Административно-правовое регулирование оборота оружия в Российской Федерации

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в следующих целях: пресечение правонарушения; составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения; обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления[56].

Перечень указанных мер включает: 1) доставление; 2) административное задержание; 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; 4) изъятие вещей и документов; 5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; 6) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; 7) медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 8) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; 9) арест товаров, транспортных средств и иных вещей; 10) привод; 11) временный запрет деятельности.

Данные меры вправе применять только специально уполномоченные на то лица, причем строго в пределах своих полномочий.

Следует иметь в виду, что цели применения отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях носят более узкий характер по сравнению с содержанием статьи 27.1 КоАП РФ.

Так, согласно ст. 27.2 КоАП РФ «доставление применяется в целях составления протокола об административном правонарушении». В соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ «административное задержание может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела и исполнения вынесенного постановления». В ст. 27.7 КоАП РФ предусмотрено, что «личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения»[57].

В случае незаконного применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях причиненный вред подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.


§ 3 Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере оборота оружия


Исполнение постановлений — завершающая стадия производства по административным правонарушениям (гл. 31, 32 КоАП РФ). В соответствии со ст. 32.1 КоАП РФ «постановление подлежит исполнению с момента его вынесения»[58]. В отличие от приговоров судов, которые по общему правилу могут быть обращены к исполнению лишь по истечении срока кассационного обжалования, постановления о наложении взысканий являются актами управления и вступают в силу немедленно.

Исполнением постановлений заняты различные органы. При этом они осуществляют двоякую по характеру деятельность по обращению постановлений к исполнению и по непосредственному приведению их в исполнение. Первую из них, согласно ст. 32.1 КоАП РФ, осуществляют юрисдикционные органы, те, которые решают вопрос об ответственности виновных и выносят постановления о наложении административных взысканий. Вторую, осуществляют специально уполномоченные на то органы государства в порядке, установленном законодательством. И та и другая деятельность образуют единую стадию исполнения постановлений, но являются разными ее этапами.

На первом этапе (обращение постановлений к исполнению) юрисдикционный орган, прежде всего, должен своевременно направить вынесенное постановление органу–исполнителю. В содержание этой деятельности входят также осуществление контроля за правильным исполнением постановлений и разрешение всех связанных с ним вопросов, прекращение исполнения постановлений по основаниям.

Деятельность государственных органов по приведению в исполнение направленных им постановлений имеет своей целью непосредственную реализацию административных взысканий. Она производится посредством действий, которые причиняют наказанному соответствующие лишения и правоограничения в установленных постановлением пределах.

В производстве по некоторым правонарушениям юрисдикционный орган, вынесший постановление, уполномочен сам привести его в исполнение. Примером могут служить производство по нарушениям. За нарушение правил охоты, управление транспортными средствами водителями в состоянии опьянения виновные могут быть лишены соответствующих специальных прав на определенный период органами охотничьего хозяйства и государственной автомобильной инспекции. Эти же органы и исполняют вынесенные ими постановления путем изъятия удостоверений на право охоты или управления средствами транспорта[59].

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или обращение в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

Постановление судьи о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом–исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов – органами внутренних дел (п. 1 ст. 32.4 КоАП РФ).

Возмездное изъятие или конфискация вещи, явившейся орудием или предметом административного правонарушения, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исполнение постановления о возмездном изъятии вещи, явившейся орудием или предметом административного правонарушения, состоит в том, что изъятые предметы сдаются для реализации в отделениях Российского фонда федерального имущества. Из вырученной от продажи суммы вычитаются расходы, понесенные в связи с реализацией соответствующего предмета, а оставшаяся сумма возвращается бывшему собственнику соответствующей вещи[60].

Исполнение постановления о конфискации вещи, явившейся орудием или предметом административного правонарушения, включает изъятие предмета, подлежащего конфискации, и его принудительное безвозмездное обращение в собственность государства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2002 № 260 "О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" полномочиями по распоряжению и реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, наделен исключительно Российский фонд федерального имущества[61]. При этом пунктом 2 данного постановления установлено, что федеральные органы исполнительной власти передают в Российский фонд федерального имущества обращенное в собственность государства имущество для его учета, оценки и распоряжения им. Таким образом, названным нормативным правовым актом определено, что непосредственно Российский фонд федерального имущества распоряжается конфискованным в доход государства имуществом, а именно, принимает решение о его реализации либо утилизации.

Порядок учета, оценки и распоряжения таким имуществом определен Положением "Об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 № 311. Для передачи имущества, обращенного в собственность государства, судебный пристав–исполнитель уведомляет Российский фонд федерального имущества (его отделение) либо соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) о наличии и месте нахождения имущества, подлежащего конфискации[62].

Передача имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется по акту передачи, составляемому судебным приставом–исполнителем. После чего судебный пристав–исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и возвращает исполнительный документ в суд или орган, его выдавший.

Очень важно отметить, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению (ч. 3 ст. 27 ФЗ «Об оружии»).

В соответствии с ч. 1 ст. 32.4 КоАП РФ постановление судьи о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов исполняется органами внутренних дел в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что реализация возмездно изъятых или конфискованных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Специфика исполнительного производства, осуществляемого судебными приставами–исполнителями, заключается в том, что в ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлен «двухмесячный срок (со дня возбуждения исполнительного производства), в течение которого требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены. Однако поскольку данный срок не носит пресекательного характера, истечение его не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства»[63].

Статья 31.5 КоАП РФ предусматривает отсрочку исполнения постановлений, которыми наложены административные взыскания в виде штрафа, ареста и исправительных работ. Одним из проявлений гуманности положений КоАП РФ является то, что в этой статье предусмотрена возможность отсрочки исполнения постановления о назначении административного наказания. Это касается таких видов наказания, как административный арест, лишение специального права и административный штраф. Следует обратить внимание на то, что в настоящее время взыскание штрафа на месте совершения правонарушения не осуществляется.

Отсрочка исполнения постановления о назначении административного наказания обусловлена наличием таких обстоятельств, вследствие которых немедленное исполнение постановления невозможно. К числу данных обстоятельств можно отнести, например, болезнь лица, привлеченного к ответственности, наличие у него материальных трудностей и др.

Срок отсрочки исполнения постановления о наложении административного наказания не может превышать одного месяца.

Кроме отсрочки исполнения постановления о наложении административного штрафа уплата такого штрафа может быть рассрочена с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности.

Срок рассрочки уплаты административного штрафа установлен иной, чем срок отсрочки. Его максимальная величина составляет три месяца.

Решение об отсрочке или о рассрочке исполнения постановления о назначении административного наказания принимает субъект (судья, орган, должностное лицо), вынесший постановление. При отсутствии судьи, должностного лица, вынесших постановление, указанное решение принимается лицом, которое в официальном порядке замещает соответствующую должность или исполняет соответствующие обязанности. Это решение выносится в виде определения[64].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты