Административно-процессуальные нормы, регламентирующие многие позитивные стороны деятельности по управлению, именуются административно-процедурными. Это, например, нормы, определяющие порядок деятельности Правительства РФ (регламент), регламенты других органов исполнительной власти, правила подготовки заседаний, оформления принятых решений. Грань в таких случаях между административно-процессуальными и административно-процедурными нормами еще менее заметна. Иногда выделяют регулятивные и правоохранительные административно-правовые нормы. Но ведь правоохранительные нормы, независимо от их особенностей, обладают качествами регулятора соответствующих отношений.
Более важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. На основе указанного критерия можно выделить следующие виды административно-правовых норм:
1) обязывающие, т.е. предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Веления, которые содержатся в такого рода административно-правовых нормах, могут быть выражены как обязательное предписание. Например, при приеме на работу либо переводе на другую должность администрация обязана издать приказ; создающиеся общественные или коммерческие объединения должны пройти регистрацию; ряд органов, учреждений и организаций, чтобы иметь право нa занятие определенной деятельностью, должны вначале получить лицензию от соответствующей инстанции (органа), дающую право заниматься указанной деятельностью;
2) запрещающие административно-правовые нормы, т.е. такие, которые предусматривают запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определенных данной нормой. Запреты могут носить либо общий, либо специальный характер. Например, действие (бездействие), составляющее административное правонарушение, является общим запретом. Милиции запрещено применять специальные средства и огнестрельное оружие в отношении женщин с явными признаками беременности, граждан с признаками инвалидности; должностным лицам таможенных органов (разновидность органов исполнительной власти) запрещается применять огнестрельное оружие в отношений женщин, граждан с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного, группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью работников таможенных органов РФ, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние люди (ст. 427 ТК PФ).
Перечисленные выше нормы - запреты специального характера;
3) уполномочивающие или дозволительные административно-правовые нормы. В этих нормах, разнообразных по наименованию, выражается предусмотренная административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Нет прямых предписаний, как и запретов. Однако норма создает определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых отношений действуют нe произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует о наличии иного средства юридического воздействия, а именно - разрешения. Дозволение фактически означает разрешение данной нормой в данных условиях совершать либо не совершать данные действия. Поэтому в административно-правовой литературе дозволительные нормы соответственно могут характеризоваться как разрешительные.
Помимо перечисленных и кратко охарактеризованных видов административно-правовых норм, существуют стимулирующие (поощрительные) нормы и рекомендательные.
Первые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых общественных отношений. В литературе отмечается: удельный вес подобного рода административно-правовых норм имеет тенденцию к возрастанию, что связывается с использованием в процессе реализации исполнительной власти экономических рычагов (методов). Именно в таком аспекте говорится об установлении налоговых, таможенных и иных льгот, освобождении от налогового обложения, применении льгoтного кредитования.
Особенность вторых состоит в том, что даваемые ими рекомендации, как правило, не имеют юридически обязательного характера.
Таким образом, наиболее общей классификацией административно-правовых норм является деление их на материальные и процессуальные. Однако также важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. На основе данного критерия выделяют обязывающие, запрещающие и уполномачивающие административно-правовые нормы. Кроме того также выделяют стимулирующие и рекомендательные административно-правовые нормы.
3. Реализация административно-правовых норм
Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений. В этом процессе участвуют все стороны указанных отношений, но, естественно, по-разному, т.е. в соответствии с их административно-правовым статусом.
Известны два основных способа реализации административно-правовых норм: исполнение и применение.
Исполнение административно-правовых норм - точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых норм универсален, так как его субъектами являются любые участники управленческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в cфepe государственного управления. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государетвенной дисциплптты в сфере реализации исполнительной власти.
В отличие от исполнения применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.). Административно-правовая норма реализуется нe в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неположенном месте и т.п.), а путем официального юридически властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц). Правоприменение - обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.
Правоприменение в административном порядке в случаях, специально предусмотренных действующим российским законодательством, возлагается также на суды (судей). В частности, такого рода действия судебные органы осуществляют как при назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений (например, за мелкое хулиганство), так и при рассмотрении и разрешении ряда административных по своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц).
Таким образом, исполнение и применение есть два основных способа реализации административно-правовых норм. Самостоятельное значение имеет вопрос о действии административно-правовых норм, т.е. об их юридической силе. Административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы, а также могут иметь юридическую силу в отношении различного круга лиц. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. К этой основной позиции можно добавить, что в некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы транспортных министерств и ведомств). Возможен их «выход» и за Государственную границу РФ. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций (например, различного рода представительств) и граждан, находящихся и зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами - членами Содружества Независимых Государств (СНГ).
В пределах России административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан.
Во времени административно-правовые нормы, как правило, нe ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия (например, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного положения).
3 аконную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания содержащих их нормативных актов (например, указов Президента или постановлений Правительства PФ), либо в тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу. Как правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком вступления их в силу может служить также момент доведения административноправовых норм до исполнителей.
В Российской Федерации действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами РФ.
Законы и другие правовые акты, содержащие административно-правовые нормы и действовавшие на территории до вступления в силу Конституции РФ, применяются в части, не противоречащей этой Конституции.
Принципиальное значение для действия административно-правовых норм как в пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции РФ: любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15).
Особую значимость процесс реализации административно-правовых норм приобретает в связи с особенностями современного федеративного устройства России, поскольку к компетенции органов государственной власти субъектов РФ отнесено самостоятельное установление нормативных правовых актов. Практика многих лет, к сожалению, демонстрирует немало фактов, суть которых в том, что на уровне субъектов РФ устанавливаются правовые нормы, в том числе и административно-правовые, не соответствующие федеральному законодательству. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ (ч. 5) установлено, что в случае противоречий между нормативными правовыми актами субъектов РФ и федеральными приоритет отдается федеральным. В соответствии с Фeдеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. с последующими изменениями и дополнениями, нормативные правовые акты субъектов РФ, признанные судом противоречащими федеральному и региональному законодательству, подлежат приведению в соответствие с законом в течение шести месяцев.
Таким образом, исполнение и применение есть два основных способа реализации административно-правовых норм. Особое значение имеет вопрос о пространственных и временных границах административно-правовых норм, а также о их юридической силе в отношении различного круга лиц.