Административная ответственность за правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования

Органы управления приведены в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 № 289 (в ред. от 12.01.2007) "О структуре правительства Республики Беларусь".

Необходимо отметить, что контрольная деятельность вышеперечисленных органов в области радиационной безопасности Республики Беларусь регламентирована Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, Комитета по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь от 27.04.2006 № 21/11/109/30/31/24/11/30/3/11 "Об утверждении инструкции о порядке взаимодействия республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций при обнаружении источников ионизирующего излучения".

         Также хотелось бы отметить, что ст. 3.8. ПИКоАП Республики Беларусь установлено:

• Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.4, частями 1 и 3 статьи 12.17 (за правонарушения, связанные с торговлей озерно-речной рыбой, мясом диких животных, дикорастущими растениями и их частями), статьями 15.7-15.9, 15.21, частями 1 и 2 статьи 15.22, статьей 15.23, частями 1 и 2 статьи 15.26, статьями 15.27-15.30, 15.32, частью 2 статьи 15.35, частью 2 статьи 15.37, статьями 15.51-15.53, частью 1 статьи 15.54, статьями 15.57, 15.58, 23.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.

• От имени Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать начальник этой Государственной инспекции и его заместители, начальники областных и межрайонных инспекций охраны животного и растительного мира и их заместители.

Научное обеспечение экологических проблем кроме ведомственных научных учреждений обеспечивают научно-исследовательские институты Национальной академии наук Беларуси: Генетики и цитологии, Геологических наук, Зоологии, Проблем использования природных ресурсов и экологии, Радиобиологии, Радиоэкологических проблем, Фотобиологии, Экспериментальной ботаники, Леса, Центральный ботанический сад, а также ряд научно-исследовательских институтов и центров различных министерств и иных республиканских органов государственного управления; Институты: Почвоведения и агрохимии, Защиты растений (Аграрная академия наук Минсельхозпрода), Радиационной безопасности (МЧС), Санитарно-гигиенический (Минздрав) и другие. Главный принцип административного управления в области природопользования и охраны окружающей среды - разрешительно-запретительный. Суть его в том, что Минприроды и его органами (или другими уполномоченными органами) устанавливаются лимиты на пользование отдельными видами природных ресурсов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов в окружающей среде и т.д., а также выдаются соответствующие лицензии. Должностные лица Минприроды и его органов в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право приостанавливать деятельность предприятий и производств в случае их несоответствия нормам экологической безопасности, предъявлять юридическим или физическим лицам иски за нанесенный ущерб. На этом же принципе основано проведение государственной экологической экспертизы. Реализация проектов на новое строительство объектов, или реконструкцию действующих без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещена и не подлежит финансированию. Экономические рычаги управления природопользованием и охраной окружающей среды в Республике Беларусь начали вводиться с 1992 г. Основными из них являются:

• планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

• льготное кредитование природоохранной деятельности;

• определение лимитов на пользование природными ресурсами, размещение отходов, допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;

• взимание налогов и других платежей за использование природных ресурсов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду;

• возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде.

Размеры налогов и платежей зависят не только от объемов используемых природных ресурсов или сбросов (выбросов) загрязняющих веществ, но и от того, укладывается ли природопользователь в установленные лимиты. За сверхнормативное использование природных ресурсов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, платежи взимаются в повышенных размерах. Все мероприятия по охране окружающей среды, включая строительство очистных сооружений, приобретение приборов контроля, как правило, финансируются за счет собственных средств природопользователя. Строительство общегородских очистных сооружений и осуществление региональных природоохранных мероприятий финансируется в основном из местных бюджетов и целевых бюджетных фондов охраны природы. Осуществление республиканских научно-технических и других природоохранных программ и мероприятий финансируется из средств республиканского бюджета и республиканского целевого бюджетного фонда охраны природы. Бюджетные фонды охраны природы образуются за счет платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, штрафов за нарушение природоохранного законодательства и средств, полученных в возмещение вреда, причиненного природной среде, добровольных взносов юридических лиц и граждан, включая иностранных, и других поступлений. Средства, поступившие в бюджетные фонды охраны природы, распределяются, как правило, в следующем соотношении: 60% их перечисляется в городские и районные бюджетные фонды охраны природы, 30 - в областные и 10% - в республиканский бюджетный фонд охраны природы. Используются средства этих фондов на природоохранные мероприятия в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" и соответствующими постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.


1.1 Государственная экологическая экспертиза

В соответствии со статьёй 6 Закона Республики Беларусь "О государственной экологической экспертизе" от 18.06.1993 № 2442-ХП (в ред. от 14.07.2000) объектами государственной экологической экспертизы являются:

• концепции, программы (в том числе инвестиционные) и схемы отраслевого и территориального социально-экономического развития;

• схемы комплексного использования и охраны природных ресурсов;

• градостроительная документация (генеральные планы городов и населенных пунктов, проекты и схемы детальной планировки);

• обоснования инвестиций в строительство, проектная документация (архитектурный, строительный проекты и др.) на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию, изменение профиля производства, ликвидацию объектов и комплексов независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

Объектами государственной экологической экспертизы могут быть и иные проектные решения планируемой хозяйственной и иной деятельности, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду.

Государственная экологическая экспертиза проектов, осуществляемая органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды является важным элементом государственной политики в области природопользования. В его системе функционирует Специализированная инспекция по государственной экологической экспертизе проектов, в составе которой действует три отдела: по экологической экспертизе проектов мелиоративного и водохозяйственного строительства; по экологической экспертизе проектов водоснабжения, канализации и охраны атмосферного воздуха; по размещению народнохозяйственных объектов. В структуре областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды также есть отделы государственной экологической экспертизы проектов.

Проведение государственной экологической экспертизы в республике регламентируется Законом Республики Беларусь "О государственной экологической экспертизе", в котором определены цели государственной экологической экспертизы, ее место в системе принятия решений, устанавливается общий порядок организации и проведения экспертизы, права и обязанности сторон, порядок обжалования заключений и рассмотрения споров. В соответствии со статьёй 9 этого Закона Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды разработаны и утверждены "Инструкция о порядке проведения государственной экологической экспертизы проектной документации в Республике Беларусь", "Методические указания о составе и основных требованиях по обоснованию места размещения объектов хозяйственной и иной деятельности в Республике Беларусь", "Порядок привлечения внештатных экспертов для проведения государственной экологической экспертизы", другие нормативные акты.

Законами Республики Беларусь также предусматривается и возможность проведения общественной экологической экспертизы. Она осуществляется независимыми группами специалистов по инициативе граждан или любой заинтересованной организации, общественных объединений. Ее заключения рассматриваются органами, осуществляющими государственную экологическую экспертизу. Общественная экологическая экспертиза проводится за счет средств заинтересованной стороны или на общественных началах.


1.2 Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь


Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь (НСМОС) представляет собой совокупность систем наблюдений, оценок и прогноза состояния природных сред и явлений, а также биологических откликов на изменение окружающей среды под влиянием естественных и техногенных факторов с организацией сбора, обработки и представления мониторинговой информации органам управления и хозяйствования для решения общегосударственных задач рационального природопользования.

Основные задачи НСМОС состоят в следующем:

• получение информации о состоянии окружающей среды в соответствии с утвержденной структурной организацией НСМОС по пунктам наблюдений и контролируемым показателям, размещение и состав которых определены Техническим проектом НСМОС;

• объединение информационных систем отдельных видов мониторинга и создание единой автоматизированной информационной системы для сбора, хранения, обработки, обобщения и представления данных о состоянии окружающей среды;

• выполнение оперативных оценок состояния окружающей среды (покомпонентных и комплексных) и составление прогнозов его изменения под влиянием естественных факторов и техногенного загрязнения;

• подготовка периодической информации о состоянии окружающей среды в виде обзоров, ежегодников, справочников и других информационных материалов.

Работы по созданию и обеспечению функционирования НСМОС начаты после принятия Постановления Совета Министров Республики Беларусь "О создании национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (НСМОС)" от 20.04.1993 г. №247 (в ред. от 14.07.2003). Организующая и координирующая роль в выполнении этих работ принадлежит Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты