Сущность и особенности хозяйственных экономических споров
1. Сущность хозяйственных (экономических) споров
в условиях рынка. Общие принципы защиты прав предпринимателей. стр. 2
2. Претензионный порядок урегулирования споров. стр. 3
3. Рассмотрение споров арбитражным судом: стр.5
а) система арбитражных судов РФ; стр.5
б) основные принципы организации и деятельности арбитражных судов; стр.5
в) подведомственность и подсудность споров арбитражным судам; стр.7
г) оформление исковых заявлений стр.8
4. Рассмотрение споров в международном коммерческом арбитраже. стр.9
1. СУЩНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ (ЭКОНОМИЧЕСКИХ) СПОРОВ В УСЛОВИЯХ РЫНКА. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Защита прав и законных интересов предпринимателей является одной из важнейших функций права. Так, например, к числу основных начал гражданского законодательства относится:
— необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав (ст. 9);
— обеспечение восстановления нарушенных прав (ст. 12);
— судебная защита нарушенного права (ст. 11 ).
Нормальное развитие хозяйственных отношений предполагает, что права их участников реализуются, а обязанности исполняются надлежащим образом, добровольно и сознательно в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами без вмешательства юрисдикционных органов.
Однако практика предпринимательской деятельности свидетельствует о существовании большого количества хозяйственных споров и конфликтных ситуаций. Значительное их число относится к имущественным спорам, возникающим при заключении договоров, их исполнении. По данным министерства экономики, в России не выполняется 40 процентов контрактов.
Причин невыполнения взятых на себя обязательств сторонами достаточно много. Анализ практики взаимоотношений предпринимателей позволяет выделить причины конфликтов между ними:
1) Стремление каждой предпринимательской структуры добиться наибольшей выгоды для себя в рамках действующих законов и на основе заключенных договоров, предусматривающих твердые гарантии исполнения договорных обязательств другой стороной по договору.
2) Стремление руководителей и других работников предприятий, связанных с заключением и исполнением договоров, обеспечить свои интересы путем обхода законов, неправильного их толкования, создания наиболее выгодных для себя условий, ограничения собственной ответственности. Особенно это ярко проявляется в условиях отсутствия конкурентной среды.
3) Нередко споры возникают по причине незнания закона, которым следует руководствоваться. Некоторые руководители пренебрегают советами специалистов юристов
На практике возникают споры в сфере управления. Их количество, к сожалению, за последние годы стремительно выросло.
Причиной возникновения данной категории споров зачастую служат неправомерные действия органов власти и управления, нарушающие права и законные интересы предпринимателей.
Права предпринимателей в нашей стране защищены законом. Назовем их основные способы:
— признания права;
— восстановления положения, существовавшего до нарушения прав и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
— признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
— признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; — самозащиты права;
— присуждения к исполнению обязательства в натуре; — возмещения убытков; — взыскания неустойки; — компенсации морального вреда; — прекращения или изменения правоотношения; — неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Действующее законодательство предоставляет лицу, чьи права нарушены или оспорены, возможность обратиться в суд (арбитражный суд, третейский суд) для их защиты. Гражданский кодекс (ст. II) допускает установление в законе и другого способа защиты прав предпринимателей — в административном порядке. Потерпевшая сторона может, а если это предусмотрено законом, то и обязана обратиться со своими требованиями к административному органу. Однако, если решение последнего будет неудовлетворительным, сохраняется право на обращение в суд. Однако необходимо иметь в виду, что защите подвергаются только права, осуществляемые надлежащим образом, не вступающие в противоречие с интересами общества, всего гражданского оборота и его отдельных участников. Действия предпринимателей, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, злоупотребление доминирующим положением на рынке, а также злоупотребление правом в иных формах не допускаются (ст. 10 ГК). В этом случае суд не только откажет лицу в защите принадлежащего ему права, но и может применить к нему соответствующие санкции — возмещение причиненного вреда, санкции, установленные антимонопольным законодательством.
Отказ от права на обращение в суд за защитой недействителен (ст. 4 АПК). Это означает, что в договорах предпринимателей не может быть условий или оговорок, ограничивающих право стороны на обращение в суд в случае неисполнения обязательства.
2. ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ
Право на обращение в арбитражный суд конкретных субъектов правоотношений (право на предъявление иска) возникает лишь после принятия сторонами мер по непосредственному урегулированию спора в претензионном порядке.
Предъявляя претензию, один хозяйствующий субъект указывает другому на совершенные им неправильные действия (бездействие) или ошибки, которые неправомерно ущемляют его законные интересы. Сторона требует устранения или исправления в добровольном порядке этих нарушёний, ссылаясь при этом на нормативные актом и фактические обстоятельства дела. В этом суть каждой претензии.
Непосредственными задачами претензионной работы являются:
а) восстановление нарушенных прав и защита законных интересов предпринимателей;
б) выявление причин и условий, влекущих невыполнение договорных обязательств, выпуск продукции и товаров ненадлежащего качества и др. нарушения;
в) предупреждение нарушений договорной дисциплины, действующего законодательства;
г) улучшение экономических показателей хозяйственной деятельности организаций;
д) возмещение за счет виновных лиц ущерба, причиненного предпринимателю.
Претензионная работа, главной целью которой является устранение или предупреждение отрицательного воздействия на предпринимательскую деятельность со стороны контрагентов. Будучи основанной на применении правовых норм и правильно организованной, становится эффективным средством устранения этих отрицательных результатов. Поэтому претензионную работу можно рассматривать как один из основных способов защиты прав и законных интересов предпринимателей. Путем предъявления претензий к своим контрагентам по поводу нарушения договорных обязательств предприниматель защищает свои законные права, требует восстановления нарушенных прав, ограждения своих имущественных и неимущественных интересов.
С точки зрения оперативного разрешения возникшего спора претензионный порядок его урегулирования позволяет сторонам аргументировано изложить свою позицию, подтвердив ее ссылками на
соответствующее законодательство, произвести сверку расчетов по взаимной задолженности, таким образом, самостоятельно, не прибегая к помощи арбитражного суда, урегулировать возникший спор. В свою очередь, арбитражные суды освобождались от многочисленных беспредметных, по существу, споров, завершавшихся, как правило, признанием иска либо заключением мирового соглашения.
Однако практика применения претензионного порядка урегулирования споров в условиях становления рыночных отношений, нестабильного финансового положения в стране выявила и негативные последствия существовавшего порядка. С принятием нового Арбитражно-процессуального кодекса соблюдение досудебного(претензионного) порядка урегулирования спора требуется только в случаях, предусмотренных законом для данной категории споров или договором (ст. 104 АПК). Это означает, что с 1 июля 1995 г. Положение о претензионном порядке урегулирования споров утратило силу, а порядок урегулирования споров, установленный законами (Кодексом торгового мореплавания СССР, Воздушным кодексом РФ, Федеральным законам 40 связи»), а также Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации, Уставом внутреннего водного транспорта РСФСР, Уставом автомобильного транспорта РСФСР продолжает действовать.
Федеральным законом РФ «О связи» от 16.02.95 г. (ст. 38) установлено, что претензии при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств при предоставлении услуг связи или выполнении работ в области связи предъявляются оператору связи, представляющему услуги или выполняющему работы. Подобные претензии оформляются в письменном виде и подлежат регистрации в установленном порядке. Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой или искажением телеграфных отправлений, предъявляются в течение месяца, а в остальных случаях (по почтовым отправлениям и др.) — в течение шести месяцев. Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: по телеграфным отправлениям — в течение месяца, по местным почтовым отправлениям в течение пяти дней, в остальных случаях — в течение двух месяцев. По претензиям, связанным с подпиской и доставкой периодических печатных изданий сроки предъявления и рассмотрения претензий для юридических лиц составляют один год.
Еще более детально регламентируется порядок, сроки предъявления и рассмотрения претензий к предприятиям транспорта в отношении перевозки груза. В нормативных актах четко определяется, кто из участников отношений по перевозкам (грузоотправитель или грузополучатель) вправе обратиться к перевозчику с претензией в связи с допущенным им нарушением.
Правовые нормы указывают, к какой конкретно транспортной организации надлежит предъявлять претензию в зависимости от характера допущенных нарушений. Особенно это актуально, когда перевозка осуществляется силами нескольких транспортных организаций одного или различных видов транспорта. Например, согласно ст. 159 Устава автомобильного транспорта РСФСР претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются к автотранспортному предприятию, выдавшему груз, а в случаях полной утраты груза — к автотранспортному предприятию, принявшему груз к перевозке.
Законодательно устанавливаются требования к оформлению претензий и подтверждению их определенными документами. Например, в соответствии со ст. 138 Транспортного Устава железных дорог РФ к претензии о недостаче, порче или повреждении груза должны быть приложены железнодорожная накладная и коммерческий акт, выданный дорогой, в случае отказа железной дороги в составлении коммерческого акта представляется накладная и документы об обжаловании отказа.
Страницы: 1, 2