Административная ответственность за правонарушения в промышленности

Наряду с промышленными предприятиями государственного сектора в новых экономических условиях дальнейшее развитие получают промышленные предприятия негосударственных форм собственности - акционерные, частные, совместные (в том числе и с международным капиталом) и др. Государственное управление ими имеет свои, довольно существенные отличия от управления промышленными предприятиями общегосударственной и коммунальной собственности и сводится в основном к воздействию на них экономическими мерами (налоговой, таможенной, финансовой политикой и др.), контролем за их деятельностью.

Промышленные предприятия и их объединения - основные (первичные) звенья промышленности. Именно они являются непосредственными производителями промышленной продукции. Их деятельность соединяет в себе как централизованное руководство, так и самостоятельность и инициативу в принятии конкретных решений в пределах своих полномочий и в соответствии с прогнозами экономического и социального развития отрасли, предписаний вышестоящих органов.

Предприятие осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательством Украины и соответствуют целям, предусмотренным уставом предприятия. Государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов предприятия.

В соответствии с формами собственности, предусмотренными законодательством Украины, в промышленности могут действовать такие виды предприятий:

частное предприятие, основанное на собственности физического лица;

коллективное предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия;

хозяйственное товарищество;

предприятие, основанное на собственности объединения граждан;

коммунальное предприятие, основанное на собственности соответствующей территориальной громады;

государственное предприятие, основанное на государственной собственности, в том числе казенное предприятие.

В Украине могут действовать и другие виды и категории промышленных предприятий, в том числе арендные, создание которых не противоречит законодательным актам Украины.

Управление промышленным предприятием осуществляется в соответствии с его уставом на основе объединения прав собственника относительно хозяйственного использования своего имущества и принципов самоуправления трудового коллектива. Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штаты.

Собственник осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы. Собственник или уполномоченные им органы могут делегировать эти права совету предприятия (правлению) или иному органу, который предусмотрен уставом предприятия и представляет интересы собственника и трудового коллектива.

Наем (назначение, избрание) руководителя предприятия является правом собственника (собственников) имущества предприятия и реализуется непосредственно или через уполномоченные им органы.

Высшим руководящим органом коллективного промышленного предприятия является общее собрание (конференция) собственников имущества. Исполнительные функции по управлению коллективным предприятием осуществляет правление. Правление предприятия, если иное не предусмотрено уставом, избирается собственниками имущества на общем собрании тайным голосованием на альтернативной основе. Полномочия правления определяются уставом. Правление избирает из своего состава председателя и его заместителей или их функции выполняют поочередно все члены правления.

Администрацию промышленного предприятия в соответствии с принципом единоначалия возглавляет его руководитель. При найме (назначении, избрании) собственником или уполномоченным им органом руководителя предприятия на должность заключается контракт (договор, соглашение), в котором определяются права, сроки найма, обязанности и ответственность руководителя предприятия перед собственником и трудовым коллективом, условия его материального обеспечения и увольнения с должности с учетом гарантий, предусмотренных контрактом (договором, соглашением) и законодательством Украины.

Руководитель предприятия (как правило, это генеральный директор (директор) или начальник, управляющий) самостоятельно без доверенности действует от лица предприятия, решает вопросы хозяйственной, финансовой, социальной и иных видов деятельности (за исключением отнесенных уставом к компетенции других органов управления данного предприятия). Его полномочия производны от задач и прав предприятия, которое он возглавляет. В пределах своей компетенции руководитель издает обязательные для исполнения приказы по предприятию, зачисляет в штат и увольняет работников, применяет к ним меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания. Члены администрации предприятия - заместители руководителя предприятия, руководители и специалисты подразделений аппарата управления и структурных подразделений (производств, цехов, отделов, отделений, участков, и других аналогичных подразделений предприятий), а также мастера и старшие мастера также назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем предприятия.

Полномочия производственных подразделений и их руководителей регулируются уставом промышленного предприятия, положениями о них.
Промышленные предприятия имеют право на добровольной основе объединять свою производственную, научную, коммерческую и другие виды деятельности, если это не противоречит антимонопольному законодательству Украины, т. е. создавать объединения.

Законодательство выделяет такие виды объединений:

ассоциации -договорные объединения, созданные с целью постоянной координации хозяйственной деятельности. Ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность кого-либо из ее участников;

корпорации -договорные объединения, созданные на основе соединения производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников;

консорциумы - временные уставные объединения промышленного и банковского капитала для достижения общей цели;

концерны - уставные объединения предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и других на основе полной финансовой зависимости от одного или группы предприятий;

другие промышленные объединения по отраслевым, территориальным и иным принципам.

В объединения предприятий, зарегистрированных в Украине, могут входить и предприятия других государств.

Промышленное объединение является юридическим лицом, может иметь самостоятельный и сводный балансы, расчетный и другие счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и действует на основе договора или устава, который утверждается его учредителем или собственником. Предприятия, которые входят в состав указанных организационных структур, сохраняют права юридического лица. Объединение не отвечает по обязательствам предприятий, которые входят в его состав, а предприятия не отвечают по обязательствам объединения, если иное не предусмотрено учредительным договором (уставом). Предприятие при осуществлении хозяйственной и другой деятельности имеет право по собственной инициативе принимать любые решения, которые не противоречат законодательству Украины. На предприятия, которые входят в объединения, и на сами объединения распространяется действие Закона Украины «О предприятиях в Украине».

Непосредственное управление государственным промышленным объединением осуществляет, как правило, администрация головного промышленного предприятия, которую возглавляет генеральный директор (директор, президент). Так же, как и директор промышленного предприятия, он действует на основе единоначалия, несет полную ответственность за деятельность объединения. От имени объединения он распоряжается финансами, основными и оборотными средствами производства, другим имуществом объединения, представляет его на внешней арене и др.

Генеральный директор издает приказы, которые являются правовой формой его деятельности.

В структуру аппарата производственного объединения входят подразделения, на которые возложено выполнение специализированных функций: финансовый отдел, планово-экономический отдел (или отдел сбыта и поставки продукции, сырья и т. п.), отделы кадров, организации труда, технического контроля, коммерческий отдел, отдел по строительству (реконструкции) и развитию, бухгалтерия и др. Их возглавляют заместители директора (коммерческий директор и др.) или главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер и др.). Полномочия этих подразделений закреплены в уставе производственного объединения.

Некоторые полномочия по управлению промышленным предприятием государство предоставляет и трудовым коллективам предприятия. Эти полномочия закреплены в Законе Украины «О предприятиях в Украине», других нормативных актах. Так, ст. 15 Закона «О предприятиях в Украине» предоставляет право трудовым коллективам государственного и другого предприятия, в котором доля государства или местного совета в стоимости имущества превышает 50 процентов, рассматривать совместно с учредителем изменения и дополнения к уставу предприятия; вместе с учредителем предприятия определять условия найма руководителя; вместе с собственником решать вопрос о вступлении или выходе из объединения предприятий и т.д.

Все предприятия промышленности в предусмотренном законодательством порядке осуществляют оперативный и бухгалтерский учет своей деятельности (как хозяйственной, так и другой), за правильность которого должностные лица этих предприятий несут установленную законодательством Украины дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Государственный контроль в промышленности в соответствии с действующим законодательством осуществляют прежде всего государственные органы - собственники этих предприятии. Их контрольные полномочия закреплены в различных нормативных актах: Законе Украины «О предприятиях в Украине», положениях о соответствующих министерствах, ведомствах, государственных комитетах, актах, которые определяют уставы объединений, предприятий и др. Надведомственный контроль также осуществляют Кабинет Министров Украины, Совет министров АРК (на территории автономии), управления промышленности местных государственных администраций.

Государственный контроль в промышленности осуществляют и специальные контролирующие органы в соответствии с направлениями своей деятельности.

Государственная контрольно-ревизионная служба Украины ревизует и проверяет правильность ведения финансовой и бухгалтерской документации, отчеты, сметы и иные документы, которые подтверждают поступление и расходование средств и материальных ценностей; состояние их сохранности; полноту оприходования, правильность расходования и сбережения валютных средств и т. п.

Государственная налоговая служба Украины осуществляет контроль за соблюдением промышленными предприятиями законодательства о налогах: за исчислением и уплатой промышленными предприятиями налогов и других обязательных платежей в бюджет; уплатой иных платежей; валютными операциями; порядком расчетов с потребителями с использованием электронных контрольно-кассовых аппаратов, компьютерных систем и товарно-кассовых книг; за наличием свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и лицензий, других специальных разрешений на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности и т. п.

Министерство экологии и природных ресурсов Украины (в лице своих специализированных контролирующих органов) контролирует соблюдение промышленными предприятиями природоохранительного законодательства. Должностные лица Государственной инспекции Украины по охране окружающей природной среды и Главной государственной инспекции по надзору за ядерной безопасностью Украины составляют протоколы и привлекают виновных в нарушении природоохранительного законодательства лиц к административной ответственности.

Министерство труда и социальной политики Украины (далее - Минтруда Украины) осуществляет контроль за соблюдением органами управления промышленностью законодательства о труде, занятости и социальной защите населения и вносит им предложения о прекращении действия приказов и решений по этим вопросам, если они противоречат действующему законодательству, а в необходимых случаях - предложения по их отмене.

Минтруда Украины осуществляет: комплексное управление охраной труда; государственный надзор за соблюдением требований законодательных и других нормативно-правовых актов о безопасности, гигиене труда и производственной сфере, а также за проведением работ, связанных с геологическим изучением недр, их охраной и использованием, переработкой минерального сырья; координирует работу по профилактике травматизма непроизводственного характера; проводит экспертизы проектной документации и выдает разрешения на введение в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, объектов и средств производства и т. д.
Для реализации указанных задач должностные лица Минтруда Украины: беспрепятственно в любое время и без предварительного предупреждения посещают подконтрольные предприятия, учреждения и организации для проверки соблюдения законодательства об охране труда; получают от собственника необходимые пояснения, материалы и иную информацию по этим вопросам; дают руководителям и должностным лицам предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений требований законодательства, направленного на охрану труда и использования недр; приостанавливают до устранения нарушений эксплуатацию предприятий, объектов, отдельных производств, цехов и участков, рабочих мест, механизмов и др., если эти нарушения создают угрозу жизни или здоровью работающих; налагают штрафы на предприятия, учреждения и организации в случае нарушения нормативных актов об охране труда, невыполнения распоряжений должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда о безопасности ведения взрывных работ, гигиене труда и др.; контролируют соблюдение установленного порядка допуска работников к работе; проводят в установленном порядке техническое расследование обстоятельств и причин аварий, случаев производственного травматизма; привлекают к административной ответственности работников, виновных в нарушении нормативно-правовых актов об охране труда, недр и проведении взрывных Работ, и т.д

Государственная инспекция труда Минтруда Украины (далее - государственная инспекция) осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде на промышленных предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности по таким основным вопросам: о трудовом договоре и ведении трудовых книжек; о рабочем времени и времени отдыха; об оплате труда, гарантиях его компенсации; о заключении и выполнении отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров; о трудовой дисциплине и материальной ответственности работников и др. Для выполнения возложенных на государственную инспекцию задач ей предоставлены права путем проведения плановых проверок предприятий и по поручению глав областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а также по предложению правоохранительных органов, органов Государственной налоговой службы, органов местного самоуправления, профсоюзных и других объединений граждан: контролировать соблюдение законодательства о труде на предприятиях, требовать устранения выявленных нарушений; вносить на рассмотрение собственника (руководителя) предприятия или уполномоченного им органа, органов государственной исполнительной власти предложения, направленные на устранение и предупреждение нарушений законодательства о труде, а в необходимых случаях доводить их до сведения органов прокуратуры; в случаях, предусмотренных законодательством, составлять протоколы об административных правонарушениях о несоблюдении требований законодательства о труде, а также рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания и др.

Важное место среди контролирующих органов в промышленной сфере принадлежит Антимонопольному комитету Украины- государственному органу, который призван обеспечивать в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защиту интересов предпринимателей и потребителей от нарушений, оказывать содействие развитию добросовестной конкуренции во всех сферах экономики. Реализуя эти задачи, Антимонопольный комитет Украины, его территориальные отделения контролируют соблюдение антимонопольного законодательства при создании, реорганизации, ликвидации хозяйствующих субъектов, приобретении частей (акций, паев), активов хозяйственных обществ и предприятий; при осуществлении хозяйственной деятельности предпринимателями и при реализации полномочий центральных и местных органов государственной исполнительной власти, местного и регионального самоуправления в отношении предпринимателей; в пределах своих полномочий рассматривают дела о нарушении антимонопольного законодательства и принимают решения по результатам таких рассмотрений; обращаются в суд или хозяйственный суд с исками (заявлениями) в связи с нарушением антимонопольного законодательства, направляют в правоохранительные органы материалы о тех нарушениях законодательства, которые содержат признаки преступления; дают рекомендации государственным органам о проведении мероприятий, направленных на развитие предпринимательства и конкуренции, и т. д.

Государственный контроль за деятельность промышленных предприятий осуществляют и другие специальные контролирующие органы, а именно органы: государственной статистики; Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины; государственного контроля за ценами и др.

Надзор за деятельностью промышленных предприятий осуществляет прокуратура Украины. Предметом надзора по этому вопросу с ее стороны является соответствие актов, которые принимаются органами управления промышленностью, их должностными лицами, требованиям Конституции Украины, иных нормативных актов Украины.

3.2 Административная ответственность за правонарушения в промышленности


Административная ответственность за правонарушения в промышленности предусмотрена главой 8 КоАП «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и в области использования электрической и тепловой энергии», где содержатся статьи, которые устанавливают ответственность за: нарушение требований законодательных и других нормативных актов по безопасному ведению работ в отраслях промышленности (ст. 93); нарушение требований законодательных и других нормативных актов о хранении, использовании и учете взрывчатых материалов в отраслях промышленности (ст. 94); расточительное расходование электрической и тепловой энергии (ст. 98); нарушение Правил охраны электрических сетей напряжением свыше и до 1000 Вольт (ст. ст. 99 и 100); нарушения, связанные с использованием газа (ст. 101); неподготовленность к работе резервного топливного хозяйства (ст. 103) и др.

Поскольку на промышленные предприятия распространяются правила стандартизации, метрологии и сертификации, пользования природными ресурсами, охраны природы и иные требования, то нарушение этих правил также следует рассматривать как правонарушения в промышленности. Например, выпуск и реализация продукции, не соответствующей требованиям стандартов (ст. 167); выпуск в продажу нестандартной продукции (ст. 168); выпуск, реализация продукции (товаров) без сертификата соответствия (ст. 170-1); нарушение правил водопользования (ст. 60); несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий и сооружений (ст. 79); нарушение правил складирования, хранения, размещения, транспортировки, утилизации, ликвидации и использования отходов (ст. 82) и др.

Ответственность за административные правонарушения в промышленности несут должностные лица этих органов.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются административными комиссиями, органами Минтруда Украины, органами охраны водных ресурсов, органами Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины и др.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты