Административно-правовые основы государственного управления в сфере использования и охраны недр

Реализацию общих функций осуществляют федеральные органы государственной власти (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ), органы государственной власти субъектов РФ. Для осуществления специальных (управленческих) функций в сфере недропользования создается система исполнительных органов, уполномоченных действовать от имени государства и решать задачи, вытекающие из необходимости реализации более высоких и общих целей (общих функций). Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года (в ред. от 22 июня 2009 г.) система этих органов включает: Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. На каждое из них возложено выполнение определенных (специальных) функций.

Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности возложены на Министерство природных ресурсов РФ.

Функции по контролю и надзору в сфере экологии и природопользованию возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, правоприменительные функции в сфере недропользования возложены па Федеральное агентство по недропользованию.

В определенной степени реализацию общих функции в сфере недропользования осуществляют (причастны к осуществлению): Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство водных ресурсов.


ГЛАВА 3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР

3.1 СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР

В Законе РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» вопросам полномочий федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования посвящена ст. 3. Из этих полномочий к правоустановительной форме управления можно отнести разработку и совершенствование законодательства РФ о недрах, установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработку соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых, а также установление размеров и порядка взимания платы за геологическую информацию о недрах.

Правоприменительная форма управления охватывает создание и ведение единой системы федерального и территориального фондов геологической информации о недрах, государственную экспертизу информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, определение совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального значения, регионального значения и местного значения, установление перечней участков недр, право пользования, которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции, составление государственного баланса запасов полезных ископаемых, государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственная регистрация работ по геологическому изучению недр.

Регулятивная форма управления включает: определение и реализацию федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ, распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр (за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации), распоряжение недрами континентального шельфа Российской Федерации, координацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами, заключение международных договоров Российской Федерации по геологическому изучению, использованию и охране недр.

К правоохранительной форме управления можно отнести такие полномочия как введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды, а также защиту прав пользователей недрами и интересов граждан РФ, разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами РФ.

В ст. 4 Закона РФ «О недрах» определены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что подавляющее их большинство можно отнести к регулятивной форме управления. Это такие полномочия, как: участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы, разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы, создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов; участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, распоряжение совместно с РФ единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с РФ участков недр федерального, регионального и местного значения, а также участие в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр.

Правоохранительная форма управления включает защиту интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами, государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным правительством РФ порядком.

К правоустановительной форме управления следует отнести принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о недрах и установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения.

А к правоприменительной форме следует отнести: составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.


3.2 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАСРТВЕННОЙ ВЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ


В системе государственного управления недропользованием МПР России занимает ведущее положение и находится в центре системы органов, имеющих строго специальные направления деятельности. В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 года №404 (в ред. от 13.10.2008 N 753, от 07.11.2008 N 814, от 29.12.2008 N 1052, от 27.01.2009 N 43) Министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет координацию деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства водных ресурсов.

Для осуществления возложенных полномочий Министерство природных ресурсов и экологии может образовывать в установленном порядке свои территориальные органы. В министерстве создаются структурные подразделения по различным направлениям деятельности. На сегодняшний день это - 8 депаратаментов.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федерального агентства по недропользованию. В этих целях министр осуществляет следующие функции: утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральной службы и федерального агентства, а также отчет об их исполнении; вносит в Правительство РФ по представлению руководителя федеральной службы и федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о штатной численности этих органов исполнительной власти и фонде оплаты труда их работников; вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к сферам деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федерального агентства по недропользованию; во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дает поручения подведомственным федеральной службе и федеральному агентству и контролирует их исполнение; имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федеральной службы и др.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Минприроды России самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование участками недр;

порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса;

порядок переоформления лицензий на пользование участками недр;

классификация запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых;

методики геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых и участков недр по видам полезных ископаемых;

порядок и условия использования геологической информации о недрах, являющейся государственной собственностью;

форма бланка лицензии на пользование недрами;

региональные перечни видов полезных ископаемых, относимых к общераспространенным.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» министерство не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. В соответствии с Положением о разграничении полномочии федеральных органов исполнительной власти в области подготовки, заключения и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией на Министерство природных ресурсов и экологии РФ возложено осуществление следующих полномочий: участие в пределах своей компетенции в осуществлении контроля объемов добытого и подлежащего разделу минерального сырья в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции, а также объемов минерального сырья, передаваемого государству в результате раздела продукции; участвует в пределах своей компетенции в осуществлении контроля объемов минерального сырья, передаваемого в собственность инвестора в качестве компенсационной и соответствующей части прибыльной продукции; осуществляет контроль за соблюдением условий соглашений о разделе продукции в части технологии производства работ по обустройству месторождений минерального сырья и их эксплуатации; осуществляет контроль за соблюдением условий соглашений о разделе продукции в части исполнения инвесторами и/или операторами обязательств по поиску и разведке, технологии производства поисково-разведочных работ; осуществляет контроль за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка пользования недрами; участвует в разработке проектов федеральных законов об участках недр и месторождениях, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, в подготовке обоснований целесообразности включения таких участков недр и месторождений в указанные перечни; участвует в подготовке предложений по включению участков недр и месторождений в перечни участков недр и месторождений, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты