Судебная система Украины
Все дела, подлежащие разрешению в порядке гражданского судопроизводства,
кроме отнесенных к компетенции других судов, рассматриваются районными
(городскими) судами.
Военным судам гарнизонов как судам первой инстанции подсудны гражданские дела по жалобам военнослужащих на неправомерные действия и решения должностных лиц и органов военного управления, кроме подсудных военным судам регионов и Военно-Морских Сил; дела о защите чести и достоинства, сторонами в которых являются военнослужащие или военные организации, другие дела, связанные с защитой прав и свобод военнослужащих и других граждан, прав и законных интересов воинских частей; учреждении, организаций.
Военным судам регионов, Военно-морских Сил как судам первой инстанции подсудны дела по жалобам на незаконные действия и решения военных должностных лиц и органов военного управления на уровне военных объединений и выше.
Межобластному суду как суду первой инстанции подсудны все дела, подлежащие решению в порядке гражданского судопроизводства, на особо режимных объектах, расположенных на территории Украины.
1. Система судов в Украине включает районные (городские) суды,
межрайонные (окружные), военные суды гарнизонов. Верховный Суд Республики
Крым, областные суды, Киевский и Севастопольский городские суды,
межобластные суды, военные суды регионов, Военно-морских Сил, Верховный Суд
Украины. Поэтому при предъявлении иска (подаче заявления) необходимо
определить, в какой суд истец или заявитель вправе обратиться с заявлением.
Вопрос о подсудности перед судьей возникает после положительного
разрешения им вопроса о подведомственности дела. Судья должен теперь
определить, какой именно суд должен рассматривать данное дело. В
законодательстве, судебной практике и литературе термин «подсудность»
употребляют в трех пониманиях. Во-первых, подсудность — это институт
гражданского процессуального права, т.е. система норм, регулирующих
отношения по определению конкретного суда при предъявлении заявления. Во-
вторых, под подсудностью понимают свойства конкретного дела, в силу которых
оно подлежит рассмотрению в определенном суде как в суде первой инстанции.
В-третьих, подсудность следует понимать и как совокупность гражданских дел,
подлежащих рассмотрению и разрешению в данном звене судебной системы и в
данном суде.
2. В процессуальном законе, судебной практике и литературе указано на два вида подсудности: родовую и территориальную. Вместе с тем в соответствии со ст. 7 ГПК подсудность по субъективному признаку можно, разделить на единоличную и коллегиальную ( ст. 1241 ГПК).
3. Назначение родовой подсудности состоит в том, чтобы распределить всю
совокупность гражданских дел, подведомственных суду, между отдельными
звеньями судебной системы, т.е. родовая подсудность является
разграничителем судебной компетенции по вертикали. Определить родовую
подсудность — это значит установить, суд какого из звеньев судебной системы
должен разрешать в качестве суда первой инстанции данное гражданское дело.
Критериями разграничения компетенции по рассмотрению гражданских дел между
звеньями судебной системы являются: род (категория) дела, субъективный
состав участников спора, наличие процессуальной инициативы или указание
вышестоящего суда.
4. Основное правило о родовой подсудности содержится в комментируемой статье: все дела, подлежащие разрешению в порядке гражданского судопроизводства, кроме отнесенных к компетенции других судов, рассматриваются районными (городскими) судами. Поэтому с учетом предложенных критериев данным судам подсудны: 1) исковые дела, вытекающие из гражданских, трудовых, кооперативных и семейных правоотношений, к которых хотя бы одной стороной является гражданин; 2) некоторые дела, возникающие из административных правоотношений-(ст. 236 ГПК);
3) дела особого производства (ст. 254 ГПК); 4) деда с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных предприятий и организаций и некоторые другие дела.
5. Однако данное указание ст. 123 ГПК Украины — это только общее правило. Поэтому родовая подсудность специальных судов является исключением из этого правила.
Определенная часть гражданских дел с участием военнослужащих и военных организаций закреплена в ст. 123 ГПК за военными судами гарнизонов: по жадобам военнослужащих на неправомерные действия и решения должностных лиц и органов военного управления; дела о защите чести и достоинства, сторонами в которых являются военнослужащие и военные организации, другие дела, связанные с защитой прав и свобод военнослужащих и других граждан, прав и законных интересов военных частей, учреждений, организаций.
6. Межобластные суды нижестоящих звеньев не имеют и по смыслу ст. 124
ГПК приравнены к областным судам. В качестве судов первой инстанции
рассматривают дела, подлежащие разрешению в порядке гражданского
судопроизводства, на особо режимных объектах, расположенных на территории
Украины.
7. С учетом приведенных выше критериев родовую подсудность областного
суда можно определить следующим образом. Областным судам по первой
инстанции подсудны дела по жалобам на решения местных государственных
органов, принятые в отношении религиозных организаций (ст. 248ц ГПК).
Военным судам регионов, Военно-Морских Сил подсудны дела по жалобам на
действия и решения военных должностных лиц и органов военного управления на
уровне военных объединений и выше.
С учетом только субъектного критерия родовой подсудности областному суду подсудны дела любой категории, в которых одной из сторон является районный суд ст. 124 ГПК).
Военному суду региона. Военно-морских Сил подсудны дела, в которых одной из сторон является гарнизонный суд.
В соответствии с третьим критерием — наличием процессуальной инициативы вышестоящего суда — областной суд вправе истребовать любое гражданское дело, находящееся в производстве того или иного суда области, и принять его к производству областного суда. Прямого указания об этом в ГПК нет, но практика судов Украины вдет по такому пути, т.к. ст. 133 ГПК предусматривает право председателя областного суда по ходатайству сторон и других участвующих в деле лиц, по заявлению прокурора, а также по собственной инициативе истребовать любое гражданское дело, находящееся в производстве того или иного суда, передать его на рассмотрение другого (а значит, и областного суда).
Изучение судебной практики показывает, что областные суды при решении
этого вопроса используют свое право тогда, когда дело представляет
сложность, большой общественный интерес или является принципиальным для
формирования судебной практики в данном регионе. Но при любых
обстоятельствах областной суд может изымать из производства районного
(городского) суда только одно дело, но никак не категорию гражданских дел.
Процессуальная: инициатива вышестоящего суда допускается и в случае, предусмотренном ст. 316 ГПК. Данная статья устанавливает следующее правило: суд кассационной инстанции в случае повторной отмены решения суда первой инстанции обязан обсудить вопрос о принятии дела к своему рассмотрению по первой инстанции, о чем указывает в определении. Эту статью необходимо уточнить, указав о принятии дела не к своему производству, а к производству областного суда.
В соответствии с четвертым критерием — указанием вышестоящего суда — областной суд может выступать в качестве суда первой инстанции в том случае, когда Верховный Суд Украины отменит в порядке надзора все состоявшиеся по делу решения и укажет на необходимость разрешения этого дела по существу областным судом.
8. В соответствии с Концепцией судебно-правовой реформы в Украине,
утвержденной Постановлением Верховного Совета Украины от 28 апреля 1992 г.
Верховный Суд Украины не рассматривает дела по первой инстанции. Однако
действующее гражданско-процессуальное законодательство предусматривает, что
Верховный Суд Украины рассматривает по первой инстанции следующие
гражданские дела: по жалобам на решения и действия Центральной
избирательной комиссии по выборам Президента Украины и заявлениям об отмене
решения Центральной избирательной комиссии (ст. 243* ГПК); по заявлениям об
отмене решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата в
народные депутаты Украины (ст. 243 ГПК); по жалобам на решения и действия
Центральной избирательной комиссии (см. 2431 ГПК); по жалобам на решение
государственного органа Украины по делам религий, принятые в отношении
религиозных организаций (ст. 24512 ГПК). Кроме того, Председатель
Верховного Суда Украины, его заместители могут истребовать любое дело из
любого суда и передать его на рассмотрение по существу в Верховный Суд
Украины.
Гражданские дела, в которых одной из сторон является районный
(городской) суд, военный суд гарнизона, рассматривает соответственно
Верховный Суд Республики Крым, областной суд. Киевский и Севастопольский
городские суди, военный суд региона, Военно-Морских Сил.
Подсудность гражданских дел, в которых одной из сторон является
Верховный Суд Республики Крым, областной суд. Киевский или Севастопольский
городской суд, межобластной суд, военный суд региона. Военно-морских Сил,
определяет Верховный Суд Украины.
1. Комментируемая статья органически связана с предыдущей и разрешает один из вопросов родовой подсудности: разграничение компетенции между звеньями судебной системы по субъектному составу участников спора (второй критерий, указанный в п. 3 комментария к ст. 123 ГПК).
2. Согласно правилу данной статьи те дела, где одной стороной в споре
является районный (городской) суд, рассматривает соответственно Верховный
Суд Республики Крым, областные и приравненные к ним суды. Однако подобное
правило не установлено для тех случаев, когда одной стороной в споре
являются сами областные и приравненные к ним суды. Здесь подсудность
гражданского дела определяется Верховным Судом Украины, который в качестве
суда первой инстанции, как представляется, должен определить другой
областной суд.
Судья единолично рассматривает все гражданские дела, подведомственные суду. Дела но спорам об определении места жительства и отобрании ребенка, установлении отцовства, выселении в случае отмены решения, постановленного единолично судьей, рассматриваются в коллегиальном составе суда.
Если в деле соединены исковые требования, часть которых подлежит коллегиальному рассмотрению, дело рассматривается коллегиально.
В связи со сложностью дела суд кассационной или надзорной инстанции при отмене решения может направить на новое рассмотрение в коллегиальном составе суда также любое другое дело.
1. Комментируемая статья устанавливает правило о том, что все гражданские дела, подведомственные суду, рассматриваются судьями единолично.
2. Вместе с тем данная статья предусматривает два исключения из общего правила, когда дело по существу должно рассматриваться коллегиальным судом после отмены решения по этому делу, вынесенного судьей единолично. Первое зависит от категории дела, а второе — от усмотрения кассационного или надзорного суда, отменяющего решение.
Во-первых, после отмены единоличного решения судьи коллегиально рассматриваются дела по спорам об определении места жительства и отобрании ребенка, установлении отцовства и выселении.
Во-вторых, независимо от категории дела, а в связи со сложностью конкретного дела, суд кассационной или надзорной инстанции при отмене решения может направить любое дело на новое рассмотрение в коллегиальном составе. Поскольку «сложность дела» является понятием оценочным, то вышестоящий суд, отменяя решение, по своему усмотрению решает вопрос о необходимости коллегиального рассмотрения данного дела. Положительно этот вопрос может решаться, например, в случае повторной отмены единоличного решения судьи, отмены единоличного решения и кассационного определения по данному делу, многосубъектного состава участников спора и т.п.