(отцовством), почти исчерпаны, в некоторых же случаях в ходе реформирования трудового законодательства, возможно, их дифференциация, исходя из реальных возможностей работодателя, например, в сфере малого бизнеса.
В создании надлежащих условий для материнства в обществе в первую очередь и должно быть заинтересовано общество (соответственно и государство). Отсюда вытекает положение, что решать проблемы, связанные с созданием условий для рождения и воспитания детей, следует, прежде всего, средствами права на социальное обеспечение, а не трудового права. Однако, все разрабатываемые проекты реформ социального обеспечения этого не учитывают, напротив, активно игнорируют мысль о том, что рождение и воспитание детей является самостоятельной сферой общественно-полезной деятельности. Необходимо напомнить, что социальное страхование — основная организационно-правовая форма социального обеспечения в нашей стране. И тут открываются принципиальные возможности стимулирования работодателей к использованию женского труда путем соответствующей организации системы социального страхования.
7. ПРОФСОЮЗЫ И ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ПРАВ ЖЕНЩИН
Профессиональные союзы, как на Западе, так и в России, всегда
участвовали в решении «женского вопроса». Особо оговаривался вопрос о
продолжительности рабочего дня для женщин, подростков и детей. В традициях
профсоюзного движения было оказание, к примеру, юридической или медицинской
(оплата врача) помощи не только непосредственно члену профсоюза, но и
членам его семьи (жены, дети). Профсоюзы стремились улучшать условия труда
женщин, подростков и детей. Для этого они активно включались в работу
«женских съездов», «съездов фабрично-заводских врачей», «антиалкогольных
съездов», как это было в России в начале века.
Защита социально-трудовых прав женщин и по сей день остается в поле
зрения профессиональных союзов всех стран. Сегодня для России это весьма
актуальная проблема. К сожалению, сейчас женщина оказалась, пожалуй, самой
незащищенной категорией населения. Несмотря на то, что принципы равноправия
мужчин и женщин закреплены в Конституций РФ, КЗОТе, Законе «О занятости
населения» и других документах. В сфере труда объективно сохраняется
разделение на «мужские» и «женские» профессии и отрасли. Большая часть
женщин занята в ограниченном количестве профессий на сравнительно низком
должностном уровне. Женщины больше, чем мужчины, заняты ручным и
малоквалифицированном трудом, несправедливо много их работает на тяжелых
физических работах и на производстве с вредными условиями труда. Причем
уровень заработанной платы в традиционно «женских» отраслях значительно
ниже. Высок и удельный вес женщин среди безработных — 62% . Две трети
потеряли работу в результате высвобождения. В последние годы женщины
заметно вытесняются из финансовой сферы, где заработки существенно выше.
Несмотря на высокий уровень образования (из числа работающих имеют высшее
образование 19,6% женщин и 16,8% мужчин) — профессиональную карьеру делают
незначительное число женщин. Происходит рост травматизма на производстве.
Ежегодно травмы получают от 70 до 80 тысяч женщин-работниц*(4).
К сожалению, те права и гарантии, которые записаны в законах,
реализуются очень скверно. В итоге получается совсем неприглядная картина.
Сегодня работодатели часто нарушают трудовое законодательство
Профессиональным союзам, приходится иметь дело с настоящей дискриминацией»
с незаконным увольнением матерей-одиночек, женщин, находящихся в отпуске по
беременности и родам, а также по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.
Профсоюзы сегодня предлагают срочно разработать скоординированную программу по выводу женщин из тяжелых, вредных и опасных условий труда. Они требуют принять меры, которые позволят хотя бы уменьшить влияние вредных и опасных факторов на здоровье женщин, обеспечить их индивидуальными средствами защиты, постепенно заменять оборудование. Профсоюзы требуют и изменения политики доходов. Учитывая, что большая часть женщин занята в организациях, финансируемых за счет средств бюджета, они добиваются законодательно поднять зарплату бюджетных организаций.
В Программе действий ФНПР до 2000 года, принятой III съездом ФНПР, записано, что профсоюзы будут гарантом социального мира и, в частности, в осуществлении профсоюзного контроля за реализацией федеральных и региональных программ по защите семьи, женщин, молодежи и детей.
Наиболее эффективным в защите социально-трудовых прав женщин сегодня остается социальное партнерство. Заключение соглашений на разных уровнях и коллективных договоров всегда предусматривает и решение «женского вопроса».
В условиях правового беспредела российским профсоюзам очень важно
привести в соответствие наши правовые нормы в сфере труда с международными.
Это, с одной стороны, будет способствовать расширению профсоюзного
лоббирования, а с другой, даст возможность требовать от зарубежных
предпринимателей, работающих в России, соблюдать законы, регулирующие
трудовые отношения.
Именно поэтому Федерация Независимых Профсоюзов России активно
включилась в работу над программой подготовки и ратификации Российской
Федерацией «Европейской социальной хартии».
«Европейская социальная хартия» наряду с «Европейской конвенцией о
защите прав человека и основных свобод» является наиболее важным документом
Совета Европы в сфере обеспечения прав человека. И если Конвенция является
преимущественно инструментом защиты гражданских и политических прав, то
Хартия посвящена защите социальных прав, в т.ч. и женщин.
В «Европейскую социальную хартию», принятую еще в 1961 году, в 1996
году внесены дополнения. Сегодня очень важно, чтобы Россия, вошедшая в
Совет Европы, ее ратифицировала. Дополненная Хартия уже подписана девятью
государствами: Бельгией, Кипром, Данией, Финляндией, Францией, Грецией,
Италией, Португалией и Швецией. После того, как ее ратифицируют хотя бы три
государства, она вступает в силу, что ожидается в 1998 году*(4).
Среди прочих гарантий «Европейская социальная хартия» предусматривает гарантии трудящимся женщинам, права матери и семьи, права детей. Статьи 4, п.3,7, 8,16, 20, 27 предусматривают право женщин на справедливое вознаграждение за труд равной ценности с мужчинами; право детей и молодежи на специальную защиту от физических и моральных рисков; права работающих
«Солидарность», 1998, № I женщин на охрану материнства; специальную защиту семьи; право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признакам пола; право работников с семейными обязанностями на равные возможности и на равное обращение.
Для профсоюзов очень важно, что в новую редакцию Хартии внесена статья о том, что профсоюзное членство или участие в профсоюзной работе в нерабочее время или с согласия предпринимателя в рабочее время не должно составлять уважительные причины прекращения трудовых отношений (Ст. 24, п.3).
8. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ЖЕНЩИН В РОССИИ
Политические права женщин, закрепленные в международном и национальном законодательстве, являются элементом общечеловеческих ценностей и идеалов, механизм реализации которых в значительной степени затруднён тем, что в век информатизации, политика остаётся ещё преимущественно сферой мужской деятельности.
Согласно Конвенции о политических правах женщин 1953 г. женщины имеют
право без какой-либо дискриминации голосовать ни всех выборах наравне с
мужчинами, им предоставлено право быть избранными во все учреждения,
требующие публичных выборов, занимать должности на общественно-
государственной службе. Многие страны ратифицировали эту Конвенцию, в том
числе и СССР, однако женщины на планете занимают всего 14% управленческих
должностей, 6% постов в кабинетах министров, 11% мест в парламентах*(13).
Поэтому ст.1 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин 1979 г. понятие «дискриминация» в отношении женщин трактует как
любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое
направлено на ослабление или сводит на нет признание, использование или
осуществление женщинами прав и свобод, в том числе и политических.
Конституция Российской Федерации 1993 г. также закрепила не только
равенство прав и свобод мужчин и женщин, но и равные возможности их
реализации. Это указание не может истолковываться элементарно.
Общепризнанно социальное значение материнства и роль женщины в продолжении
рода, вследствие чего женщина нуждается в дополнительных гарантиях
равенства в сфере реализации не только социально-экономических, но и
политических прав. Провозглашенное в Конституции России равенство граждан
перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и
законных интересов вовсе не означает, что различные категории граждан имеют
равный правовой статус. В законодательстве имеется большое количество норм
и даже отдельных законов, посвященных особенностям правового статуса детей,
молодежи, женщин. Эти особенности, связанные с возрастом, полом касаются
различных, сфер общественных отношений, в том числе и политических.
Проблема реализации избирательных прав женщин в России была решена с
принятием Конституции РСФСР 1918 г.. В состав же 1 Съезда народных
депутатов СССР в 1988 году было избрано 15% женщин — вдвое меньше, чем до
демократических нововведений. Причём большая часть депутатов-женщин была
избрана от КПСС и других общественных объединений, на выборах в парламенты
союзных республик в 1990 году доля женщин-депутатов не превышала 5%.
Примерно на этом же уровне она держится и теперь, так в Республике Беларусь
депутаты-женщины в парламенте составляют 4,5% в то время, как в парламенте
Турции их 11%. Общеизвестно, что в скандинавских странах, где в парламентах
женщины-депутаты составляют порядка 40%, политика малоагрессивна и
конструктивна, приоритетами в ней являются защита прав человека и
социального благосостояния. Опыт этих стран показал, что женщины приходят
во власть, как правило, пройдя школу политических партий и иных
общественных движений, имея опыт работы с людьми. Так, в Голландии в каждой
политической партии, имеется 35% квота для женщин; программа «равных
возможностей» в США вынуждает из числа претендентов на различные должности
выбирать в первую очередь женщин*(13).
Нельзя согласиться с тем, что введение квот для устранения фактического
неравенства создаёт новое неравенство, поскольку «квотные» назначенцы
уступают уровне профессионализма тем, кто получил место в парламенте или
ином органе государства в результате свободной конкуренции. Так, подбор
«квотных» кандидатов депутаты в рамках партии или иного общественного
движения также характеризуется конкурентной борьбой.
Путь реализации политических прав женщин в России, как и в других
странах, лежит через создание женской политической партии, которая бы
представляла и защищала в парламенте интересы, прежде всего женщин-
избирательниц, которых на 9,5 млн. больше, чем мужчин, а среди пенсионеров,
которые более активны на выборах, — их больше в 2,5 раза. Так, движение
«Женщины России» — прототип политической партии, на выборах в
Государственную Думу в 1993г. получили 46 мандатов более 10% общего состава
депутатов Думы.
В законе о политических партиях и иных законодательных актах особое
внимание законодателя должен привлечь механизм реализации провозглашенных
Конституцией равных прав и свобод мужчин и женщин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По-моему, переход от одной системы общественных отношений к другой, как
это происходит в нашей стране, неизбежно влечет за собой изменения
законодательной базы, в том числе и в отношении прав и интересов женщин.
Прежде всего это касается конституционных норм. В ныне действующей
Конституции РФ осталась формулировка:
«Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их
реализации». В то время как в Конституции СССР была статья 35, которая не
только закрепляла равные права женщин и мужчин, но и гарантировала
осуществление этих прав. В совокупности конституционных гарантий выделялись
две группы гарантий. К первой из них относились те, которые обеспечивали
равноправие женщины как гражданки и трудящейся, т.е. равные с мужчинами
возможности в получении образования, профессиональной подготовки, в труде,
вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической
и культурной деятельности.
Ко второй группе гарантий относились конституционные установления, учитывающие выполнение материнских функций и обеспечивающие возможности для совмещения профессионального труда и семейно-бытовых обязанностей. В числе этих гарантий были: специальные меры по охране труда и здоровья женщин, создание условий, позволяющих сочетать труд с материнством.
Дополнительные гарантии равенства женщин содержались в ст.53 советской
Конституции были конкретизированы формы государственной заботы о семье —
создание и развитие широкой сети детских учреждений, организация и
совершенствование службы быта и общественного питания, а также различные
виды пособий и льгот.
Все это полностью соответствовало международным Конвенциям ООН. К сожалению эффективного механизма контроля за их соблюдением разработано не было.
Мне кажется, что сегодня Конституция РФ не содержит никаких гарантий
равенства прав женщин, а статья 38 п. 1 лишь сурово констатирует:
«Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Фраза эта
оставлена лишь потому, что та же самая Конституция признает верховенство
международных актов. Фактически же дело обстоит совсем наоборот: в бюджете
отсутствуют соответствующие статьи расхода, а при хроническом его дефиците
урезаются в первую очередь расходы на пособия по материнству и детству, не
говоря уже о том, что многие родовспомогательные и детские учреждения
закрыты из-за отсутствия бюджетного финансирования. В капиталистических
странах занятость женщин растет в связи с коренными изменениями условий
труда, расширением гибких форм занятости, сопровождается высокой степенью
индустриализации сферы быта, а также такими общераспространенными
явлениями, как рост цен, инфляция, необходимостью заработка.
В нашей стране причины высокой занятости женщин были связаны с индустриализацией народного хозяйства, разрушениями Великой Отечественной войной, экстенсивным развитием экономики в 60-е годы, созданием новых рабочих мест с сохранением устаревших технологий, необходимостью еще одного заработка в семье.
Вместе с тем интенсивное вовлечение женщин в общественное производство,
рост их образовательного уровня оказали существенное влияние на возможность
реализации личности в различных сферах, включая общественно-политическую.
Все это изменило их потребности, духовный мир, формы жизнедеятельности,
статус в обществе, нашло соответствующее отражение в правовых нормах и
правовой культуре. Однако на положении женщин негативно сказалось
отсутствие верховенства закона, а также принятие законодательных актов, не
подкрепленных материальным и финансовым обеспечением, например, решение
высвободить женщин с тяжелых работ не было подкреплено созданием рабочих
мест для них с благоприятными условиями труда.
Представленные в реферате главы преследуют одну, первостепенную задачу
— показать безответственное отношение нынешнего государства к главному
субъекту общественных отношений, к женщине. Древние давно сказали истину,
суть которой заключается в том, что желание увидеть стабильное государство
и общество требует взглянуть на отношение в них к женщине — матери,
воспитательнице.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СТАТЬИ
1. Балибалова Д.И. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.
2. Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан(теория и практика). – Спб., 1998.
3. Гоппе Э.Ю. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. –
СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.
4. Григоян Э.Е. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин.
– СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.
5. Зиновьев А.В. Энциклопедия правоведения для абитуриентов и студентов юридических вузов.
Основы конституционного права. – СПб.: СКФ «Россия –Нева», 1996.
6. Келехсаева Г.Б. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.
7. Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909;
Общество и материнство. Петроград., 1916.
8. Корбут Я.В., Поленина С.В. Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей (Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин). – М., 1997.
9. Никифорова Н.Н. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.
10. Пасешникова Л.А. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.
11. Петражицкий Л.И. О равноправии женщин. СПб.,1907.С.7
12. Романенкова Г.М. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.
13. Челышева О.В. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин.
– СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.
14. Хвостов В.М. О равноправии женщин. М., 1911. С.12
ДОКУМЕНТЫ
15. Венская декларация и программа действий.
16. Всеобщая декларация прав человека.
17. Кодекс Законов о Труде РФ.
18. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
19. Конвенция о политических правах женщин.
20. Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями.
21. Конституция РФ (1993).
22. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
23. Международный пакт о гражданских и политических правах.
24. Пекинская декларация.