Роль женщины в российском обществе
p> Для выработки же национального механизма защиты прав и интересов женщин
России следовало бы провести, во-первых, экспертизу существующего законодательства России, во-вторых, разработать критерии и подходы к оценке дискриминации в отношении женщин, в-третьих, провести анализ действующего механизма контроля за соблюдением, международных и российских законодательных актов в отношении прав женщин. Такая работа требует объединения усилий специалистов разных отраслей и не может строиться лишь на энтузиазме.

2. РУССКИЕ ЮРИСТЫ О РАВНОПРАВИИ ЖЕНЩИН

Проблема равноправия женщин всерьез начинает подниматься в России в конце 19 -начале 20 века. Это было вызвано тем, что в обществе стали складываться новые общественные отношения в связи с изменением правовой системы. Но женщин она не коснулась. Положение женщин оставалось неравноправным. Оно сложилось под влиянием следующих причин: во-первых, оно явилось результатом общественного разделения труда, когда в экономической жизни общества огромное значение имела физическая сила. Второй причиной являются политические условия старого времени: принижение женщины было неизбежно и вполне допустимо при таком режиме, когда все население состояло, в сущности, не из «граждан», а из «подданных». Главной же задачей женщины в таком обществе было воспитание мирных подданных, а для этого ей права были не нужны и даже вредны.

И вот русские женщины начали борьбу за свои права.

B начале 20-го века профессор Московского Университета В.М.Хвостов*(3) в своих работах «Женщина и человеческое достоинство» и «О равноправии женщин» писал о необходимости предоставления женщинам, прежде всего политических прав, которые означают избирательное право, т.е. право избирать и быть избранными. Женщинам же, бесправным в этом отношении, в утешение говорили, что они и без того имеют большое влияние на политическую жизнь: ведь большинство мужчин в их руках и подчиняются их обаянию. Такая точка зрения, отсылающая женщин к закулисным интригам, не соответствовала в полной мере не только существу дела, но и человеческому достоинству женщин, писал профессор Хвостов. Он также считал необоснованным довод противников предоставления политических прав женщинам, дескать, будучи вовлеченной в политику они будут меньше уделять внимания семье и домашнему хозяйству, но ведь осуществление избирательных прав не отвлекает мужчин от отцовских и других обязанностей.

Еще одним аргументом в пользу равноправия женщин он считал то, что привлечение женщин к активной политической жизни значительно поднимет нравственный уровень самих женщин.

В своей публичной лекции «О равноправии женщин», прочитанной во
Владимире и Москве в 1906 г. он говорил: «... Я считаю, вопрос о равноправии женщин одним из самых важных социальных вопросов нашего времени, даже важнейшим, стоящим наряду с вопросом о положении рабочих классов. Дело идет в моих глазах об исправлении вопиющей социальной несправедливости»*(14).

Другой русский юрист, депутат Государственной Думы и профессор Санкт -
Петербургского Университета, представитель Психологической школы права
Л.И.Петражицкий*(3) писал: Предоставление женщинам политических прав и возложение на них политических обязанностей — это средство заставить людей оставить эгоистическую узость интересов и поднять их до радения об общем благе Дети таких матерей, которые с воодушевлением и энтузиазмом будут относиться к великим идеям и задачам, впитают в себя общественную культуру...»*(11).

Передовые люди того времени не могли не осознавать необходимость полного допущения женщин к занятию государственных должностей.

Исследуя женскую проблему, юристы того времени отмечали нелогичность государства в этом вопросе: при повсеместном поддержании версии о женской неполноценности, в отношении обязанностей государство не предусматривало различий между женщинами и мужчинами. Налоги женщины платили в том же размере, что и мужчины. Перед уголовным судом они отвечали на тех же основаниях, что и мужчины. Если закон и делал некоторое снисхождение к беременным женщинам, то уж не из-за внимания к женщине, а, скорее, из-за внимания к ребенку. В остальном же отношение уголовного закона к женщине было явно пренебрежительное.

Оппоненты напоминали радеющим за равноправие женщинам о воинской повинности, которую они не несли, может быть, именно потому, что не признавались равными мужчинам в правах, а следовательно и в обязанностях.
По этому поводу Хвостов В.М. писал, что женщины несут повинность другого рода: они дают Родине будущих адмиралов и полководцев, платя кровавую дань своими жизнями, ведь по статистике того времени смертность при родах превышала количество погибших в войне.

Мы можем прийти к следующему выводу: русские юристы, активно включившись в борьбу за равноправие женщин, смогли убедительно доказать необходимость предоставления им прав, равных правам мужчин, во всех сферах жизни, умело выстроив логическую цепочку аргументов. Они поддержали женское движение за равноправие, активно участвовали в работе Первого
Всероссийского Женского Съезда (1908 г.). В 1911 г. женщины получили избирательное право при выборах в волостное земство. Политические же права были даны им в полном объеме в 1917 г, конституционно закрепленные в 1918 г.

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Изменения в различных сферах деятельности Российского общества оказывают значительное влияние на положение женщин, реализацию их прав и свобод. В условиях перехода к рынку, усиления экономического кризиса проблемы ликвидации дискриминации женщин, вовлечения их в процесс развития приобретают особую остроту и требуют выработки единой государственной политики. Одним из ее важнейших направлений является ее законодательное оформление.

Конституция РФ (1993 г.) содержит статью 19 п.3, где говорится о равноправии женщин, однако отсутствуют гарантии его реализации и санкции за нарушения этого принципа.

Еще до принятия действующей Конституции был издан Указ Президента РФ
«О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» (от
4:03.1993 г. № 337), в котором отмечалось, что Россия не выполняет свои обязательства по Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Данным Указом признавалась необходимость осуществления целостной государственной политики по улучшению положения женщин в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономической политики государства.

В целях реализации этого Указа распоряжением Президента была создана
Комиссия по вопросам женщин, семьи и детей при Президенте Российской
Федерации (от 11.05.1993г.).

В Положении об этой Комиссии говорится, что она является коллегиальным консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение и подготовку предложений по вопросам женщин, семьи и детей для Президента РФ.

В связи с подготовкой к IV Всемирной конференции по положению женщин
«Действия в интересах равенства, развития и мира» правительственным распоряжением был создан Национальный Совет (от 19.06.93 г. № 1103), которому вменялось в обязанность организовать всю подготовительную работу на государственном и местном уровнях, включая подготовку правительственного доклада, а также работу по участию РФ в международных мероприятиях, проводимых в рамках подготовки и проведения указанной конференции.

В 1996 году (от 8.01.96 г. № 6) было принято Постановление
Правительства РФ«О концепции улучшения положения женщин в РФ», где определена общая стратегия и приоритетные направления государственной политики в отношении женщин. Концепция исходит из того, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политике, экономике, социальной и культурной жизни на всех уровнях, включая международный, должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в России.

4. ПРИЗНАНИЕ, СОБЛЮДЕНИЕ, ЗАЩИТА ПРАВ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН КАК ОСНОВНАЯ

ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Впервые поставленный еще в конце 19 — начале 20 века вопрос о правовом положении женщины в российском государстве сегодня, на пороге нового столетия возникает вновь с не меньшей актуальностью. В современном обществе, когда права человека и гражданина провозглашаются «высшей ценностью», а государство считает приоритетной обязанностью соблюдать и защищать эти права и свободы, зачастую на практике существует ситуация фактического неравенства правового положения мужчин и женщин, отсутствие равных возможностей для реализации этих прав и свобод. Статья 19 (ч.2.ч.3)
Конституции Российской Федерации провозглашает равенство прав и свобод независимо от пола, но, очевидно, провозглашение равных прав мужчин и женщин должно основываться не только на запрещении дискриминации женщин, но и дополняться созданием оптимального, достаточно эффективного механизма реализации этих прав и свобод. Роль женщины как основы семьи, социальное значение материнства позволяют говорить о том, что общество и государство обязаны создавать женщине специальные гарантии для реализации их прав, данный вопрос нельзя сводить только к формальному равенству прав женщины и мужчины.

Конституционное формула «высшая ценность» (ст. 2 Конституции РФ) — понятие, прежде всего, правовое. Исполнение этой обязанности государством состоит, главным образом, в осуществлении трех важных моментов: признание, соблюдение, защита прав женщины в России.

К 90-м годам нашего столетия, думается, мы пришли не с лучшими результатами. Накопленный в течение десятилетий опыт создания системы правовой защиты женщины разрушался и терялся на глазах. Государство не реализовывало одну из главных своих целей: забота о женщине, обеспечение ее свободного и достойного развития, ее прав и свобод.

Только спустя три года после принятая Конституции, после провозглашения формального равенства в правах мужчин и женщин, в 1996 году начинает формироваться система нормативных актов о правах женщины в России, необходимая для осуществления на практике конституционного принципа равных прав и равных возможностей, для соблюдения прав женщины в единстве общих прав и свобод человека (указе Президента РФ «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

На федеральном уровне признается, что существуют отличительные черты статуса женщин, вызывающие «особую озабоченность» органов государственной власти и управления РФ. Это такие особенности правового положения женщин, как крайне низкое представительство женщин в федеральных и органах власти субъектов Федерации, на руководящих производственных постах и в предпринимательстве; не обеспечение равных прав на рынке труда; неблагоприятная ситуация, влияние негативных последствий межнациональных и военных конфликтов и т.п. К сожалению, в Концепции Правительство РФ практически не обозначает причины сложившейся ситуации, а лишь ограничивается констатацией фактов. Важен сам подход, попытка обозначить проблемные моменты, и на основании их наметить первые шаги по реализации политики равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной областях жизни на всех уровнях.

В качестве основных направлений деятельности государство предлагает как обобщение информации о правовом положении женщины (экспертиза законодательства РФ на предмет соответствия законодательства РФ о правах женщин международным стандартам о правах человека, организация сбора статистических данных об участии женщин в государственной и общественной жизни), так и проведение конкретных мероприятий по реализации плана
(обеспечение необходимого минимального уровня потребления продуктов питания для беременных, кормящих матерей, по доступным ценам; развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных женских, семейных клубов; развитие учреждений социального обслуживания и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты