быть заявлены наследникам, исполнителю завещания (если такой назначен), нотариусу по месту открытия наследства либо путем предъявления иска в суде. Правило об обязательном заявлении претензий по долгам наследодателя распространяется на все требования, в том числе и те, по которым срок требования не наступил.
У кредиторов отсутствующего должника может, естественно,
возникнуть потребность получить долг ранее истечения пяти лет с
момента его исчезновения, необходимых для объявления гражданина
умершим. В
таких случаях они (как и другие заинтересованные лица) вправе
обратиться в суд с требованием о признании гражданина безвестно
отсутствующим.
Суд может удовлетворить такое требование при условии, что в течение
года по месту жительства гражданина нет сведений на месте его
пребывания. После признания гражданина безвестно отсутствующим его
имущество, если оно нуждается в постоянном управлении, передается
на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки
и попечительства. С таким управляющим орган опеки и попечительства
заключает договор о доверительном управлении имуществом. Требования
кредиторов о погашении долгов могут быть предъявлены к
доверительному управляющему, и погашаются они за счет имущества
безвестно отсутствующего гражданина.
В случае необходимости орган опеки и попечительства может назначить управляющего имуществом отсутствующего гражданина до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания.*
* - [6,c.60]
Заключение
Предусмотренная законодательством форма организации, предпринимательской деятельности без образования юридического лица находится в стадии становления. Она ориентирована на законопослушных граждан, которые по разным причинам не располагают необходимыми связями в "деловом мире" и не имели возможности завладеть капиталом в процессе приватизации государственной собственности при переходе на рыночную экономику.
Предпринимательскую деятельность без образования юридического лица отличают очень простая и короткая процедура регистрации, упрошенная форма учета хозяйственных результатов и, что особенно важно, значительно сниженные налоги по сравнению с юридическими лицами.
Неприятной особенностью этой формы организации пред- принимательской деятельности является неограниченная ответственность индивидуального предпринимателя по принятым обязательствам. Эта ответственность распространяется на все его личное имущество, на которое по закону может быть обращено взыскание судом. Единственный учредитель закрытого акционерного общества (такая форма предпринимательской деятельности предусмотрена законодательством), например, в этом смысле находится в гораздо более благоприятных условиях. По обязательствам учрежденного им акционерного, общества он несет ответственность только в пределах взносов в уставный капитал.
Об этой особенности индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица не следует забывать при заключении сделок, особенно на первых порах, когда недостает опыта, а стремление поскорее добиться желаемого результата может превзойти здравый смысл.
Тем не менее, оценивая все преимущества и недостатки индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица, следует признать ее наиболее подходящей формой организации бизнеса на начальной стадии. В случае успеха индивидуальный предприниматель приобретает необходимые опыт и капитал для перехода в более "тяжелую весовую категорию" корпоративного бизнеса.
Дорогу осилит идущий.
Извлечение из закона РФ “ Об основах налоговой системы в Российской
Федерации” (с изменениями на 1 июля 1994 г.)
Статья 10. Льготы по налогам
По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях,
определяемых законодательными актами, следующие льготы:
необлагаемый минимум объекта налога:
изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
освобождение от уплаты налогов отдельных лиц и категорий
плательщиков;
понижение налоговых ставок;
вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный
период);
целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты
(отсрочку взимания налогов);
прочие налоговые льготы.
Льготы по всем налогам применяются только в соответствии с действующим законодательством.
Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих инди-
видуальный характер, если иное не установлено законодателыными актами Российской Федерации.
Статья 11.. Обязанности налогоплательщика
1. Налогоплательщик обязан:
своевременно и в полном объеме уплачивать налоги;
вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хо-
зяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет; представлять налоговым органам необходимые для исчисления
и уплаты налогов документы и сведения;
вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;
выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
в случае ликвидации (реорганизации) юридического лица по решению собственника (органа, им уполномоченного) либо по решению суда сообщать налоговым органам в десятидневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации);
другие обязанности.
Обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него
объекта налогообложения и по основаниям, установленным зако-
нодательными актами.
1
В целях определения обязанностей налогоплательщика зако- нодательные акты устанавливают и определяют: налогоплательщика (субъект налога); объект и источник налога; единицу налогообложения; налоговую ставку (норму налогового обложения); сроки уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.
2. Обязанность физического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика при невозможности произвести уплату налога без его личного участия, если иное не установлено законодательными актами.
3. Обязанность юридического лица по уплате налога
прекращается уплатой им налога либо отменой налога.
Невозможность уплаты налога является основанием для признания в
установленном законом порядке юридического лица, осуществляющего
предпринимательскую деятельность, банкротом. В случае ликвидации
юридического лица в судебном порядке или по решению собственника
обязанность по уплате недоимки по налогу .возлагается на
ликвидационную комиссию.
4. В случае неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей их исполнение обеспечивается мерами административной и уголовной ответственности, финансовыми санкциями в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами, а также залогом денежных и товарно- материальных ценностей, поручительством или гарантией кредиторов налогоплательщика.
Статья 12. Права налогоплательщика
Налогоплательщик имеет право: пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательными актами; представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок; в установленном законом порядке обжаловать решения нало-
говых органов и действия их должностных лиц и другие права,
установленные законодательными актами.
Статья 13. Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства
1. Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных законом случаях несет ответственность в виде:
а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного
дохода
(прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный
объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при
повторном нарушении - соответствующей суммы и штрафа в
двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта
умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором
либо решением суда по иску налогового органа или прокурора
может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном
размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли);
6) штрафа за каждое из следующих нарушений: за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, - в размере 10 процентов до начисленных сумм налога; за непредставление или несвоевременное представление доку- ментов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога в размере 10 процентов причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога; в) взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 0,3 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности; г) других видов санкций, предусмотренных законодательными актами.
Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных за- конодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном. Взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых - на имущество этих лиц.
2. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении на- логового законодательства, привлекаются в установленном порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.
3. К юридическим и физическим лицам, освобожденным от уплаты налога, виды ответственности, предусмотренные настоящей статьей по данному налогу, не применяются.
Список использованной литературы
1. ”Все налоги России”. Второй тематический выпуск. Издание 2-ое дополненное. Практическое пособие. М.,”Экономика и финансы” совместно с ЦИФ”Триада”,1996, 624 стр.
2. Налоговые льготы. Сборник нормативных актов.- М.:”КноРус”, 1997,
272стр.
3. Налогообложение физических лиц: Нормативные документы.
Комментарии. Ответы на вопросы. - № 4, 1997.-М.: Международ.
Центр финансово – экономического развития. – 80 стр.
4. Лапин М. С. , Лапин С. М. Предприниматель без образования юридического лица: Практическое пособие. – М. :ИНФРА – М, 1997
–128 стр.
5. Справочник налогоплательщика. – М. : Изд – во ПРИОР, 1997 –
448стр.
6. Экономико – правовой бюллетень. – М., вып. 13(80)1996, 6(87)
1997
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра управления
и права
Реферат
по теории государства и права на тему:
ЧАСТНОЕ ПРАВО. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА
НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ.
Выполнила:
Студентка группы МТ – 32
Чегаева С. А.
Проверил:
Потапов И. К.
г.ЙОШКАР-ОЛА
1998