Административно-правовой статус управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

В 1990 году за счет штатной численности ГУУР и ГУБХСС МВД СССР создается Управление по борьбе с распространением наркомании ГУУР МВД СССР. В его структуре, помимо двух центральных, формируются еще семь межрегиональных отделов по борьбе с наркобизнесом, подчиненные непосредственно МВД СССР. Основные функции управления вошли, например, такие, как организация работы с межрегиональными подразделениями, международное взаимодействие, научное обеспечение оперативно-служебных задач.

Таким образом, в 1990 году в МВД СССР создается определенная система борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков, организационно и структурно функционально адекватная внутриведомственному, межведомственному и международному направлениям работы. В целом задача борьбы с незаконным оборотом наркотиков по-прежнему возлагалась на подразделения уголовного розыска.

В ноябре 1991 года это подразделение милиции выводится из-под юрисдикции ГУУР МВД СССР. Вместо прежнего управления образуется Бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков МВД СССР, которое становится самостоятельной отраслевой службой. Четвертое Бюро (таково его условное наименование) получает полномочия и соответствующие обязанности в области контроля над легальным оборотом наркотиков и борьбы с незаконным оборотом наркотиков, движением прекурсоров, используемых при изготовлении наркотических средств, а также решает определенные задачи в борьбе с контрабандой наркотиков, приобретает возможность создания единого компьютерного банка оперативных данных, наделяется иными не менее важными функциями. Приказом МВД СССР № 409 от 6 декабря 1991 г. штатная численность Бюро была установлена в количестве 50 человек. С этого момента и начинается отсчет времени рождения отраслевой службы криминальной милиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

После неудавшейся попытки объединения МВД и ФСК в Министерство внутренних дел и безопасности Российской Федерации Бюро сливается с отделом Управления по борьбе с наркоманией УУР МВД РСФСР. На базе этих двух организационных структур в 1994 году образуется существующее ныне Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД России.

Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УБНОН) МВД России не только руководит деятельностью аналогичных подразделений на местах, но и разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами единую стратегию борьбы с незаконным оборотом наркотиков, осуществляет планирование этой работы и принимает меры противодействия распространению наркомании. Управление осуществляет организационно-методическое руководство и координацию деятельности всех органов внутренних дел по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, занимается разоблачениям особо опасных преступных групп, специализирующихся на распространении наркотиков, располагающих межрегиональными и международными связями, а также обеспечивает выполнение международных обязательств по контролю за оборотом наркотиков и организует сотрудничество со специализированными подразделениями стран СНГ и других государств в этой сфере.

Начиная с 1997 года в структуре наркорынка начинают происходить качественные изменения. Резко стала увеличиваться доля высококонцентрированных синтетических и полусинтетических наркотиков. Доля изъятия героина, в целом по России, увеличилось с 2% до 56%.

В мае 1998 года межведомственным приказом МВД, ГТК, ФСБ и ФПС России образуется Центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России (на правах Управления). Это новое организационное образование непосредственно подчиняется УБНОН МВД России. Наконец, приказом МВД России в апреле 2000 года создается Оперативно-розыскная часть МВД России также курируемая УБНОН МВД России.

К сожалению, только в 1998 году был принят Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", содержащий нормы, предусматривающие формирование самостоятельного, специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Этим была заложена законодательная основа для создания Госнаркоконтроля России.

Таким образом, современными вехами организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Российской Федерации являются:

6 декабря 1991 года - в структуре криминальной милиции МВД создано бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков.

10 февраля 1992 - бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков криминальной милиции МВД преобразовано в Управление по незаконному обороту наркотиков МВД России.

1998 год - принят Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", которым вводились нормы, предусматривающие формирование самостоятельного, специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

11 марта 2003 года - Президентом России подписан Указ № 306. Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при МВД России преобразован в самостоятельную правоохранительную структуру с использованием материально-технического обеспечения расформируемой Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.

1 июля 2003 года - Госнаркоконтроль России начинает свою деятельность.

Решение о создании новой федеральной структуры по борьбе с наркотиками было принято 24 сентября 2002 года на заседании Госсовета Российской Федерации, специально посвященном борьбе с наркотиками.11 марта 2003 года Владимир Путин подписал пакет указов, в результате которых упразднил Федеральную службу налоговой полиции, Федеральное агентство правительственной связи и информации, и передал функции ФПС в ведение ФСБ. Наследником ФСНП и стала новая структура.

Потом Госнаркоконтроль ненадолго был переименован в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, пока эта силовая структура не получила своего нынешнего наименования - Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков.

По этому же указу предельная численность ФСКН и ее территориальных органов была определена в 40 тыс. сотрудников, а штат центрального аппарата - 1400 человек. Сотрудники ФСКН носят специальные звания - офицеров полиции.

28 июля 2004 года Президентом России подписан Указ № 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" в соответствии с которым Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ реорганизована (в составе федеральной службы созданы 10 департаментов по направлениям работы, Управления по федеральным округам введены в состав Департамента организационно-региональной деятельности) и переименована в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) .

Слияние кадровых потенциалов налоговой полиции, сотрудников органов внутренних дел и других специализированных ведомств позволило создать реально действующую государственную структуру, вставшую на пути наркобизнеса. В течение предельно короткого времени руководству Федеральной службы удалось создать сплоченный и эффективный коллектив наркополицейских. Наркотеррору, который реально угрожал национальной безопасности нашей страны, был дан решительный отпор.

Создание ФСКН России - это ответ государства на те вызовы, которые в 90-х годах прошлого века были брошены международной наркомафией нашей стране. Масштабы незаконного оборота наркотиков и их немедицинского потребления стали серьезной угрозой здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности и в целом безопасности государства.

Перед органами наркоконтроля были поставлены задачи - остановить наркоагрессию, коренным образом изменить стратегию борьбы с наркобизнесом и выстроить новую государственную антинаркотическую политику.

18 октября 2007 года Указом Президента России образован Государственный антинаркотический комитет. Его деятельность позволит эффективнее реализовывать необходимые меры по организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков, активнее совершенствовать нормативные правовые акты в этой сфере, а также обеспечит возможность согласованного и оперативного решения наиболее важных вопросов по разработке и реализации антинаркотических программ, научно-методическому обеспечению антинаркотической работы, профилактике наркомании.

В рамках государственной стратегии борьбы с незаконным оборотом наркотиков деятельность ФСКН России по-прежнему будет направлена на выявление организованных форм наркопреступности, пресечение тяжких и особо тяжких преступлений, связанных со сбытом и контрабандой наркотиков, отмыванием преступных доходов.


1.2 Структура и задачи Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков


Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков является федеральным органом исполнительной власти. Ее назначение в том, чтобы решать вопросы и проблемы, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, противодействовать их незаконному обороту, а также координировать деятельность других органов исполнительной власти в этой области. Федеральная служба РФ по наркоконтролю призвана осуществлять правоохранительную деятельность по обеспечению законности применения и использования наркотических средств и психотропных веществ на территории России гражданами, юридическими лицами и специальными учреждениями.

Основные задачи Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков можно разделить на две группы.

К первой группе относятся задачи, направленные на выявление, предупреждение, пресечение и расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Ко второй группе относятся задачи, направленные на координацию деятельности, разработку государственной политики в области оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Основные задачи первой группы:

1. Обеспечивать контроль в пределах своей компетенции за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществлять меры по противодействию их незаконному обороту.

2. Выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать преступления, отнесенные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности органов ФСКН России.

Основные задачи второй группы:

1. Координировать деятельность органов исполнительной власти по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

2. Участвовать в разработке и реализации государственной политики в области оборота наркотических средств и психотропных веществ и противодействию их незаконному обороту.

3. Создать и вести единый банк данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств и психотропных веществ и противодействия их незаконному обороту.

4. Осуществлять в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействие и информированный обмен с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, а также представлять интересы Российской Федерации в международных организациях по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

Поставленные перед Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков задачи решаются через выполняемые ею функции, которые она обязана осуществлять.

ФСКН России и его территориальные органы составляют единую систему органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией России и федеральными законами руководит деятельностью ФСКН России. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России координирует деятельность ФСКН России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты