Административно-правовые нормы

4. Формы выражения административно-правовых норм


Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения, они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включаются как статьи, пункты, параграфы и т.д. в акты государственных и муниципальных органов. Такие «акты, если они содержат правовые нормы, становятся источниками права, внешними формами его выражения».

Источниками административного права являются акты государственных органов, в которых содержатся адтинистративно-правовые нормы. Четвёртой важнейшей особенностью отрасли является разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом административных управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.

Для правовой регламентации ее деятельности нужно большое число законов и еще большее количество конкретизирующих их подзаконных нормативных актов.

Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. Ho много и «смешанных», многоотраслевых; в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и трудового; административного и гражданского).

На наш взгляд наиболее полную классификацию источников административного права приводит Д.Н. Бахрах.

В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы; а значит, и по их юридической силе все источники административного права нужно поделить на несколько групп:

I.  Акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов;

II.    Акты Президента Российской Федерации;

III. Акты государственной администрации;

IV.Акты муниципальных органов;

V. Публичные договоры;

VI. Акты правосудия;

VII. Административные обыкновения.

I.  В первой группе источников можно различать:

1. Федеральные законы и иные нормативные акты Федерального Собрания Российской Федерации

а) Конституция Российской Федерации;

б) Федеральные Конституционные законы (Федеральный Конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», «Об уполномоченном пo правам человека в Российской Федерации» и др.);

в) Федеральные законы (ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; Кодекс об административных правонарушениях и др.);

г) декларации, положения, акты об амнистии и другие акты палат Федерального собрания Российской Федерации (Постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания РФ»).

2. 3 аконодательные акты субъектов Федерации:

а) конституции; уставы субъектов Федерации (Устав Саратовской области);

б) законы субъектов Федерации (Закон Саратовской области «О губернаторе Саратовской области»).

II.      Вторая группа - акты Президента Российской Федерации. Поскольку Конституция Российской Федерации нe отнесла Президента ни к одной из трёх ветвей власти, Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента - важнейший источник административного права.

Акты Президента Российской Федерации - это:

а) указы Президента (Указ Президента РФ «О проведении аттестации государственных гражданских служащих»);

б) распоряжения Президента().

III. Третья гpyппa          акты государственной администрации - самая многочисленная как по количеству актов, так и по их источникам.

1.     Административные акты федеральных органов и организаций:

а) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ «О завершении реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005)»);

б) постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции (Приказ Минобразования РФ «О предоставлении государственными и муниципальными образовательыми учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей вне рамок образовательных программ»);

в) приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;

г) акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.;

д) акты Банка России.

2. Административные акты субъектов Федерации:

а) указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);

б) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации;

в) приказы; постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Федерации;

г) приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);

д) приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.

IV. Любые правовые нормы, регулирующие вопросы административного принуждения, являются административными. И если такие нормы принимаются решениями муниципальных органов, эти акты становятся источниками отраслевых норм.

V.      В правовой жизни России постепенно увеличивается роль публичных договоров, содержащих нормы административного права. В пятую группу источников административного права входят четыре вида договоров.

1. Международные договоры.

В ч. 4 ст. 15 Конституции России сказано: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Конечно, правительство, министерство нe вправе заключать с органами зарубежных государств договоры, которые противоречат законам России.

2. Федеративные договоры. Уже заключено более 50 договоров Российской Федерации е ее субъектами.

3. Административные договоры. Нормы административного права имеются в договорах федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации, только между федеральными органами, только между органами субъектов Федерации, между государственными органами и муниципальными и т, д.

4. Нормативными общефедеральными являются соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов; работодателей и Правительством России, а также аналогичные трехсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов Федерации между профсоюзами, предпринимателями и администрациями субъектов Федерации.

VI. Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права.

Известно, что нормативными являются нe только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую.

Акты правосудия могут двумя способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы, и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их. Во-вторых, и тех случаях, когда законом установлено, что решения определенных судов являются обязательными для судов той же или низшей инстанции.

В России акты правосудия нe считаются правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу.

Существуют два вида актов правосудия как источников права. Во-первых, акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России. Второй вид актов правосудия, которые признаны источниками административного права, - постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации: Конституционному Суду РФ предоставлены полномочия пo разрешению дел о соответствии Конституции России федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125 Конституции. Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Конституционный Суд PФ принял ряд постановлений, которыми признал несоответствующими Конституции PФ, федеральным законам многие административно-правовые нормы, содержащие ограничения, связанные с регистрационным учетом (пропиской) граждан, регулирующие применение мер административного принуждения (задержания, конфискации), закрепляющих полномочия органов государственной власти.

VII. Административные обыкновения в наше время в России, вопервых, существуют как правила деятельности в отдельных государственных организациях, это локальные нормы. Во-вторых, они ни письменным, ни устным актом власти не закреплены, являются сложившимися в конкретных организациях обычаями (неформальными нормами) деятельности (распределения дел между служащими, существующими процедурами визирования документов и т.д.). В-третьих, они субъективны, в том смысле; что используются, если их признает руководитель организации или пока их не закрепят в актах субъектов власти.




Заключение


Подведем итоги. Первая глава работы была посвящена вопросам, касающихся изучения понятия административно-правовых норм. Мы выяснили, что любая отрасль права состоит из юридических норм. Первичными «кирпичиками» административного права, «клеточками», на базе которых формируется система отрасли, являются административно-правовые нормы. Изучив определения, данные различными учеными, и основываясь на их соображениях, касающихся характеристики административно-правовых норм, мы сформулировали наиболее близкое нам определение административно-правовых норм. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения, возникающие при формировании и деятельности исполнительной власти. В ходе работы мы выяснили, что существует множество классификаций административно-правовых норм. Наиболее общим является деление на Материальные и процессуальные. Однако также выделяют административно-правовые нормы, регулирующие порядок рассмотрения и разрешения различных административных споров. В зависимости от конкретного юридического содержания нормы делятся на обязывающие, запрещающие и уполномачивающие. Кроме того выделяют стимулирующие и рекомендательные административно-правовые нормы. Процесс претворения в жизнь государственной воли называется рализацией норм административного права. Различают два способа реализации норм: исполнение и применение. Внешней формой выражения административно-правовых норм являются источники административного права. В практическом варианте - это юридические акты различных государственных органов, т.е. нормативные акты. Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. Различают: акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов; акты Президента Российской Федерации; акты государственной администрации; Акты муниципальных органов; публичные договоры; акты правосудия; административные обыкновения.

Таким образом мы рассматрели понятие, особенности, виды и структуру административно-правовых норм и отношений, что и требовала поставленная выше цель.




Библиографический список

1. Конституция РФ

2.       СЗ РФ. №42. Ст. 5005; Российская газета. 2000. 1 авг.; 2001. 14 февраля

3.       Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2002.

4.       Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: Изд. НОРМА, 2002.

5.       Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право: Учебник. - М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004

6.       Демин А.В. Нормативный договор как источник административного права // Государство и право. 1998. №2.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты