Сущность и особенности хозяйственных экономических споров

Право определило сроки для предъявления и рассмотрения претензий, дифференцированные в зависимости от характера требований и порядок исчисления этих сроков. Например, согласно ст. 139 ТУЖД, претензии к перевозчику могут предъявляться в течение 6 месяцев, а претензии об уплате штрафов — в течение 45 дней. Срок на предъявление претензий о возмещении за порчу, повреждении или недостачу груза исчисляется со дня выдачи груза; о возмещении за утрату груза — по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки, а за утрату груза при перевозке в прямом смешанном сообщении — по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке и т.д. Следует помнить, что сроки, установленные законодательством для предъявления претензий транспортным организациям, являются пресекательными и восстановлению не подлежат.

Срок на предъявление претензий перевозчику не входит в установленный для таких требований срок исковой давности. Если претензия перевозчиком отклонена или ответ не получен в установленный срок, заявителю предоставляется 30 дней для предъявления иска со дня получения отрицательного ответа или истечения срока, установленного для ответа.












3.      РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ

 

а) Система арбитражных судов РФ


Переход к рыночной экономике предопределил принципиально новые формы разрешения споров, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности. К настоящему времени в нашей стране упразднено государственное арбитражирование хозяйственных споров и создан специальный орган правосудия — Арбитражный суд. Любой из арбитражных судов Российской Федерации функционирует в качестве составной части единой системы. Это означает, что все арбитражных суды Российской Федерации являются федеральными судами, применяют единое материальное и процессуальное законодательство, обеспечивая равную для всех возможность судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Система арбитражных судов Российской Федерации установлена Федеральным конституционным законом 406 арбитражных судах в Российской Федерации» от 5 апреля 1995 г. Создана трехзвенная система, состоящая из: — Высшего Арбитражного суда Российской Федерации; — федеральных арбитражных судов округов; — арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

По новому законодательству Высший Арбитражный Суд РФ освобождается от рассмотрения множества дел как суд первой инстанции. В этом качестве он будет рассматривать лишь две группы дел:

1) дела о признании недействительными актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной думы РФ, Правительства РФ, не носящих нормативного характера, в случае их несоответствия закону я нарушения прав и законных интересов организаций и граждан;

2) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также споры, возникающие между самими субъектами Российской Федерации.

Все остальные дела по первой инстанции будут рассматриваться арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

Дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов будет рассматривать только одна судебная инстанция — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Главной задачей Пленума Высшего арбитражного Суда РФ становится изучение и обобщение судебно-арбитражной практики и дача разъяснений арбитражным судам применению законодательства.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. Всего в Российской Федерации действуют десять федеральных арбитражных судов округов.

Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, а также рассматривают в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в том суде в первой инстанции.

 

б) Основные принципы организации

и деятельности арбитражных судов.


Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел (ст. 6 Федерального конституционного закона РФ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

Указанные принципы организации и деятельности арбитражных судов закреплены также в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, принятом Государственной Думой 5 апреля 1995 г, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу от  1 сентября 2002 г., за исключением _1 "Подведомственность" главы 4, введенного в действие с 7 августа 2002 г. и главы 36, введенной в действие с 1 января 2003 г..

При осуществлении правосудия судьи арбитражного суда независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 6 АПК). Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимы и влекут за собой установленную законом ответственность.

Важное значение для реализации вступивших в законную силу решений и других актов арбитражного суда имеет их обязательность. Неисполнение судебных актов рассматривается как неуважение к суду и влечет ответственность, установленную законом (ст. 13 АПК).

Арбитражный суд, сохраняя объективность и беспристрастность, создает необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельства дела); предоставляя сторонам равные права в собирании необходимых доказательств. Если сторона имела возможность представить решающее доказательство, до не представило его, она вряд ли получит удовлетворение своих требований.

Оперативности разрешения споров способствует установленный законодателем достаточно короткий срок рассмотрения дела в арбитражном суде. Дело должно быть рассмотрено и решение принято в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления в арбитражный суд (ст. 114 АПК).

Новый Арбитражный процессуальный кодекс существенно расширяет единоличное рассмотрение споров судом первой инстанции. По сравнению с коллегиальным такой порядок рассмотрения споров более экономичен и позволяет оперативнее разрешать дела. Коллегиальное рассмотрение споров в суде первой инстанции применяется лишь при рассмотрении дел о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и дел о несостоятельности (банкротстве). Кроме того, по решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально. С учетом того, что все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях по-прежнему будут рассматриваться коллегиально, это не приведет к снижению гарантий защиты прав сторон и качества разрешения споров.

Новый АПК несколько изменил порядок обжалования решений арбитражного суда. Как и прежде, различают обжалование решений, не вступивших в законную силу, и решений, вступивших в законную силу. Первые пересматриваются по жалобам участвующих в деле лиц в апелляционной инстанции того же суда, который принял решение в первой инстанции.

Апелляционный суд — новый институт в законодательстве Российской Федерации. При рассмотрении дела в апелляционной инстанции арбитражный суд по имеющимся 6 деле доказательствам повторно рассматривает дело, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме. Апелляционная инстанция наделена широкими полномочиями: она может изменить, отменить и принять новое решение, но не может отправить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. В этом — гарантия ускорения принятия окончательного судебного решения по экономическим спорам.

В связи с введением апелляционной и кассационной инстанций производство в порядке надзора рассматривается как исключительная стадия арбитражного процесса. Поэтому надзорное производство может быть возбуждено только по протестам узкого круга должностных лиц, перечисленных в АПК. Широкими полномочиями наделен Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ при пересмотре дел в порядке надзора. Он может отменить решение полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение; изменить или отменить решение и принять новое решение; отменить решение полностью или частично и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения; оставить в силе одно из ранее принятых решений.

Основанием к изменению или отмене решения может служить незаконность или необоснованность судебного акта, однако не допускается отмена правильного по существу решения по одним лишь формальным основаниям.


 

в) Подведомственность и подсудность споров арбитражным судам


Для правильного решения вопроса куда обращаться с иском следует знать подведомственность дел арбитражным судам — крут вопросов, подлежащих рассмотрению в арбитражном суде, и подсудность дел — к компетенции какого конкретно арбитражного суда отнесено рассмотрение тех или иных дел.

К подведомственности арбитражного суда относятся дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений (ст. 22 АПК). Иначе говоря, понятием экономического спора охватываются все споры, подведомственные арбитражному суду, включая как споры, возникающие из гражданских правоотношений, которые традиционно именовались имущественными, так и споры в сфере управления, возникающие из административных правоотношений.

Юридические лица и граждане-предприниматели — это основная категория участников споров, подведомственных арбитражному суду. Кроме того, в случаях, установленных законом, арбитражному суду подведомственны споры с участием организаций, которые юридическими лицами не являются —споры Российской Федерации с субъектами Российской Федерации, а также между самими субъектами Российской Федерации. Среди участников правоотношений, споры между которыми подведомственны арбитражному суду, называются и иностранные лица. Эта новая категория дел. Прежде такие споры, как правило, рассматривались в судах общей юрисдикции.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, относятся, в частности, следующие споры:

— о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами — так называемые, «преддоговорные споры»;

—         об изменении условий или о расторжении договоров;

—         о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

—         об истребовании собственником или законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

—         о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;

—         о возмещении убытков;

— о признании недействительными ненормативных актов государственных органов и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

— об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок;

Новый АПК отнес к подведомственности арбитражных судов также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации предпринимателей.

Кроме того, арбитражный суд рассматривает иные категории дел:

—  об установлении фактов, имеющих юридическое значение (например, о признании факта владения земельным участком);

—  О несостоятельности (банкротстве) предпринимателей.

Более подробно регламентируются в новом АПК вопросы определения подсудности дел. Дела, подведомственные арбитражному суду, рассматриваются арбитражными судами субъектов РФ, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 24 АПК).

В ст. 25 АПК сформулированы общие правила о территориальной подсудности — иск предъявляется по месту нахождения ответчика, а иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения — по месту нахождения обособленного подразделения.

Однако из этого общего правила есть исключения. Так АПК (ст. 26) предусматривает подсудность по выбору истца (альтернативную подсудность). В частности, по выбору истца может предъявляться иск, если он относится к нескольким ответчикам, которые находятся на территории разных субъектов Федерации. Иск, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения — может быть предъявлен по месту исполнения договора.

По вышеперечисленным категориям дел АПК допускает установление договорной подсудности, то есть установленная в ст. 25 и 26 АПК подсудность может быть изменена по соглашению сторон. Указанная возможность не распространяется на те случаи, когда кодексом устанавливается исключительная подсудность. Так, например, в соответствии со ст. 29 АПК иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки, предъявляется по месту нахождения органа транспорта. Иски к государственным органам, органам местного самоуправления субъекта Российской Федерации, вытекающие из административных правоотношений, предъявляются в арбитражный суд этого субъекта Российской Федерации, а не по месту нахождения соответствующего органа.

Иск предъявляется в тот арбитражный суд, которому соответствует уровень данного органа.

Свои особенности определения подсудности имеют дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Они, как правило, рассматриваются по месту нахождения заявителя. Исключение составляют дела об установлении факта владения недвижимостью, они рассматриваются по месту нахождения этих объектов. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются по месту нахождения должника.


г) Оформление исковых заявлений

 

Законодатель предъявляет определенные требования к оформлению исковых заявлений, которые следует неукоснительно соблюдать, чтобы ускорить рассмотрение спора по существу. В исковом заявлении должны быть указаны (ст. 102 АПК):

—      наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

—      наименование лиц, участвующих в деле, и их почтовые адреса;

—      цена иска, если иск подлежит оценке;

—      обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

—      доказательства, подтверждающие основания исковых требований;  

—      расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы;

—      требования истца со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам требования к каждому из них;

—      сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено законом для данной категории споров или договором;

—      перечень прилагаемых к заявлению документов. К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие (ст. 104 АПК): уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере; направление копий искового заявления и приложенных к нему документов другим лицам, участвующим в деле; соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено законом для данной категории споров или договором; обстоятельства на которых основываются исковые требования.


Если исковое заявление подписано представителем истца, то прилагается доверенность, подтверждающая его полномочия.

К заявлению о понуждении заключить договор прилагается проект договора.

В случае несоблюдения установленных Требований к оформлению, содержанию и предъявлению искового заявлению, судья возвращает исковое заявление истцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОММЕРЧЕСКОМ АРБИТРАЖЕ

 

Для споров, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споров предприятий с иностранными инвестициями, международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споров между их участниками, а равно их споров с другими субъектами права Российской Федерации установлена возможность их рассмотрения в специально созданном органе — международном коммерческом арбитраже в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993г. «О международном коммерческом арбитраже».

Разрешение указанных споров осуществляется двумя постоянно действующими арбитражными учреждениями — Международным коммерческим арбитражным судом (МКАС) или Морской арбитражной комиссией (МАК), созданными при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Положения об этих органах приведены в приложениях 1 и 2 к указанному закону.

Разбирательство дел в МКАС осуществляется в соответствии в с Регламентом, утвержденным Торгово-промышленной палатой в редакции от 1 мая 1995 г. Иные нормативные акты, относящиеся к рассмотрению гражданско-правовых споров, например, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, непосредственно при рассмотрении дел в МКАС не применяются. Кроме ограниченного числа случаев, прямо предусмотренных в Законе «О международном коммерческом арбитраже».

Процедура рассмотрения споров в МКАС отличается ярко выраженной состязательностью, что в первую очередь означает весьма ограниченные возможности проявления инициативы со стороны суда в ходе рассмотрения спора. С другой стороны, это ставит успех в достижении своих целей участниками спора в зависимость от эффективности их процессуального поведения. Бездействие или отсутствие необходимой активности одного из участников процесса не может быть компенсировано активностью арбитров в выяснении его позиции.

В МКАС споры рассматриваются, как правило, коллегией арбитров, состоящей из трех человек. При этом спорящие стороны вправе участвовать я формировании решающего их спор состава путем избрания арбитров. Для облегчения выбора стороны могут воспользоваться списком арбитров, утверждаемым Торгово-промышленной палатой. Вместе с тем, список арбитров является обязательным в случае, когда арбитр назначается за сторону, не воспользовавшуюся предоставленным ей правом избрать арбитра, а также при избрании председателя состава.

Арбитры при рассмотрении спора должны быть независимыми и беспристрастными. Они не являются представителями сторон даже в тех случаях, когда они избраны непосредственно сторонами. В том случае, если арбитр не отвечает названным требованиям, он может быть в установленном порядке дисквалифицирован для участия в рассмотрении споров по мотивированному заявлению заинтересованной стороны.

При разрешении спора, когда возникают вопросы, не урегулированные в самом контракте, арбитры применяют материально-правовые нормы в соответствии с соглашением сторон. Если такое соглашение отсутствует, то арбитры по своему усмотрению определяют коллизионные нормы, на основе которых они устанавливают применимое материальное право. Арбитры вправе применять также общепринятые торговые обычаи и обыкновения при решении опора.

Не исполненные добровольно решения МКАС приводятся в исполнение как на территории РФ, так и за границей в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством и международными соглашениями при подаче письменного ходатайства в суд по месту нахождения ответчика или его имущества.

Морская арбитражная комиссия разрешает споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного права, либо только российского или только иностранного права. Разбирательство дел в Морской арбитражной комиссии осуществляется по тем же правилам.


Литература:

1.      Закон РФ от 7 июля 1993г. «О международном коммерческом арбитраже».

2.      Арбитражный процессуальный кодекс РФ, 24 июля 2002г.

3.      Федеральный закон РФ «О связи» от 16.02.95 г.

4.      Гражданский кодекс РФ, (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.)

5.      Гражданско-процессуальный кодекс, от 14 ноября 2002г.

6.      Анюхин В.С. Предпринимательское право: Учеб. Для студ. ВУЗ.- М.: 1999


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты