Административная ответственность за правонарушения в промышленности

Как правило, административная ответственность наступает за нарушение наименьшей части административно-правовых норм, а именно за нарушение физическими лицами некоторых обязанностей в сфере государственного управления, т.е. за совершение административных правонарушений (проступков).

Относительно основной массы норм административного права, то нарушение установленных ими правил влечёт дисциплинарную ответственность. Больше того, в ряде случаев отдельные категории физических лиц (например, военнослужащие) при совершении административных правонарушений подлежат дисциплинарной ответственности, тогда как по общему правилу установленная ответственность - административная (ст. 15 Клап).

Таким образом, не всякое нарушение правил, установленных административно-правовой нормой, служит причиной административной ответственности. Административную ответственность влечёт нарушение только той нормы административного права, которая предохраняется административными санкциями.

Вдобавок, административная ответственность может наступать не только за нарушение правил, установленных административно-правовой нормой, а и за нарушение норм других областей права. В частности, ст.51 Уголовного кодекса предусматривает возможность привлечения к административной ответственности лица, которое осуществило преступление, которое не имеет большой общественной опасности.

Изложенное разрешает определить, что производными признаками административной ответственности будут такие:

1. Ее основанием есть не только административное правонарушение (проступок), а и нарушение норм других областей права, в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством.

2. Она заключается в применении к виновным административным взысканиям. В ст. 23 Кпап указано, что административное взыскание является мерой ответственности.

3. Право привлечения к административная ответственность предоставлена многим государственным органам и их должностным лицам. Среди них - органы государственной исполнительной власти, местного самоуправления, суды (ст. 213 Кпап). Полный их перечень содержится в разделе III (статьи 218-244) Кпап.

4. Законодательством установлен особый порядок привлечения к административной ответственности (составление протокола, сбор и оценка доказательств, вынесение постановления и т.п.).

5. Административная ответственность урегулирована нормами административного права, которое содержит перечни административных взысканий и органов, уполномоченных их применять.

6. Право установления административной ответственности имеет довольно широкий круг субъектов: Верховная Рада;

Реальная юридическая ответственность наступает при наличии трех оснований: нормативной, составной частью которой есть норма, которая закрепляет состав; фактической (правонарушение);

процессуальной (правоприменительный, юрисдикционний акт).

Система правовых норм, которые регулируют применение административных взысканий, является нормативной основой административной ответственности.

По смыслу их можно поделить на три вида:

а) правовой - правовые - материально-правовые, что закрепляют общие вопросы административной ответственности (задача и система законодательства об административных правонарушениях, основаниях и субъекты ответственности, система административных взысканий и др.); составы административных проступков;

б) процессуальный - процессуальные - административно-процессуальные, что закрепляют проведение в делах об административных правонарушениях;

в) организационные, что закрепляют порядок создания, правовое положение, подведомственность субъектов административной юрисдикции.

Нормы, которые устанавливают административную ответственность, рассредоточенные в разных кодексах и нормативных актах. Основному их источником является Кодекс Украины об административных правонарушениях. Параллельно с ним действуют Таможенный, Лесной, Воздушный кодексы; законы " О чрезвычайном состоянии", "Об охране государственной границы", "О борьбе с коррупцией" и др., что содержат нормы, которыми устанавливается административная ответственность.

Так, законом "О чрезвычайном состоянии" установленная административная ответственность за нарушение лицом режима чрезвычайного состояния и злостное многоразовое нарушение этого режима (ст. 31). Законом "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" установленная ответственность за административные правонарушения, связанные с деятельностью на рынке ценных бумаг (ст. 13).

Все вместе они представляют законодательство об административных правонарушениях.

В 60-х и 70-х годах ученые-административисти провели большую работу по разработке основных положений об административной ответственности и подготовили проекты кодифицированных актов. Ее результатом стало принятие 7 декабря 1984 г. Кодекса об административных правонарушениях (введено в действие с 1 июня 1985 г.), что действует и сегодня, правда, со значительными изменениями и дополнениями. Он содержит свыше 330 статей, объединенных в 33 главы и 5 разделов.

Целые, принципы, полномочия участников проведения в делах об административных правонарушениях закрепленные в IV разделе Кпап. Здесь же содержатся положение о порядке осуществления административного расследования и рассмотрения дел, обжалование принятых постановлений.

Последний, V раздел Кпап называется "Выполнение постановлений о наложении административных взысканий". В нем сконцентрированные нормы, которыми регулируется выполнение каждого из существующих взысканий.

Необходимо указать, что административные проступки большей частью совершаются в один время, а рассматриваются в другого. Между днем совершения действия и днем привлечения к ответственности за это действие проходит определенный срок, на протяжении которого может измениться законодательство. Если старая норма упразднена, возникает вопрос, которой нормой нужно руководствоваться: той, что действовала на момент совершения, или той, что действует на момент рассмотрения дела.

Этот вопрос решается по-разному, исходя из материальных и процессуальных норм.

По общему правилу, лицо, которое совершило административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, которое действует во время и по месту совершения правонарушения (ч. 1 ст. 8 Кпап).

Поэтому акты, которые устанавливают или усиливают ответственность, обратной силы не имеют и могут применяться лишь относительно действий, содеянных после вступления этих актов в законную силу. Гуманизм административного права проявляется в установленному законом исключении из общего правила, согласно которому нормы, которые смягчают или отменяют ответственность, имеют обратную силу, т.е. распространяются и на правонарушение, содеянные ко вступлению таких норм в силу (ч. 2 ст. 8 Капа).

Итак, если гражданин совершил проступок, когда действовали одни процессуальные нормы, а дело рассматривается позднее, когда уже вступили в силу новые процессуальные правила, проведение должны быть проведено согласно новым нормам.

В данное время возникает вопрос о существовании административной ответственности юридических лиц. Тем не менее данная проблема не приобрела приемлемое решение ни в законодательстве, ни в теории административного права.

Дело в том, что действующее административное законодательство не дает обобщенного определения субъекта административного правонарушения и даже не употребляет такого термина. В Кодексе Украины об административных правонарушениях используется термин "лицо" без четкого указания на то, которая это лицо: физическая или юридическая. За рамками Кпап действует довольно большая группа норм, которые устанавливают ответственность юридических лиц из совершения противоправных действий. И хотя такие действия не отнесены законодателем к административным правонарушениям, а ответственность за них не названа административной, они имеют много их признаков. Это, например, нормы, которые устанавливают ответственность объединений граждан (статьи 28-32 Закона "Об объединении граждан" от 16 июня 1992 г.), нормы Закона "Об ответственности предприятий, учреждений и организаций за нарушение законодательства о ветеринарной медицине" от 5 декабря 1996 г. и т.п.. Больше того, в Законе Украины "О семенах" от 15 декабря 1993 г. ст. 25 содержится такое положение: "Юридическое и физический лица, виновные в нарушении законодательства по вопросам семеноводства, привлекают к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности согласно законодательству Украины".

Очевидно, эти обстоятельства разрешают некоторым исследователям считать, что в административном праве Украины, по аналогии с Российской Федерацией, где действует закон "Об административной ответственности предприятий, учреждений и организаций за административные правонарушения в области строительства", уже сегодня существует административная ответственность юридических лиц1. Думаем, что данная позиция больше отвечает перспективам усовершенствования института административной ответственности, чем реалиям сегодняшнего дня.

Действующий на сегодня Клап недвусмысленно, хотя и косвенно, признает субъектом проступка только физический лицо. Об этом, в частности, свидетельствуют закрепленные нормативное его признаки.

Так, ст. 12 устанавливает возраст, с достижением которого наступает административная ответственность (16 лет); ст. 20 предусматривает как обязательный признак субъекта его вменяемость; ст. 33 требует при наложении взыскания учитывать лицо правонарушителя; ст. 256 требует, чтобы в протоколе об административном правонарушении в обязательном порядке были ведомости о лице правонарушителя, а также обязывает правонарушителя подписать протокол; ст. 268 закрепляет за лицом, которое совершило проступок, право выступать родным языком и т.п.. Тяжело вообразить, что перечисленные нормы рассчитанные на юридических лиц. Больше того, ст. 27 Кпап абсолютно точно определяет, что штраф является денежным взысканием, которые накладывается на граждан и должностных лица за административные правонарушения.

Характеристика административных взысканий. Сущность и цель административного взыскания зафиксированы в ст. 23 Кпап. В ней подчеркивается, что административное взыскание является мерой ответственности и применяется с целью воспитания лица, которое совершило административное правонарушение, в духу соблюдения законов, а также предотвращение совершения новых правонарушений.

К лицам, которые не являются гражданами Украины, может быть применено административное выдворение за границы Украины (ст. 24 Кпап и ст. 32 Закона "О правовом статусе иностранцев").

Все названные взыскания тесно связанные между собой и образовывают единую систему. Их прежде всего объединяет общая цель: защита правопорядка, воспитание лиц, которые совершили административные проступки, в духу соблюдения законов, а также предупреждение совершения новых проступков как самыми правонарушителями, так и другими лицами.

Каждое взыскание является наказанием, мерой ответственности, предназначенной за проступки, а применение любого взыскания означает наступление административной ответственности и тянет для виновного неблагоприятные юридические следствия.

Административное взыскание причиняет виновному определенные страдания, ограничение. Тем не менее наказание не являются самоцелью, оно только необходимое средство воспитания и предупреждение правонарушений. Взыскание является предупредительным мероприятием на пути совершения новых правонарушений со стороны виновного (частная превенция) и правонарушений со стороны других лиц (общая превенция). Задача предупреждения правонарушений некоторые наказания решают не только своим воспитательным влиянием, а и лишением правонарушителя возможности снова нарушить закон.

Административные взыскания накладываются компетентными органами и должностными лицами путем издания специальных индивидуальных актов управления, которые имеют принудительный характер. Принудительное влияние должен быть справедливым, отвечать характеру проступка и лица правонарушителя. Его тяжесть зависит от тяжести проступка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты